Студент таможенной академии Сергей в свободное от учёбы время подрабатывает курьером — трудится в одной из компаний. Рабочий транспорт у парня — велосипед. Сергей говорит, что всегда старается доставлять заказы быстро, но аккуратно.

Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Чем больше заказов отвезешь, тем больше заработаешь. С новыми правилами теперь будет сложнее. Если ехать с черепашьей скоростью, то всего несколько заказов успеешь отвезти», — сетует молодой человек, добавляя, что смысл такой подработки теряется.

Новые правила, о которых говорит молодой человек, — это введение в Москве единого стандарта работы для курьеров. Решение предварительно согласовано с крупнейшими курьерскими службами города, сообщил заместитель мэра столицы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

По его словам, в столице работают более 100 тысяч курьеров на велосипедах и самокатах, они выполняют до 500 тысяч заказов в сутки. Благодаря тому, что курьеры доставляют товары на дом, снижается число поездок на личных авто, заторов в городе становится меньше, пояснил Ликсутов.

Новые правила

Сотрудникам служб доставки необходимо будет соответствовать определённым требованиям. Например, каждый курьер должен будет зарегистрироваться в АИС «Таксомотор» с проверкой личности. Всех доставщиков обяжут пройти обучающий курс по безопасному вождению.

Электросамокаты и электровелосипеды для курьеров оснастят ограничителями скорости и снабдят увеличенными номерными знаками спереди и сзади. Также в правилах фигурирует «чистота, опрятность» и сумка со светоотражающими элементами.

Власти обещают совместно с компаниями разработать оптимальные, удобные и безопасные маршруты для сокращения времени поездок.

Единый стандарт будет вводиться в три этапа. Первый начнётся с 15 мая, второй — с 1 октября, третий — с 1 мая 2025 года. Сначала вступят в силу требования к внешнему виду курьеров, затем будут введены стандарты для транспорта.

Московские власти считают, что новые правила пойдут на пользу как клиентам, так и самим сотрудникам. Клиенты могут быть уверены, что заказы им доставят квалифицированные работники с проверенными документами. А для курьеров новый стандарт создаст более прозрачные условия труда и улучшит их рабочие условия.

Курьер Газали М. рассказал ИА Регнум, что не расстроен введением новых правил. «Многие ребята-курьеры даже не стараются соблюдать правила на дороге. Едут где хотят, я считаю, что это неправильно. А вдруг кого-то собьешь?» — говорит Газали.

При этом выражает надежду на рост оплаты труда — «раз уж менять правила, то с бонусами».

Больше курьеров — выше опасность

Согласно данным исследователей, число курьеров в Москве в 2023 году выросло практически в четыре раза по сравнению с 2022 годом. Средняя заработная плата в этой сфере варьируется от 60 до 95 тысяч рублей в месяц.

Несмотря на то что количество курьеров в России стремительно увеличивается, спрос на них растёт еще быстрее. Причем пользователи агрегаторов доставки становятся все более требовательны. Среднее время доставки продуктов питания — от получаса до двух часов. Нередко можно доплатить за срочность.

Алгоритмы сервисов доставки стараются оптимально выстраивать работу курьеров, чтобы наиболее быстро и комфортно доставить заказ.

После чего специальная программа рассчитывает маршрут с учётом дорожной ситуации и соблюдения ПДД.

В 2023 году ГИБДД Москвы вело учёт велосипедистов-нарушителей. За восемь месяцев было зафиксировано 288 ДТП, из которых практически каждое третье — с участием доставщиков еды. А каждое второе — с нарушением ПДД со стороны курьеров.

По словам автоэксперта, координатора движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, одна из главных проблем курьеров заключается в том, что они либо плохо знают ПДД, либо вовсе игнорируют правила, тем самым создавая опасную ситуацию на дорогах, причем не только для автовладельцев, но и для пешеходов.

«Чтобы изменить ситуацию, нужен комплекс мер, куда обязательно должны войти знание и соблюдение ПДД», — подчёркивает эксперт в беседе с ИА Регнум.

Согласно новой директиве, контроль за тем, как ведут себя на дороге курьеры, перекладывается на агрегаторы — фирмы, оказывающие услуги доставки, отмечает Шкуматов. Те, в свою очередь, будут обязаны следить за выполнением всех требований.

«В любом случае курьеры уже будут понимать, что за ними есть наблюдение, ведется контроль. И в случае чего курьер, который неадекватно ведет себя на дорогах, понесёт наказание, может потерять работу», — сказал эксперт.

Езда по правилам и в чистой форме

Вопрос контроля за курьерами, которые безнаказанно нарушают Правила дорожного движения, назрел уже давно. Об этом ИА Регнум заявил руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Он отметил, что необходимо вводить жёсткий контроль за деятельностью курьеров, работу которых можно легко отследить, так как они все работают по приложениям и идентифицированы, а их передвижение легко отследить по системе ГЛОНАСС.

«Помимо инструктажа, нужно вводить ответственность за нарушения, вплоть до запрета работать в этом направлении. Это должно контролироваться по единой базе, также должна быть кооперация с сотрудниками ГИБДД, информация должна выводиться на дистанционный пульт.

Илья Питалев/РИА Новости

Также нужно обязать операторов, на которых работают курьеры, отслеживать выполнение работ и штрафовать, если сотрудники нарушают правила. Тогда работодатели будут заинтересованы в том, чтобы их работники соблюдали правила дорожного движения», — отметил Крохмаль.

По его словам, также необходимо ввести систему контроля со стороны обычных граждан, чтобы любой человек мог сообщить о нарушении. Ведь зачастую курьеры на средствах индивидуальной мобильности расталкивают пешеходов, врезаются в толпу, и люди вынуждены отходить и пропускать их.

Это недопустимо, потому что, с одной стороны, они нарушают правила, с другой стороны, могут сами стать участниками ДТП. Эту ситуацию нужно решать комплексно, добавил эксперт.

Также нужно ужесточить ответственность работодателей за униформу сотрудников и обязать их контролировать, чтобы они работали в чистой одежде. Необходимо организовать специальные мойки для средств индивидуальной мобильности, чтобы и сами самокаты содержались в чистоте, отметил Крохмаль.