Приднестровское урегулирование: "Россия ждет удобного момента, чтобы сдать Приднестровье Молдавии". Выборы в парламент Молдавии: "Все бессарабские политики - шумные провинциалы, зависимые от западного влияния". "Черный список" ЕС: "ЕС стремится столкнуть политическую элиту Приднестровья между собой". Экономика: "То, что Приднестровье самодостаточная республика - сказки".

Приднестровское урегулирование: "Россия ждет удобного момента, чтобы сдать Приднестровье Молдавии"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В течение последнего года в Кишинев стали слетаться высшие руководители Кремля. Первый своим визитом удостоил Молдавию председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Через пару месяцев - председатель Государственной думы почтил своим вниманием молдавскую элиту. Буквально сразу же после этого в Кишиневе состоялся саммит СНГ и соответственно приезд премьер-министра РФ Владимира Путина. Тут уже журналисты и политологи заговорили о кремлевских фаворитах на предстоящих выборах в Молдавии. Последним прибыл министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Его журналисты прямо спросили - есть ли скрытая цель визита. Лавров ответил - нет, с выборами это не связано. В Приднестровье посмотреть и послушать руководство и граждан республики российские чины прибыть так и не смогли. Дипломатическая этика не позволяет. Зато позволяет этика посещать нас многочисленным европейским делегациям. Новые - знакомятся, давно служащие в нашей, как они называют, горячей точке - контролируют ситуацию".

"В последнее время в Кишиневе всё чаще говорят о скором решении приднестровского вопроса. Молдавские политики рассматривают проект демилитаризации. То есть роспуск армии в Приднестровье и вывод российских миротворцев. Такие заявления сейчас преждевременны, считает Сергей Лавров. Сначала необходимо сблизить позиции Кишинёва и Тирасполя. Приднестровье и Молдавия за год успели обменяться проектами урегулирования конфликта на Днестре. Кишинёв отверг Договор о дружбе и сотрудничестве, Тирасполь - закон об автономном статусе Приднестровья (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Позиции сторон противоположны. Необходим специальный механизм урегулирования. По мнению главы российского МИД, им может стать переговорный процесс в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Приднестровский МИД поддерживает такие заявления. Но при этом отмечает, что скоро можно будет отмечать ровно три года, как этот формат не работает. По мнению замминистра реинтеграции Молдавии Иона Стэвилэ, формат "5+2" является единственно легитимным, именно в его рамках следует создать особый правовой статус для Приднестровья. Также привлечь внимание к сохранению данного формата призвал в Брюсселе руководитель украинской делегации Борис Тарасюк во время выступления на заседании Комитета парламентского сотрудничества Украина - ЕС", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"После визита Сергея Лаврова в Кишинёв, на следующий день в Тирасполь приехал посол МИД России по особым поручениям Валерий Нестерушкин. Как пишет газета "Коммерсант", российский дипломат должен был проинформировать Игоря Смирнова о проведении трехсторонней встречи президентов Приднестровья, Молдавии и России. Её планируется провести с 5 по 15 марта на территории России. Непосредственно сам Нестерушкин заявил о том, что работа в этом направлении идет, "а сроки ещё будут уточняться". Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов согласен провести встречу с первым лицом Молдавии на приднестровской территории. Главам государств есть, что обсудить", - говорится в сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья.

"Новая Газета" пишет: "Как предполагают сторонники молдавских коммунистов, прорыв в решении приднестровского вопроса позволит им в третий раз выиграть битву за большинство парламентских кресел. Условие одно: Кремль должен показать, что он делает ставку на команду Владимира Воронина. Но как? Кишинёв должен добиться выполнения архисложной задачи: одобрения Россией молдавского пакета предложений, который предполагает сохранение унитарного характера Республики Молдова. Задача Тирасполя противоположная: сохранить статус-кво. Москва же держит (вот уже 19 лет) паузу. Пока что это устраивает Тирасполь, но не устраивает Кишинёв. В перспективе не будет устраивать и Тирасполь. Молдавия сердится, что россияне дают приднестровцам деньги, газ, военную защиту. Приднестровье подозревает, что Россия потому в 2008 году не признала независимость республики, чтобы в удобный момент ради контроля над всей бывшей МССР попросту сдать союзника Молдавии".

"В Кремле и МИД РФ эти рассуждения понимают, но момент для решительных шагов, возможно, Россией упущен. В 1990-е гг., когда переговорный формат был трёхсторонним (РФ, ПМР, Молдавия) можно было пробить, продавить не только федеративную, но и конфедеративную модель общего государства. Даже в 2000 году, когда появился план Примакова, предоставлявший ПМР большие права, нежели права субъекта конфедерации, реализовать его было возможно. Украина и ОБСЕ вряд ли сильно протестовали бы тогда против него. Теперь всё по-иному. Вытеснить США и ЕС из переговорного формата и провести чисто российский план - не получится. Соотношение сил не то", - отмечает издание.

"Россия до 23 февраля продолжала держать паузу. Представитель МИД РФ Андрей Нестеренко сообщил, что договариваться, прежде всего, должны сами стороны, используя всё многообразие подходов, выработанных ОБСЕ. Возможно, эти слова означают поддержку федеративной модели урегулирования - ведь в 2002 году ОБСЕ предлагала соответствующий проект. Но у ОБСЕ разные подходы к разным ситуациям в мире, и, разумеется, Кишинёв и Тирасполь ухватятся за то, что им выгодно. А выгоды у них противоположные", - пишет "Новая газета".

"Что же привёз в своём портфеле в Кишинев глава МИД РФ Сергей Лавров? Во-первых, это может быть всё-таки российский план урегулирования ("Козак-2"). Но реализовать его можно лишь в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM), на что не пойдёт Кишинёв. Во-вторых, россияне могут попробовать вынудить приднестровцев к масштабным уступкам Кишинёву, чтобы помочь коммунистам выиграть (или не проиграть) выборы. Но истинная позиция россиян на сей счёт - загадка. Да и Тирасполь, надеющийся на поражение коммунистов 5 апреля, может на давление не поддаться. Вскоре станет ясно: начал ли воплощаться в жизнь какой-то масштабный российский внешнеполитический план, или мы имеем дело с визитом ради визита", - резюмирует издание.

Газета "Приднестровье" пишет: "Приднестровье приближается к своему двадцатилетию. Всё это время, со дня провозглашения 2 сентября 1990 года декрета об образовании Приднестровской Молдавской Республики, приднестровцы ни на минуту не переставали ждать и надеяться на то, что в мире восторжествуют здравый смысл и справедливость, что декларирование мировым сообществом прав человека не окажется пустым звуком, что право народа на самоопределение не будет попрано ради политической конъюнктуры, что разбой и геноцид получат адекватную оценку, и государственность Приднестровья будет признана. Надежды многонационального народа Приднестровья на признание государственной независимости республики связаны, прежде всего, с Великой Россией, неразрывную нить с которой каждый приднестровец чувствует своим сердцем. Идя по пути создания своей государственности, Приднестровская Молдавская Республика прошла все этапы государственного строительства и в настоящее время отвечает всем международным критериям суверенного, демократического государственного образования. Достаточно сказать, что ПМР и сегодня является единственным новообразованным государством в мире, имеющим собственную валюту и банковскую систему".

"Официальное признание государственной независимости Приднестровья может последовать только со стороны Российской Федерации. Насколько оправдано ожидать подобного? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно постараться понять, насколько России это нужно. Ещё не утихли волны от признания Москвой Абхазии и Южной Осетии. Ещё не реализованы Западом все угрозы в адрес России в ответ на её заявление о признании этих республик независимыми государствами, ещё не просчитаны все плюсы и минусы от этого шага, чтобы с уверенностью прогнозировать следующие действия России в этом направлении. Более того, никто из политологов не смог предвидеть, что даже союзная с Россией Белоруссия не поспешит, вслед за Россией, заявить о признании Абхазии и Южной Осетии. Следует признать, что в некоторой степени Россию спас от более жёстких действий Запада разразившийся по вине Украины газово-энергетический кризис, совпавший как нельзя кстати с кризисом финансово-экономическим. Европе, замерзающей без российского газа, отсутствие которого усугубило экономический спад, стало вдруг не до защиты территориальной целостности Грузии и её бесноватого президента Саакашвили", - отмечает издание.

"Отличный повод для Москвы, пользуясь ситуацией, закрепиться на балканском направлении, используя территорию признанного ею Приднестровья. Но в то же время, и это очевидно, признав государственную независимость Приднестровья, Российская Федерация навсегда утратила бы своё влияние на Молдавию, что, в свою очередь, привело бы к укреплению в самой Молдавии позиций сторонников воссоединения с Румынией. Возможно, этим и объясняется то постоянство, с которым российская дипломатия наступает на одни и те же "грабли", и после очередного разворота руководства Молдавии в сторону Москвы прощает Кишинёву недавние прегрешения как одумавшемуся "блудному сыну". А ведь у руля Молдавии стоит тот же человек, который совсем недавно называл Россию оккупантом, а её миротворческий контингент всеми силами пытался выдворить, заменив его "гражданскими наблюдателями". Тот же человек, который обещал скорее вылить молдавское вино в Днестр, чем поставлять его на российский рынок, тот же человек, который по указке своих западных покровителей сорвал подписание "Меморандума Козака", нанеся России и её руководству тяжёлое дипломатическое и моральное поражение. Ничего в характере и сущности этого человека не изменилось. Изменилась ситуация. Накануне выборов партии коммунистов и самому господину Воронину срочно требуется мощная поддержка не раз обманутого им пророссийского электората. Отсюда и очередной "прилив любви к России". Пройдут выборы, компартия Молдавии вновь получит в парламенте большинство мест, и её лидер привычно заговорит о европейской интеграции страны и о выводе российских оккупационных войск", - пишет газета.

"Беда в том, что всё это, в отличие от российских "крупных политологов и экспертов", хорошо понимают на Западе и потому вполне спокойно реагируют на "потепление" отношений между Москвой и Кишинёвом как на временную и вынужденную уловку их подопечного. Что касается переговорного процесса между Кишинёвом и Тирасполем, то ожидать какого-то окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта не приходится, поскольку руководство Молдавии сводит весь процесс к ознакомлению приднестровской стороны с разработанным парламентом и министерством реинтеграции Молдавии положением об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова, оставляя за Приднестровьем роль статиста. Между тем недавний визит президента Приднестровья Смирнова в Москву и Киев подтвердил позицию стран-гарантов - диалог Кишинёва и Тирасполя должен проходить на основе равноправия партнёров. Только в таком случае он будет конструктивным и, надо полагать, приведёт к ожидаемым результатам. Но всё дело как раз в том, что ожидаемые результаты у Кишинёва и Тирасполя диаметрально противоположные. Кишинёв, размахивая "опусом", сочинённым департаментом Шовы (министр реинтеграции Молдавии - прим. ИА REGNUM), желает видеть Приднестровье в качестве административной единицы Молдавии. Тирасполь, ссылаясь на Конституцию республики и результаты референдума, готов говорить о налаживании добрососедских отношений между соседними суверенными государствами - Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой", - отмечает газета "Приднестровье".

"Что в таком случае может предпринять Россия? Нужно представить на мгновение, что Молдавия и Приднестровье всё-таки договорились. Конфликт исчерпан. Следовательно, отпадает необходимость в российском миротворческом контингенте, а значит и в присутствии России в регионе на балканском направлении, что может расцениваться как стратегическое поражение РФ. Перспектива обустройства российской военной базы на территории Молдавии полностью исключена. Согласно Конституции, Молдавия - нейтральное внеблоковое государство, да и потом, этого ни за что не позволят ей сделать западные "партнёры", как не позволили они Воронину подписать "Меморандум Козака". Размещать военную базу на территории Приднестровья (даже если с политической точки зрения такой вариант станет возможным) нецелесообразно, поскольку узкая полоска приднестровской земли простреливается навылет любой артиллерийской установкой и отсутствует оперативный простор для манёвра. По этой же причине теряет своё значение и Тираспольский военный аэродром. Элементарные взлёт и посадка самолёта ведут к неминуемому нарушению воздушного пространства сопредельных государств Украины и Молдавии. Отсюда следует неутешительный (для приднестровцев) вывод: в обозримой перспективе России выгоден нынешний статус Приднестровья в качестве непризнанной республики. Он позволяет сохранять в регионе российское военное присутствие, пусть только в качестве миротворческой миссии и охраны военного имущества в селе Колбасна", - резюмирует издание.

Выборы в парламент Молдавии: "Все бессарабские политики - шумные провинциалы, зависимые от западного влияния"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Предстоящие парламентские выборы в Молдавии совсем скоро превратятся в главную тему для молдавской политики. Собственно говоря, молдавские политические силы вошли в избирательную кампанию еще с лета. И уже из нее не выходили. С тех пор всё - заявления, акции протеста, автомарафоны - делалось с прицелом на будущие выборы. Последние выборы в парламент Молдавии прошли 6 марта 2005 года. Сегодня можно сказать, что предвыборная картина мало чем отличается от того, что было четыре года назад. Коммунисты, несмотря ни на что, имеют хороший старт. Оппозиция так по-настоящему и не объединилась. Молдавская политика не изменилась в главном. Практически все ее фигуры - провинциально шумные, мелочно амбициозные и зависимые от западного внешнего влияния. Это касается как власти, так и оппозиции. Харизматики Воронин и Рошка, такие скучноватые персонажи как Брагиш, и даже рафинированные "европейцы" вроде Киртоакэ - всё это бессарабские политики, похожие друг на друга. Это довольно однородный политический класс, который трудно рождает какие-то серьезные и тонкие идеи. Их нет ни в одной сфере, в том числе и в молдавско-приднестровском урегулировании".

"Что касается отношения различных политических партий к Приднестровью, то здесь, скорее всего, повторится ситуация выборов 2005 года. Вопрос урегулирования будет связан с отношением того или иного формирования к России. Повторится следующая закономерность - чем более выражена антироссийская позиция той или иной партии, тем упорнее она настаивает на дискриминационном статусе для Приднестровья. Иными словами, те партии, которые выступают за сближение Молдавии с евроатлантическими структурами, будут предлагать Приднестровью только автономию. Таких партий в Молдавии подавляющее большинство. В их числе, по большому счету, и ПКРМ", - отмечает агентство.

"Альтернативу им составят пророссийские силы, поддерживающие "план Козака" или федеративную модель. Но эти силы маловлиятельны. Поэтому серьезной, действительно значимой дискуссии по молдавско-приднестровскому урегулированию на парламентских выборах 2009 года в Молдавии ожидать не стоит. Ее не было четыре года назад, не будет и сейчас. Компартия, конечно, попытается использовать "приднестровский вопрос" в электоральных целях. Но если говорить по существу, то предстоящие выборы вряд ли станут каким-либо импульсом для процесса урегулирования. По крайней мере, сейчас это выглядит сомнительно", - пишет информационное агентство.

"Молдавская политическая система в целом, наверное, не может быть положительным примером для Приднестровской Молдавской Республики. В Приднестровье сегодня говорят о развитии многопартийности и той пользе, которую это должно принести обществу. Однако в Молдавии это не принесло пользы, а привело к появлению многочисленных группировок, называющих себя партиями. Эти группировки и их лидеры (часто выступающие с идентичными программами, но при этом не терпящие друг друга) только дезориентируют общество. Есть риск, что в это может превратиться и "многопартийность" в Приднестровье", - резюмирует агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "5 апреля в Молдавии выборы. В соседнем с Приднестровьем государстве собираются выбирать новый парламент и назначать нового президента. И в настоящее время Воронин пытается использовать российский фактор в борьбе за парламентскую власть в республике. А чтобы местный "план Барбаросса" имел реальное наполнение и был осуществлен, лидер ПКРМ убирает со своего пути конкурентоспособных представителей оппозиции и переманивает на свою сторону пенсионеров и русскоязычных избирателей".

"Видя, что в действиях некоторых политических сил и конкретных политиков России прослеживается непоследовательность как в отношении Молдавии, так и Приднестровья, официальный Кишинев умело использует российский фактор. Чего греха таить: встречи президента Молдавии с президентом и главой правительства России и последующие его встречи с президентом Приднестровья вселили надежду у местного населения на то, что коммунисты способны руками Москвы окончательно объединить страну. Естественно, что сближение Молдавии с Россией, о чем во все фанфары трубят молдавские СМИ, привлекает на сторону коммунистов русскоязычного избирателя. Следует отметить, что на это же рассчитаны все посещения Молдавии российскими чиновниками. С этой же целью Кишинев использовал визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. В российском посольстве накануне информировали, что Лавров приедет открывать в Кишиневе Центр русской науки и культуры, заодно обсудить ряд вопросов двусторонних отношений. Однако Кишинев прозрачно намекал, что российский министр везет с собой пакет предложений по приднестровскому урегулированию, согласованный с руководством Молдавии. И в этом был расчет на то, что встреча пополнит предвыборную копилку Воронина и его команды", - отмечает издание.

"По мнению политических наблюдателей, участие президента Молдавии в церемонии возведения на трон нового патриарха Кирилла и его появление на российских телеэкранах рядом с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым уже сыграло немаловажную роль в повышении рейтинга ПКРМ. Молдавия - религиозная страна, и часть избирателей поездку Воронина в Москву на коронацию российского патриарха восприняли положительно. Впрочем, Воронин уповает не только на церковь. В ходе проведенного недавно видеомоста между Москвой и Кишиневом последний, неоднократно обращаясь к приднестровцам и приднестровской проблематике, умышленно подчеркивал "особую роль России в объединении Молдавии". Трактуя по-своему решение Госдумы от 21 марта 2008 года, которым Россия будто бы признала Приднестровье составной частью Молдавии, Воронин тем самым обманывает не только русскоязычное население, но и коренного избирателя. По словам Воронина, в скором времени должны состояться переговоры с Дмитрием Медведевым, на которых якобы будет определен основной принцип объединения ПМР и Молдавии на условиях последней. При этом Воронин молчит, как рыба, о том, что Дмитрий Медведев и ему, и Игорю Смирнову посоветовал возобновить равноправный диалог. И если диалог завершится согласием образовать общее государство, то создавать его - только на равноправной основе. Молчит потому, что это не в его интересах. Во всяком случае, визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова обыгрывался именно с этой колокольни", - пишет газета "Приднестровье".

"В своем стремлении во что бы то ни стало остаться при власти Воронин идет еще дальше. С целью в очередной раз подчеркнуть свою "пророссийскость" и тем самым привлечь на свою сторону русскоязычное население, Воронин даже позволил себе весьма резко отозваться о ГУАМ, членом которого Молдавия является, и вопреки мнению Запада обвинить эту антироссийскую организацию в "нежизнеспособности и бесперспективности". А внешнеполитический курс на европейскую интеграцию призвал не воспринимать "как некую дружбу против России" или попытку отгородиться от России и СНГ. Но если вспомнить, сколько раз господин Воронин поворачивался к России и сколько раз так же легко от нее отворачивался, то возникает правомерный вопрос: останутся ли слова и красивые обещания главы государства в силе после парламентских выборов? Можно быть уверенным, что нет, а вот разворот внешнеполитического курса на 180 градусов после успешных для него перевыборов гарантирован", - отмечает издание.

"В предвыборной гонке Воронин судорожно цепляется за приднестровский вопрос. Любая активизация контактов официального Кишинева с Приднестровьем по проблемам так называемого "объединения" связана с предвыборной агитацией. Это объясняется тем, что чем больше представители ПКРМ встречаются с лидерами Приднестровья, в том числе и с руководителями приднестровских политических партий и общественных организаций, тем больше положительных дивидендов и Воронин, и его партия получают в предвыборный период. И хотя ПКРМ считается фаворитом предвыборной кампании, любые подвижки в приднестровском направлении ей идут только на пользу", - пишет газета.

"Многие политические наблюдатели делают вывод: чтобы победить на выборах, Воронин стремится расшевелить, поднять пророссийский электорат и привлечь его на свою сторону, потому что население Молдавии поделилось пополам: одна часть будет голосовать за Россию, другая - за евроинтеграцию и членство в НАТО. Поэтому у коммунистов главная задача - заручиться поддержкой пророссийски ориентированного электората, а точнее - убедить его прийти на избирательные участки. В 2007 году Воронин во время местных выборов проиграл Кишинев либералам (Киртоакэ и Гимпу) именно по причине неявки на выборы русскоязычного избирателя. Вот почему для Воронина очень важно, чтобы население ПМР, имеющее гражданство Молдавии, приняло участие в выборах и проголосовало за кого угодно, только бы против его оппозиции. Это будет лить воду на мельницу ПКРМ", - отмечает газета "Приднестровье".

"По сути, исход выборов предопределен. Ни одна из политических партий 5 апреля не наберет необходимого числа парламентских мест, чтобы получить право сформировать правительство, а тем более - избрать президента. Воронин это понимает, потому и мечется. Его судорожные метания из одной крайности в другую напоминают предсмертную агонию, предшествующую политическому фиаско. И случись повторные выборы - ПКРМ уйдет в политическое небытие", - подводит итог издание.

"Черный список" ЕС: "ЕС стремится столкнуть политическую элиту Приднестровья между собой"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Совет министров Европейского союза продлил еще на год действие "ограничительных мер" в отношении представителей руководства Приднестровья. В "черный список" включены 19 фамилий приднестровских должностных лиц, в том числе и президента ПМР Игоря Смирнова, которым запрещен въезд в страны Евросоюза (в "черном списке" ЕС не присутствует фамилия председателя Верховного совета ПМР Евгения Шевчука - прим. ИА REGNUM). Вот уже шесть лет ЕС упорно продолжает включать в списки персон нон грата высшее руководство Приднестровья, причем без веских на то оснований. С самого начала мотивировка США и Евросоюза, введших санкции против должностных лиц ПМР, была весьма своеобразной и заключалась в "неконструктивной позиции Тирасполя в молдавско-приднестровском урегулировании". То есть повод для включения в "черные списки" был чисто политическим, не имеющим никакой противоправной подоплеки в действиях приднестровских властей и, по сути, являлся формой давления на Приднестровье в целях скорейшего разрешения конфликта на основе территориальной целостности Молдавии. Примечательно, что санкции были введены как раз в тот момент, когда Молдавия и Приднестровье активно рассматривали проект федерализации страны известный под названием "Меморандум Козака", а также вели работу по созданию конституционных комиссий, призванных выработать единую Конституцию объединенного молдавского государства. Приехавшие в Тирасполь в начале марта 2003 года представители ЕС заявили, что принятие санкций - это уже инерционные действия Евросоюза и что решение об их введении принималось летом 2002 года, когда переговорный процесс находился в тупике. Сами же санкции, якобы, были направлены на стимуляцию возобновления переговорного процесса. Как известно, по указке Запада Молдавия так и не подписала меморандум Козака, однако санкции в отношении руководства ПМР так и не были отменены, хотя, по сути, не Тирасполь, а Кишинев проявил неконструктивную позицию в молдавско-приднестровском урегулировании".

"История с "черными списками" началась за два года до введения санкций США и Евросоюзом. Декларируя стремление вступить в Союз России и Белоруссии, власти Молдавии не предпринимали никаких действий в этом направлении, зато развили бурную деятельность по включению в состав страны территории Приднестровья. 16 мая 2001 года Кишиневом был распространен документ о статусе Приднестровья в составе Молдавии, который, по сути, ставил ПМР в зависимое положение от РМ, отводя Приднестровью роль автономно-территориального образования с полным подчинением центру. Руководство ПМР отказалось подписывать этот документ, и уже 1 сентября Кишинев ввел экономические санкции против Тирасполя. Одновременно молдавский МИД направил во все дипломатические миссии, аккредитованные в республике, "черный список" приднестровских руководителей разных уровней, которым "не рекомендовалось" открывать визы для выезда за пределы Молдавии. Если Россия, Украина и другие страны СНГ отказались это делать, то США и ЕС откликнулись на это предложение. Правда, не сразу, ибо в тот момент они с недоверием поглядывали на новых коммунистических лидеров Молдавии. Однако после поездки Воронина в 2002 году в Вашингтон, где он клятвенно заверил американцев, что сделает все возможное для того, чтобы очистить регион от российского военного присутствия, там поняли, что молдавские коммунисты - свои люди. Уже в середине 2002 года Вашингтоном и Брюсселем было принято решение о введении санкций против руководства ПМР, согласно списочному составу, представленному молдавским МИД, а в феврале 2003 Совет министров стран ЕС принимает решение о принятии санкций в отношении лиц, "которые несут ответ за отсутствие сотрудничества в политическом урегулировании (молдавско-приднестровского) конфликта". Комментируя это решение, представитель пресс-службы Еврокомиссии в Брюсселе подчеркнул, что "ЕС стремится к более активному участию в политическом процессе в Молдавии и не намерен больше мириться с тем, что из-за неурегулированного конфликта в Приднестровье это государство остается беднейшим в Европе". Полное отсутствие логики, но, тем не менее, это была официально озвученная позиция Евросоюза", - пишет агентство.

"В ходе встречи с президентом Приднестровья Игорем Смирновым, состоявшейся в апреле 2008 года, глава Молдавии Владимир Воронин заявил, что "сложившаяся конструктивная атмосфера в приднестровском урегулировании позволяет Молдавии обратиться к Европейскому союзу и США с инициативой по отмене визовых ограничений в отношении руководителей Приднестровья". В свою очередь, Игорь Смирнов заявил, что "руководство Приднестровья отменяет ограничение на передвижение между двумя берегами Днестра для всех представителей руководства Молдавии". Тирасполь снял свои ограничения, и президент Молдавии Владимир Воронин смог впервые за последние годы посетить в Приднестровье могилу своей матери. Однако свои обещания Воронин так и не выполнил", - отмечает информационное агентство.

"Рассуждая о правах людей и даже террористов, Запад одновременно отказывает в тех же самых правах людям, ничем не запятнавших свою совесть и честь. Вся вина их в том, что, воплощая чаяния приднестровского народа относительно независимости созданного им государства, они последовательно борются за признание ПМР на международном уровне. В то же время ни одному молдавскому чиновнику, на чьих руках кровь женщин и детей Приднестровья, не то что не были вменены в вину совершенные преступления, - никаких санкций предпринято не было. Свободно разъезжают по Европе террористы группы Илашку, бывший президент Молдавии Мирча Снегур, его сподвижники Ион Косташ, Мирча Друк и многие другие, как в свое время разъезжали по европейским городам и весям чеченские боевики, члены ХАМАС и других террористических организаций", - резюмирует агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Совет министров Евросоюза еще на год продлил запрет на въезд в европейские страны целому ряду руководителей Приднестровья. В Брюсселе это называют дипломатично - "ограничительной мерой". При составлении "списка 19-ти" не обошлось без курьезов. Трудно сказать, кто трудился над ним - молдавские или европейские бюрократы, но бывший министр юстиции ПМР Галина Урская стала в нем Галиной Юрской, а министр обороны Станислав Хажеев - Станиславом Князевичем. Если первую ошибку еще можно понять, то по поводу второй остается только теряться в догадках. Может, авторы списка посчитали, что фамилия "Князевич" звучнее и в большей мере будет соответствовать статусу министра обороны. Не хотелось бы думать, что те, кто составлял список, Станислава Хажеева просто с кем-то перепутали. Есть, впрочем, курьезы и другого рода. Сложно понять, какую ответственность за "отсутствие прогресса в молдавско-приднестровском урегулировании" сейчас могут нести бывший министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, бывший прокурор Виктор Захаров или, например, еще один бывший министр юстиции - Виктор Балала. То-то он удивится, узнав, почему его не пускают в Евросоюз".

"Европейские чиновники, впрочем, не объясняют, по какому принципу составлялся "список 19-ти", или "черный список", как его уже назвали наблюдатели. Видимо, авторы решили взять старые списки и добавить туда какую-нибудь малоизвестную фамилию (на этот раз - заместителя главы администрации Рыбницы Аллы Чербуленко). Когда-нибудь в "отсутствии прогресса" будут, наверное, обвинять начальников пограничных застав и постов ГАИ", - отмечает издание.

"Здесь стоит напомнить, что впервые европейские "ограничения" в отношении представителей Приднестровья были введены в 2003 году (тогда все начиналось с 17 фамилий). Любопытно, что это произошло при председательстве Греции в Евросоюзе. В 2009 году Греция возглавила уже другую европейскую организацию - ОБСЕ, а ограничительная политика все продолжается. О том, что эта политика устарела, эксперты говорят давно. В 2007 году такое мнение высказал экс-министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай: "Ограничения бьют по самим ЕС и США, которые стали наблюдателями в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию". После того, как был образован формат "5+2" и европейцы получили статус наблюдателей в нем, логичным шагом с их стороны была бы отмена запрета на въезд в страны ЕС для представителей Приднестровья. Однако этого не случилось. Брюссель продолжал свою политику, и не только по инерции. В Евросоюзе начали дополнять списки, включать в них представителей местных властей ПМР, тем самым препятствуя развитию контактов приднестровских регионов с регионами ЕС. Кроме того, Брюссель, видимо, увидел в существовании списков еще одну возможность, которая не открывалась ему ранее. Это возможность влияния на внутреннюю политику ПМР. Одни политики подчеркнуто включаются в "черный список", другие - нет. Большую часть списка всегда составляют представители исполнительной власти. Не исключено, что в этом есть стремление столкнуть политическую элиту Приднестровья между собой. Если так, то тогда цели Евросоюза отнюдь не миротворческие и не посреднические. Должен быть поставлен вопрос о том, насколько состоятелен ЕС в роли участника формата "5+2" по молдавско-приднестровскому урегулированию. Кроме того, вновь возникает вопрос об эффективности самого этого формата", - пишет газета.

"Если сегодня говорить о возобновлении переговоров в формате "5+2", речь, наверное, должна идти уже не только о создании прочного механизма гарантий внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Вторым условием должна стать отмена устаревших и конъюнктурных санкций Евросоюза", - подводит итог издание.

Экономика: "То, что Приднестровье самодостаточная республика - сказки"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Центробанк ПМР отмечает, что курс доллара по отношению к рублю поднимать нет необходимости. И официальный курс еще 2-3 месяца составит 9 рублей ПМР (Приднестровский республиканский банк 5 февраля произвел официальную корректировку курса рубля ПМР. В результате текущие курсы продажи наличного доллара США варьируются в интервале от 8,8 до 8,9 рублей ПМР, а максимальный курс продажи отмечен на уровне 9 рублей ПМР. 1 российский рубль = 0,25 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). Необходимо отметить, что в Приднестровье рубль в 2008 году как никогда был стабилен. И лишь в феврале 2009 года, буквально в течение одних суток произошел резкий скачок коммерческого курса доллара. Если Приднестровский республиканский банк (ПРБ), определяющий официальный курс, выдерживал установленные рамки валютного коридора на 2009 год, то коммерческие банки подняли курс американского доллара, чем вызвали искусственное падение приднестровского рубля на 29%. Таким образом, ситуация с резким падением приднестровского рубля продержалась двое суток, но реальное падение курса рубля ПМР на конец февраля составило 10%. В приднестровском Центробанке отмечают, что в ближайшие несколько месяцев ситуация на валютном рынке будет стабильная. Пока нет смысла повышать официальный курс доллара. В отношении остальных валют у Центробанка нет рычагов регулирования их коммерческого курса по отношению к рублю. В целом же антикризисные меры Приднестровским республиканским банком предпринимаются и в отношении валютного запаса и по поддержанию коммерческих банков".

"Вместе с тем, МВД республики отмечает рост спекулятивных действий по валютным операциям. В аналитическом отделе Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД ПМР разработана программа по стабилизации на валютном рынке ПМР и в экономике в целом. Данная программа включает в себя шесть пунктов: 1. валютная интервенция со средств Сберегательного банка; 2. продажа валюты при наличии паспортов и кассовых аппаратов; 3. выдача кредитов не в рублях ПМР; 4. выдача кредитов под импортные вливания; 5. при выплате кредитов давать отсрочки до 14 дней; 6. при открытии кредитных организаций увеличить уставной фонд до $200 тысяч. Все эти меры должны помочь минимизировать кризисные явления и стабилизировать ситуацию. Хотя, валютных резервов в Приднестровье действительно надолго не хватит. Потому сейчас основной акцент всеми службами и ведомствами делается на удержание валюты в республике и на накоплении ее в банках, а не в карманах граждан-спекулянтов. МВД проводит розыскные мероприятия, выявляет незаконные валютные операции", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Курс доллара в Приднестровье зависит от его количества. Поступает же он в республику в результате экспортных операций. Но как быть, если промышленность стоит? То, что ПМР самодостаточная республика - сказки. Приднестровье полностью зависимая республика, вся экономика построена на импорте. А импорт ввозится за иностранную валюту. Валюта же поступает от продажи продукции предприятий, работающих на экспорт. А он - в том числе и из-за кризиса - резко сократился. В январе этого года по сравнению с январем 2008 года его объем упал на 46%! Экспорт сейчас в 1,5 раза меньше импорта. За 9 месяцев 2008 года экспорт составил $788 млн, импорт же за этот период - $1 млрд 270 млн. Кроме того, из-за кризиса сократились валютные переводы в республику от гастарбайтеров. На доллар сейчас высокий спрос, вот его курс и растет".

"Но ситуацию, которая сложилась на валютном рынке ПМР, не стоит называть "обвалом приднестровского рубля". Обвал был в 1998 году, когда доллар рос в разы. А сейчас идет плавная девальвация рубля в рамках кризисной ситуации, разворачивающейся в мире. Приднестровье на 90% зависит от общемировых тенденций. В республике нет валютных резервов, как в России, поэтому бросить средства на удержание рубля власти не могут. Таким образом, остается ждать, пока не стабилизируется ситуация в мире. Во всяком случае, можно сказать, что 2009 год будет достаточно тяжелым, но особо больших потерь не будет. Нужно надеяться, что падение рубля удастся остановить, и Приднестровским республиканским банком будут приняты для этого определенные меры. В ПМР достаточно крепкая банковская система, она должна устоять перед кризисом", - отмечает издание.