Громкие и скандальные заявления, сделанные экс-министром обороны Молдавии и бывшим политическим заключенным Валерием Пасатом представляют собой очень точный и знаковый тест для новой молдавской власти, вскрывающий ее самое слабое место. В этом контексте наиболее интересны и точны слова о том, что доказательства причастности экс-президента страны Воронина к многочисленным преступлениям и узурпации власти будут легко найдены при выполнении очень простого условия - "если Альянс за европейскую интеграцию пойдет до конца в деле демократизации страны".

Именно в этом на самом деле и заключается проблема - в неготовности всех представителей политического класса Молдавии - хоть вчерашнего, хоть сегодняшнего дня - "пойти до конца". Эта замешанная на недостатке воли откровенная трусость политиков, их неспособность "пойти до конца", в чем бы то ни было, делает любую молдавскую власть политически импотентной и тотально зависимой, с одной стороны от своих предшественников, с другой - от внешних сил. И именно это на протяжении всех лет молдавской независимости неотвратимо ведет проект "Республика Молдова" к окончательному краху.

В 2003 году Воронин не сумел "пойти до конца" и реализовать единственный шанс на объединение с Приднестровьем, в последнюю ночь отозвав свою подпись под уже парафированным Меморандумом Козака. Еще ранее тот же Воронин не сумел "пойти до конца" и реализовать другие приведшие его к власти предвыборные обещания, обладая при этом всей полнотой власти в стране, конституционным большинством в парламенте и беспрецедентным мандатом доверия молдавского народа.

Скатившись в ходе второго срока своего президентства к откровенному авторитаризму, Воронин даже в роли узурпатора не смог "быть Ворониным до конца", что проявилось в ходе апрельских событий 2009 года в Кишиневе. Сказав "А", - выдвинув в отношении своих политических оппонентов крайне жесткие уголовные обвинения, - Воронин так и не решился сказать "Б" и в итоге в состоянии злословной, но безвольной истерики отдал власть тем, кого называл "антимолдавской сволочью", "преступниками" и "путчистами". И наверняка низвергнутый престарелый узурпатор поплатился бы за это... если бы ему на смену пришли носители другого политического менталитета. Если бы...

Но, пока что - увы... Либерально-демократическая партия шла на выборы с обещанием принять закон о люстрации. Какова судьба этого обещания? Либералы Киртоакэ-Гимпу клятвенно обещали похоронить коммунизм и осудить и запретить компартию. И что? На когда у нас назначены похороны коммунизма?..

Похоже, Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) в деле демократизации и деворонизации (а именно на это, а не на бесплодные и бессмысленные мантры о выводе российских войск из Приднестровья, дал новой власти мандат доверия молдавский народ), по славной бессарабской традиции, решил отделаться полумерами, не понимая, что тем самым они сами становятся "немножко Ворониным". Так же как пришедший к власти Воронин стал "тоже националистом", о чем и проговорился самолично на очередном юбилее поэта-националиста Григория Виеру.

Что ж, и в случае с АЕИ расплата не заставит себя долго ждать. При этом, рискуя допустить возврат Воронина к власти, нынешние либералы и демократы рискуют получить другого Воронина - озлобленного и готового довести до конца, по крайней мере, одно дело - окончательное "обезвреживание" своих политических оппонентов.

Думается, мало не покажется. И это, судя по всему, хорошо понимает тот же Пасат. Что ж, ближайшее будущее даст нам ответ и еще на один вопрос: готов ли в свою очередь "пойти до конца" в своих намерениях добиться справедливости и довести до конца декоммунизацию Молдавии сам экс-министр обороны, без вины проведший более 2 лет в воронинских застенках? Или эта страна с ее политическим безволием все-таки неизлечима?

Евгений Шоларь - соучредитель движения "Новая Молдавия".