Политика: "Кишиневу нужен только повод, чтобы начать "мочить в сортирах" гагаузских "сепаратистов". Комрат - Кишинев: "Может ли гагауз быть хорошим молдаванином?" Межцерковное противостояние: "В Гагаузии нет ни одной православной общины, желающей оказаться под покровительством Румынского Патриархата".

Политика: "Кишиневу нужен только повод, чтобы начать "мочить в сортирах" гагаузских "сепаратистов"

Глава АТО Гагауз Ери Михаил Формузал завершает подготовку к прямому телевизионному диалогу с жителями автономии, приуроченному к годовщине своей победы на выборах и вступления в должность, пишет "Ника-пресс". Объявленный предварительный сбор вопросов, не исключающий, впрочем, и возможность "живого общения" с башканом, показал, что подавляющая часть населения интересуется проблемами социально-экономического развития края, трудоустройства, перспективами получения достойного образования, развития национальной культуры; пока из около сотни полученных вопросов не более десяти процентов посвящено политической и общественной сферам жизни.

Точная дата выхода в эфир телепередачи с участием Формузала еще не назначена, однако источники в группе по ее проведению отметили, что событие будет носить характер недвусмысленной подготовки к отчету башкана перед депутатами Народного собрания (НС), продолжает "Ника-пресс". В коридорах исполнительной и законодательной власти АТО прогнозируют непростой разговор между лидером "народных патриотов", коим по-прежнему считается Формузал, и высшим законодательным собранием края, где преобладают прокоммунистические настроения. Наблюдатели еще в начале осени текущего года прогнозировали обострение конфликта двух групп, способного привести к признанию работы нового состава правительства АТО неудовлетворительной с последующим требованием отставки Формузала как не справившегося со своими обязанностями. Не исключено также, что усугубить настроения депутатов НС способны продолжающиеся судебные разбирательства по хозяйственной деятельности Формузала в бытность его мэром Чадыр-Лунги: даже самые мягкие решения либо о халатности, либо о превышении служебных полномочий, или даже самые нелепые обвинения способны будут существенно осложнить жизнь башкана-патриота, отмечает агентство.

С точки зрения лидеров правящей в Молдавии Партии коммунистов (ПКРМ), Михаила Формузала вообще надо бы гнать с башканского кресла поганой метлой, пишет "Ника-пресс". Это же он - еще в конце 90-х годов, будучи незначительным местечковым лидером, заявлял, что похороны молдавского коммунизма начнутся с Гагаузии. Он же на кишиневских антикоммунистических митингах после событий в АТО 2001-2002 годов и незадолго до парламентских выборов 2005 года говорил, что Гагаузия воочию увидела "звериное лицо власти". И он же совсем недавно в одном из своих публичных заявлений без особого на то повода признал, что находится "в оппозиции к той идеологии, которой придерживаются руководство страны и большинство депутатов Народного собрания..."

Но сегодня "кишиневским европейцам" не с руки преследовать за убеждения и тем более неприлично насылать на идейного соперника суды, продолжает "Ника-пресс". Поэтому атака на Формузала как на не справившегося с обязанностями, как мелкого политического болтунишку и фантазера, лидера, ведущего Гагаузию куда-то не туда или вообще никуда, была бы более приемлемой, отмечает агентство. Тем более что если сравнить предвыборные обещания Формузала и его пышно обставленные данные социально-экономического гагаузского роста с практическими делами, то сделано мало или даже очень мало, пишет агентство. Разновекторного экономического сотрудничества по системе "Восток - Гагаузия - Запад", а далее всего, что может быть полезным краю, пока не получается, отмечает "Ника-пресс". И, похоже, как раз из-за этой разновекторности (если не сказать, из-за готовности быть "всеядным") ряд сорванных или отложенных в долгий ящик весьма заманчивых проектов о сотрудничестве говорит об этом, пишет агентство. Инвестициями пока тоже Гагаузию никто не балует: недавний международный экономический форум показал, что будущим инвесторам нужно что-то большее, чем желания и даже стопроцентные гарантии местных властей. А что-то большее - это, прежде всего, стабильность, в том числе и общественно-политическая, а ее-то пока "команда Формузала" обеспечить не может, отмечает агентство. Вернее, она может, но помешать ей в этом легче легкого.

Вот здесь-то и кроется ответ на главный вопрос о том, что же все-таки удалось сделать "команде Формузала" за истекший год, пишет "Ника-пресс". А сделано главное: созданы общественно-политические условия, закрепленные документально, для существования и функционирования механизмов по обеспечению этой самой стабильности (конечно, с точки зрения "народных патриотов" АТО), отмечает агентство. Напомним, исполком в начале текущего года принял документ "Основные направления социально-экономической политики Гагаузии". И напомним также, что документ был вскоре принят Народным собранием без замечаний и единогласно.

Что в нем? Как пишет "Ника-пресс", известно почти скандальное или даже политически провокационное стремление "народных патриотов" получить конституционное "право Гагаузии на самоопределение в случае потери РМ своего суверенитета". Стремление (как оно сегодня к месту!) объяснено так: "Это позволит обеспечить спокойствие в регионе и исключит любые возможности для спекуляций на тему возможного объединения с Румынией". Известны и проголосованные планы "команды Формузала" создавать гагаузские политические организации. Цель вообще давнишняя - еще со времен существования Гагаузской Республики: защита своего политического поля от влияния Кишинева, отмечает агентство. И, наконец, - "разработка и подписание договора о разграничении полномочий между центральными властями и органами власти АТО". Цель еще выше и даже благороднее: "...Это создаст и закрепит гарантии на изменение или отмену статуса, позволит сбалансировать взаимоотношения между Центром и Югом на длительный период и снизит зависимость Гагаузии от часто меняющихся ориентиров и политических симпатий партий, приходящих к власти в стране, а также отработать механизм участия Гагаузии в процессе принятия и реализации решения в области разработки внешнеполитического курса страны".

И поэтому, с учетом происходящих в стране и вокруг нее событий, следует сделать вывод: главным политическим и государственным достижением "команды Формузала" за истекший год является то, что вышеозначенные планы она не кинулась тут же реализовывать, пишет "Ника-пресс". Коммунисты-воронинцы опять бы взялись (и с удовольствием) раскрывать турецкие заговоры и "мочить сепаратистов в сортирах"; рассмотрели бы руку Кремля и прочую ерунду, отмечает агентство. Новые власти выждали и продолжают держать хорошую паузу, не поставив, впрочем, под сомнение свои планы, пишет "Ника-пресс". На этот раз гагаузы оказались терпеливее. И такое их терпение может сослужить хорошую службу - и не только им, но и всей Молдавии, подводит итог агентство.

В ходе прямой линии с жителями Гагаузии глава автономии Михаил Формузал заявил, что работа с Кишиневом у гагаузских властей сегодня строится "нормально", пишет "Панорама". "Я регулярно встречаюсь с руководством страны, с господином президентом, регулярно информирую о проводимой работе в Гагаузии, о наших проблемах, особенно если требуется вмешательство главы государства, - отметил Михаил Формузал. - Председатель парламента Мариан Лупу побывал в Гагаузии, и с ним имеется хороший контакт. Еще в начале года с ним была достигнута договоренность о том, чтобы Гагаузия имела свое представительство в парламенте РМ для более тесной координации деятельности с тем, чтобы законы, принимаемые в Кишиневе, более соответствовали интересам Гагаузии, а законодательные инициативы Гагаузии были более правильно оформлены. А с премьер-министром сам Бог велел работать в тесном контакте, поскольку есть очень много вопросов, которые должны решаться оперативно, и без помощи центральных органов власти не обойтись. Многие ожидали, что с приходом Формузала начнется война с Центром, многие специально акцентировали на этом внимание избирателей во время избирательной компании. Однако мы отдаем себе отчет, что никакая война пользу людям не принесет, и мы в отношениях с Центром ее не допустили. Более того, за эти 11 месяцев работы мы обеспечили в Гагаузии стабильность, мы начали реформы, которые направлены на улучшение жизни простого человека. Центр внимательно наблюдает за этими процессами, но мы пока не получили ни одного критического высказывания по предпринимаемым действиям. Напротив, многие наши инициативы нередко поддерживаются правительством РМ и внедряются на всей территории Молдавии. Гагаузия в той или иной мере способствовала принятию многих решений правительства РМ. В том числе и по созданию резервного фонда зерна, поддержке сельскохозяйственного производителя".

Отвечая на вопрос одного из жителей Гагаузии об особой позиции главы Гагаузии при принятии бюджета на 2008 год в правительстве Молдавии, Михаил Формузал отметил, что его голосование против проекта бюджета не может вызвать обострения отношений с центральными властями, пишет "Панорама". "Их и быть не может, поскольку вопросы, которые мною поднимались, являются прагматичными и вскрывают проблемы, не учтенные правительством РМ. Одна из проблем вытекает из того, что на территории Гагаузии изучают в школах 4 языка: государственный, русский, иностранный и гагаузский. На территории остальной части Молдавии преподают 3 языка. Стоимость обучения одному языку обходится бюджету Гагаузии в 13 миллионов лей (1$ = 11,2 лея - прим. ИА REGNUM). Я обращался с просьбой, чтобы учли нашу специфику. В целом согласованный с Народным собранием Гагаузии проект финансирования отличался от предложенного Кишиневом на 49 миллионов лей. Из них 13 миллионов - те самые деньги на образование. Другой вопрос, который был мною поднят на заседании правительства, - это культура. У нас есть два театра, профессиональные творческие коллективы. Их надо финансировать. Подход при формировании бюджета Гагаузии такой же, как к обычному району. Но это автономия, созданная для оказания содействия уникальному и самобытному народу, не имеющему своей метрополии за пределами Молдавии. Нельзя подходить к нам с тем же аршином, как к обычной административно-территориальной единице без учета нашей специфики и вполне естественных обязательств Молдавии перед гагаузским народом. Должен быть хоть какой-то поправочный коэффициент. Цена вопроса по культуре нами была оценена в сумму чуть больше 2 миллионов лей. Это тоже не было учтено. Третьей большой проблемой является изучение государственного языка. Гагаузии необходимы ресурсы для улучшения качества преподавания государственного языка, для приобретения жилья для молодых педагогов, которые будут направляться сюда для преподавания государственного языка. Нужны курсы для государственных чиновников, другого взрослого населения, желающего ликвидировать свои пробелы в области знания государственного языка. И последней важной проблемой являются капитальные вложения. Я не мог согласиться с тем, что Гагаузии выделяют на эти цели всего 800 тысяч лей (по 400 тысяч на очистные сооружения в Чадыр-Лунге и Комрате). Это мизерная сумма. Мы на капитальные вложения просили 25 миллионов лей. Я пытался выяснить по каким критериям распределяются средства на капитальные вложения. Никто не смог этого объяснить. Это предмет для длительного разговора, диалога, консультаций, компромиссов, однако в любом случае критерии должны быть выработаны", - сказал Формузал.

"Что принесло мое выступление? - продолжил башкан Гагаузии. - Нам дали 4 миллиона 715 тысяч лей, да и те лишь на изучение государственного языка. Я расцениваю это как неудачную шутку. Ясно, что мы направим эти деньги на образование, поскольку там не хватает 13 миллионов и нам упорно недодают эти деньги. У меня спросили: "А почему раньше эти вопросы не поднимались?". Я не могу знать, почему их раньше не поднимали, но эта специфика есть, и ее можно доказать расчетами. Должен сказать, что премьер-министр согласился, что указанная специфика имеет место. Будучи в Чадыр-Лунге, он пообещал, что это будет принято во внимание и учтено. Думаю, что при рассмотрении параметров бюджета 2008 года во время его исполнения в мае-июне будут учтены эти поправки. Мы не говорим, что на этом все прекратилось, мы со всем согласны и денег больше не будет. Шаг за шагом мы докажем с цифрами в руках, будем ходить по кабинетам, отстоим свою точку зрения и эти деньги получим. Может быть, не все 49, но миллионов 20-25 мы получим". ("Панорама")

Комрат - Кишинев: "Может ли гагауз быть хорошим молдаванином?"

Может ли гагауз быть хорошим молдаванином, задается вопросом "Единая Гагаузия". Был период, весьма длинный, когда молдаване и гагаузы жили себе бок о бок, даже не задумываясь о том, что их что-то может объединять или разъединять, отмечает издание. Затем как-то неестественно быстро разминулись, стали по разные стороны баррикад в ходе одной и той же революции, пишет газета. Вроде бы все хотели одного и того же: демократии, развития культуры и языка, самостоятельности. Почему это привело к непониманию и конфликтной ситуации? Всегда можно сделать и демократию для всех (а иначе это вовсе и не демократия!), и языки развивать все не в ущерб другим, и культуру обогащать, в том числе разумным, дозированным взаимопроникновением, пишет газета.

На каком-то этапе возникла эйфория, и все пошло не так, продолжает "Единая Гагаузия". К счастью, по историческим меркам довольно быстро это отошло на второй план, если не прошло совсем, пишет газета. Все опять поменялось местами. Кто раньше был "сепаратистом", теперь является более патриотом, чем бывшие "патриоты". Теперь "сепаратисты" думают-гадают, что предпринять, чтобы отстоять независимость Родины, отмечает издание. Гагаузы стали лучшими и самыми надежными молдаванами, пишет газета. В смысле, гражданами Молдавии. Да и почему бы гагаузу не быть хорошим гражданином Молдавии, задается вопросом издание. Что вообще разделяет молдаван и гагаузов? На первый взгляд, кажется бесспорным: что-то должно разделять - разные же народы! А на поверку найти эти линии разграничения оказывается довольно непросто, пишет газета.

Вера - одна, и не просто христианская, а православная, пишет "Единая Гагаузия". Мало того, и церковь одна! Могло же быть, что молдаване относятся к Румынской, а гагаузы к Русской Православной Церкви, отмечает издание. Это уже повод для размежевания. Но этого же пока нет, пишет газета. Культура тоже скорее объединяет, чем разъединяет, отмечает издание: общие балканские корни, сходный темперамент.

Парадоксально, но даже когда волонтеры в начале 90-х стояли по обе стороны неожиданно образовавшейся границы, в этом вопросе ничего не изменилось, продолжает "Единая Гагаузия". Гагаузы понимали, что это какая-то ошибка, и ненависти не родилось, отмечает издание. Другие такие случаи в истории трудно даже припомнить, пишет газета. Например, в России во время похода Наполеона мода на французский язык и культуру мгновенно испарилась, отмечает издание. Да, потом все опять восстановилось, Париж опять вошел в России в моду. Но это когда зажили раны и обиды. У гагаузов такого периода вообще не образовалось, и это по-настоящему удивительно, пишет газета.

Язык - он мог бы разделять, пишет "Единая Гагаузия". Но позади общее прошлое, отмечает издание. Все молдаване и гагаузы пока еще худо-бедно владеют русским языком, а значит, могут общаться. А общающийся - способен договориться. К тому моменту, когда образуется обширный слой молдавского населения, абсолютно не знающий русского языка (если такая глупость вообще возможна!), среди гагаузов также образуется обширный слой владеющих молдавским языком, отмечает газета. Паритет будет соблюден, возможность общения сохранится, а значит, сохранится возможность единства, полагает издание.

Угрозы в данном направлении, однако, существуют, продолжает "Единая Гагаузия". Объединение с Румынией могло бы серьезно форсировать процесс вымывания русского языка, а гагаузы, скорее всего, не поспевали бы в изучении румынского, пишет газета. Вообще, всякое форсирование вредоносно, и только оно стало в 90-х годах причиной размежевания, отмечает издание. Будь у молдавской нации в тот момент чуть больше терпения и такта, того же самого, что сейчас, можно было бы добиться без обострения общественно-политической обстановки, и не было бы сейчас, в частности, проблемы Приднестровья, пишет газета. Впрочем, это тоже можно понять: накипело тогда, наболело, где уж терпеливость демонстрировать, отмечает издание. Да и уверенности не было, что происходящие изменения - это надолго. Вот и хотелось поскорее придать им характер необратимости, пишет газета.

История - она гагаузов и молдаван не разделяет, пишет "Единая Гагаузия". Гагаузы не пришли на молдавскую землю оккупантами, не захватили ее в ходе кровопролитных боев. И даже в ходе противостояния 90-х годов обошлось без кровопролития, без гражданской войны, отмечает издание. Гагаузы заняли сотни лет назад пустующие, целинные земли, причем худшие из них, подальше от рек, в самом центре засушливого Буджака, куда никто до этого особо не стремился. И только ценой неимоверного трудолюбия удалось превратить эти земли в цветущий оазис, пишет газета. Земли Буджака одновременно осваивались как гагаузами, так и молдаванами. До них здесь были ногайцы, тюркоязычные братья гагаузов, которые не очень интересовались обработкой земли, а больше промышляли скотоводством и разбоем. Но, как бы ни было, они были здесь (при поддержке Турции) полновластными хозяевами и передали по наследству земли гагаузам. И молдаванам. И болгарам. А также украинцам. Всем, кто изъявил желание начать с нуля на неосвоенных, суровых землях. Территории междуречья Прута и Днестра впоследствии еще не раз переходили из рук в руки, становились предметом торгов и ультиматумов, но никто по отношению друг к другу не выступал "пятой колонной", не участвовал в угнетении и унижении соседей другой национальности в союзе с внешними силами, пишет газета. Одним словом, нет в молдавско-гагаузской совместной истории разъединяющих факторов, отмечает издание. Даже румынский гнет первой половины прошлого века довольно равномерно лег и на плечи гагаузов, и на плечи молдаван, которых румынская администрация также считала "второсортными", "недорумынами", пишет газета.

Если молдаван и гагаузов не разъединяет прошлое, может, это делает будущее? И снова невпопад, отмечает "Единая Гагаузия". Гагаузы, так же как и простые молдаване, дружелюбно относятся к своим восточным соседям - Украине и России. В совместном прошлом было много хорошего, есть надежда и на хорошее будущее, отмечает издание. В то же время гагаузы не являются истерическими "антизападниками", пишет газета. Они вместе с молдавским народом вполне адекватно воспринимают свое будущее место в европейской семье народов, отмечает издание. Но только не в составе Румынии, а в качестве суверенного государства. Гагаузы хотели бы на Запад, но готовы поработать над приведением собственной страны в соответствие с западными стандартами, чтобы не торопясь и с достоинством войти туда в качестве суверенного государства, отмечает издание. Хочется верить, что основная часть населения Молдавии едина в этом с гагаузами, подводит итог газета.

Межцерковное противостояние: "В Гагаузии нет ни одной православной общины, желающей оказаться под покровительством Румынского Патриархата"

Газета "Независимая Молдова" публикует заявление Народного собрания Гагаузии, принятое 11 декабря 2008 года. В заявлении, в частности, говорится: "Народное собрание Гагаузии с большим недоумением и возмущением восприняло известие о том, что Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о создании трех новых епархий на канонической территории Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. В данных епархиях предполагается пребывание епископов, назначенных Бухарестом. Свое решение Румынская Патриархия обосновывает ссылками на исторические факты и на неоднократные обращения православных верующих - румын. Действительно, история свидетельствует о том, что на территории Республики Молдова в населенных пунктах действовали православные приходы, подчинявшиеся Бухаресту. Однако было это в кратковременный период румынской оккупации - в 1918 - 1940 и 1941 - 1944 годах. Население Гагаузии старшего поколения прекрасно помнит, что богослужения в храмах совершались только на румынском языке, равно как и все церковные таинства. На нем же прихожане были обязаны исповедоваться. Таким образом, от церковной жизни фактически оказывались отлученными все те, кто не владел румынским языком. Если с историческими фактами все известно и понятно, то остается открытым вопрос с православными верующими - на территории Гагаузии проживают гагаузы, молдаване, болгары, русские, украинцы и др., но нет румынского населения. Из этого следует, что верующим опять будет отказано проводить богослужение и церковные таинства на родных языках, в Гагаузии нет ни одной православной общины, желающей оказаться под "покровительством" Румынского Патриархата. Возникает вопрос: те, кого хотят записать в число прихожан Румынской Православной Церкви, готовы ли отказаться от Молдавской метрополии и Русской Православной Церкви? Или вновь все решено за них, как это уже было в годы фашистской оккупации? Попытки возродить епархии под юрисдикцией Румынской Церкви в Молдавии, на канонической территории Русской Православной Церкви, - это не только нарушение церковных канонов, но и политический шаг, имеющий далеко идущие последствия. Власти Румынии, которые финансируют из госбюджета и священнослужителей, и приходы Православной Церкви, хорошо понимают, что государство крепко до тех пор, пока крепок дух народа. Не имея возможности законным путем присоединить к себе территорию Республики Молдова, они будут всемерно способствовать духовной экспансии на молдавской земле. Постепенно подтачивая гражданский мир, сея межнациональную рознь, разобщая православных верующих по языку и крови, власти Румынии легко сумеют добиться той цели, которой не смогли ранее достичь с помощью военной силы. Мы, депутаты Народного собрания Гагаузии, призываем вас, жителей Гагаузии, и всех граждан Республики Молдова не поддаваться ни на какие провокации, ни на какие денежные посулы. Верность истине нельзя разменивать на материальные блага. Мы выражаем уверенность в том, что православные приходы Гагаузии были, есть и будут в составе автономной Молдавской церкви в каноническом единстве с Русской Православной Церковью".

Наше время полно парадоксов, пишет "Единая Гагаузия". Вот, к примеру: коммунист, озабоченный делами Церкви, - чем не парадокс? - отмечает издание. В самом деле, верные последователи марксистско-ленинского учения, ярые приверженцы материалистической картины мира, борющиеся за интересы Церкви, выглядят, мягко говоря, странно, пишет газета. Но к странному добавляется ещё и смешное, если религиозные дела начинают волновать гагаузских коммунистов, отмечает издание.

Напомним, 24 октября 2007 года в ходе очередного заседания синода Румынской православной церкви было принято решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов, продолжает "Единая Гагаузия". В частности, решено было создать Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. На эти, скажем так, провокационные решения Румынской Православной церкви соответствующим образом отреагировали Молдавская митрополия РПЦ, Тираспольская и Дубоссарская епархии РПЦ и многие другие религиозные и светские организации. В общем, все, кто посчитал нужным и важным озвучить свою позицию, сделали это, пишет газета. Большинство сделанных заявлений содержало довольно резкие обращения к Румынской Православной церкви с призывом приостановить реализацию принятых решений. С подобным обращением выступило в начале ноября и общественное движение "Единая Гагаузия", назвавшее действия румынской Церкви "неприемлемыми как с точки зрения церковных канонов, так и с точки зрения возможных негативных последствий для стабильности гагаузского общества". По словам авторов документа, "испокон веков православие всегда было объединяющим фактором для проживающих на территории Молдавии народов". "Благодаря этому православная церковь получила широкое признание и уважение со стороны наших граждан. В этом смысле противостояние, вызванное действиями румынских церковных кругов, направлено на разрушение единства православной семьи и вызовет резкое неприятие со стороны верующих. Уверены, что возникший спор между румынской и русской православными церквями не имеет ничего общего с православием и истинными интересами верующих и несёт огромный вред церкви", - говорилось в заявлении.

С тех пор прошло уже больше месяца и, вдруг проснувшимся гагаузским депутатам тоже захотелось высказаться, пишет "Единая Гагаузия". На прошлой неделе они распространили своё официальное заявление, принятое на одной из последних сессий Народного собрания Гагаузии. Заявление как заявление, ничего нового сказано не было, отмечает издание. Но каково же было удивление следящих за развитием этой темы людей, когда выяснилось, что абсолютно идентичное заявление более месяца назад было принято священнослужителями Тираспольской епархии РПЦ, пишет газета. Оказывается, текст "Заявления Народного собрания Гагаузии" принятого 11 декабря, с точностью копирует (с замещением в определённых местах "Приднестровья" на "Гагаузию" или "Молдавию") текст "Резолюции XV собрания духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии", принятой ещё в начале ноября, отмечает издание. Вот, например, пара фрагментов: "попытки возродить Дубоссарскую епархию под юрисдикцией Румынской Церкви на канонической территории РПЦ - это не только нарушение церковных канонов, но и политический шаг, имеющий далеко идущие последствия. Не имея возможности законным путём присоединить к себе территорию Молдавии и Приднестровья, они будут всемерно способствовать духовной экспансии на приднестровской земле" (из Резолюции XV собрания духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии); "попытки возродить епархии под юрисдикцией Румынской Церкви в Молдавии на канонической территории РПЦ - это не только нарушение церковных канонов, но и политический шаг, имеющий далеко идущие последствия. Не имея возможности законным путём присоединить к себе территорию Республики Молдова, они будут всемерно способствовать духовной экспансии на молдавской земле" (из заявления Народного собрания Гагаузии).

В принципе, нельзя осуждать гагаузских избранников за то, что они демонстрируют внимание к интересам верующих, продолжает "Единая Гагаузия". Можно даже закрыть глаза на то, что это внимание появилось перед выборами, пишет газета. Можно действительно допустить, что некоторые из депутатов совершенно искренни в своих поступках. То, что депутаты оказались бессильными в написании нескольких предложений, раскрывающих их собственное мнение по теме противостояния Церквей, на "преступление", разумеется, тоже не тянет, отмечает издание. Конечно, вышел конфуз, гагаузские коммунисты стали объектом насмешек в Приднестровье и в Молдавии, пишет газета. Печатный рупор молдавского правительства, газета "Независимая Молдова" поспешила поместить заявление НСГ на своих страницах и, неожиданно для себя, тоже отметилась в этой истории. Но всё же эти неуклюжие поступки нерадивых школьников, совершённые гагаузскими депутатами, не могут быть главной претензией к ним, отмечает издание.

Эта нелепая история с плагиатом даёт повод задуматься о другом: а тем ли вообще занимаются гагаузские законодатели, чем должны? Не лучше ли свою изобретательность применять по назначению, а именно: на разработку качественных и продуманных законов, задается вопросом издание "Единая Гагаузия". Всё это прекрасно, но неужели в этих заявлениях и состоит весь отчёт депутатов о проделанной за 4 года работе, подводит итог газета.

Отец Дмитрий, он же в миру депутат Дмитрий Киорогло, вышел на последнее заседание Народного собрания с законодательной инициативой о введении в курс общеобразовательной школы на территории Гагаузии дополнительного обязательного предмета "Основы православия", пишет в другом своем материале "Единая Гагаузия". Впрочем, предмет может называться и иначе, однако сути дела это не изменит, пишет газета. Депутаты встретили наспех подготовленный законопроект настороженно. Он был подан в Народное собрание буквально накануне вечером, мало кто успел его толком изучить, Исполком Гагаузии свое заключение по нему дать не успел, не прошел законопроект и юридическую экспертизу. Большинство предлагало отложить рассмотрение вопроса, но руководству Народного собрания удалось продавить законопроект в первом чтении, апеллируя к тому, что это последний день, когда еще можно это сделать, отмечает издание. Довод, прямо скажем, не очень убедительный. Вряд ли было оправдано принятие такого законопроекта в пожарном порядке, как будто речь идет о срочном выделении ресурсов на ликвидацию последствий стихийного бедствия, пишет газета.

Со стороны депутатов задавались различные вопросы: кто будет преподавать этот предмет, откуда возьмется финансирование, продолжает "Единая Гагаузия". Хотя 93 процента гагаузов - православные, была и обеспокоенность, что это внесет очередной раздор в общество. Например, в селе Дезгинжа практически половина населения - протестанты. Утверждалось, конечно, что от посещения урока можно будет по заявлению отказаться, но куда денутся дети, которые не будут заходить на урок? Слоняться по коридорам, по населенным пунктам, задается вопросом газета.

Не бесспорна и идея об оценивании знаний по данному предмету, пишет "Единая Гагаузия". Здравая мысль прозвучала в одном из выступлений, когда было предложено не плодить новый учебный час, а включить эту тему в программу уже существующего курса "История и культура гагаузского народа", отмечает издание. Дети и так перегружены, у них нередко по 8 уроков в день, и девятый им совсем ни к чему, пишет газета. Это, конечно, большое упущение, что упомянутый курс не содержит в себе существенного блока вопросов, связанных с православием, с его ролью в жизни и истории гагаузского народа, отмечает издание. Православие для гагаузов, как верно подметил отец Дмитрий, является культурообразующей религией, пишет газета. А некоторые ученые совершенно справедливо идут еще дальше и признают православие этносообразующей религией гагаузского народа. И тот факт, что сырой законопроект все же был прият в первом чтении с массой процедурных нарушений, лишь подтверждает значимость православия для гагаузского народа. Немножко непонятно только, почему депутаты приняли этот законопроект в последний день своего легитимного правления и кинули на плечи тех, кто придет им на смену, еще одну туманно разрешаемую проблему, подводит итог издание.