В последнее время из Польши и Литвы всё чаще раздаются обвинения в адрес Белоруссии о том, что она ослабила пограничный контроль на границах с Евросоюзом. Оказывается, данная информация, несмотря на то, что белорусские власти её прямо не подтверждают, в определённой мере соответствует действительности. Так, в частных беседах офицеры белорусского пограничного ведомства при условии сохранения анонимности подтверждают информацию о переброске части имеющихся сил с польского и литовского участков границы на украинский. Данные мероприятия повлияли на ослабление погранконтроля с белорусской стороны и, как следствие, повлекли за собой рост числа нелегальных мигрантов и увеличение контрабанды через Белоруссию в ЕС. При этом подобная ситуация наблюдается не везде - охрана латвийского участка белорусской границы идет в штатном режиме, поскольку ГКПВ РБ в данном случае достаточно тщательно следит за выполнением договора о надлежащем обеспечении режима малого пограничного движения в соответствии с подписанным с Латвией двусторонним договором.

Белоруссия испытывает серьёзные экономические проблемы, поэтому вполне понятно, что в нынешних экономических условиях штат и бюджет белорусского погранведомства не будут увеличены. Однако и границу с Евросоюзом нужно закрывать. Следовательно, придется решать вопрос за счет привлечения дополнительных возможностей либо периодически перебрасывать силы с "более спокойных" участков границы на "менее безопасные". Но как быть при значительном возрастании рисков на нескольких участках, как, например, это происходит уже сегодня?

По информации ГПК Белоруссии, передислокация войск вызвана объективными факторами: усиление контроля на белорусско-украинском участке в связи с проведением ЕВРО-2012, а также создание барьера для возможного проникновения в страну террористов, совершивших взрывы на Украине. Помня о теракте в минском метро, совершённом 11 апреля 2011 года, белорусские власти и лично А.Лукашенко явно не хотят повторения подобного сценария, потому что повторный теракт негативно будет влиять на имидж как самой Белоруссии на международной арене, так и авторитет власти внутри самого белорусского государства.

В целом белорусские пограничники справляются с возложенными на них обязанностями и достаточно надёжно защищают границу Союзного государства на всех направлениях несмотря на имеющиеся проблемы (недостаточное финансирование и материальное обеспечение, отток кадров, невозможность содержание центров для незаконных мигрантов и пр.). Впрочем, давайте будем реалистами - то, что через Белоруссию в ЕС хлынет поток мигрантов, не представляет никакой опасности ни для самой Белоруссии, ни для России, ни для ее союзников по Единому экономическому пространству. Это даже облегчает в некотором смысле жизнь белорусских правоохранительных органов, так как они смогут сосредоточиться на борьбе с внутренней преступностью.

К тому же высвобожденные финансовые средства нужны А.Лукашенко для завершения реформ правоохранительного сектора, где также накопилась масса проблем: офицеры, и далеко не худшие представители своей профессии, увольняются в поисках более высокооплачиваемой работы. Зарплата разнорабочего на стройке в Белоруссии сопоставима с зарплатой капитана МВД РБ, а на объектах в России она в разы выше, поэтому и падает престиж службы.

При всех этих проблемах Белоруссия ежегодно тратит на мероприятия по охране государственной границы, а также содержанию и депортации нелегалов на родину сотни миллиардов бюджетных рублей. Стоит ли ради формального сохранения престижа в это далеко не самое благополучное время расходовать серьёзные деньги для решения чужих проблем?! У каждой страны свои трудности, и каждая страна решает их, исходя из приоритетов своих национальных интересов. Это общемировая практика. Защита ЕС от мигрантов явно не входит в число приоритетных задач для белорусского правительства - это в большей степени нужно самому Евросоюзу, отсюда и поток обвинения со стороны Польши и Литвы и их также вполне понятная обеспокоенность.

Конечно, в этой ситуации европейцам было бы проще выделить Белоруссии дополнительные средства на охрану границы, решив таким проблемы на большом отрезке своих восточных рубежей. Но у Белоруссии хватает и других проблем, которые Брюссель часто стремится ещё и усугубить своей политикой санкций и политического давления. При таких подходах спасение утопающих становится делом рук самих утопающих, о чём стратегам из Евросоюза, привыкшим видеть проблему границ только на юге, следовало бы помнить.