Перестрелки

Сообщения бакинских СМИ о ситуации на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта все больше напоминают сводку военных действий. Если прежде Day.az, "АПА", "Тренд", Bakililar.az, Analitika.az, "Новости-Азербайджан", "525-я газета" и др. сообщали о двух-трех случаях "нарушений армянской стороной режима прекращения огня", то последние месяцы об этом сообщается ежедневно. При этом, согласно их сообщениям, режим прекращения огня нарушается не менее чем в 4-х направлениях. Так, сообщения о нарушениях "в четырех направления" передавались 6-го, 7-го, 10-го, 11-го и 12-го мая. 8-го мая "армянская сторона нарушила режим прекращения огня в пяти направлениях, а 9-го - аж в семи. Обстреливаемыми, армянской стороной, направлениями бакинские СМИ называют опорные пункты азербайджанских ВС практически по всей линии азербайджано-карабахской границы, а также позиции в приграничных с Арменией районах. При этом, большинство СМИ сообщают об ответном "подавлении огня", тогда как Day.az и "Новости-Азербайджан" - о "подавлении врага".

Сведения об обстреле азербайджанских позиций, о выстрелах по ним азербайджанские СМИ тиражируют в таком большом количестве, что, скорее всего, это уже не информация, а не имеющая значения и воздействия, носящая пропагандистский характер дезинформация, пишет газета "Азг". В любом случае, отмечает газета, хотя режим перемирия действует уже 14 лет, однако о нем, как реальном перемирии, говорить нет никаких оснований.

12 мая примерно в 11:00 местного времени азербайджанские Вооруженные силы обстреляли позиции ВС Армении, расположенные близ села Баганис Тавушской области. Как сообщает пресс-служба Минобороны Армении, в результате обстрела ранен пастух Лорик Авагян. Армянская сторона смогла вывести его из зоны огня через два часа. Авагян доставлен в больницу, где ему сделала операция. Состояние его здоровья расценивается как средней тяжести. Как отмечает Armenia Today, в последнее время азербайджанские ВС активно нарушают режим перемирия, обстреливая армянские позиции.

По сообщению информационного портала МИД Нагорного Карабаха, 7 мая, согласно ранее достигнутой с властями НКР договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в Агдамском направлении. С позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР.

Бакинская "525-я газета" также сообщает, что проведенный 7-го мая мониторинг на линии соприкосновения войск, вблизи села Афетли Агдамского района прошел без инцидентов. Согласно газете, перед мониторингом представители ОБСЕ встретились с главой исполнительной власти Агдамского района Гасаном Сарыевым. Сарыев сказал, что в результате интенсивного нарушения режима прекращения огня армянами, за 4 месяца этого года погибло 3 гражданских лица Азербайджана погибло, а один ранен.

"В то время как на линии соприкосновения стреляют, а о нарушении режима перемирия говорят обе стороны, наблюдательская миссия ОБСЕ каждый раз отмечает, что "нарушений режима прекращения огня не зафиксировано". Тем самым, отмечает газета "Азг", ОБСЕ в определенном смысле оправдывает использование термина "замороженный конфликт". Ну а Минская группа ОБСЕ предпочитает заявления на уровне бесед-разговоров, и высказывает надежду, что стороны будут держаться в рамках мирного урегулирования", иронизирует "Азг".

Как сообщает ИА REGNUM, пресс-служба министерства обороны Нагорного Карабаха 10 мая опровергла распространенное Day.az сообщение о ранении 9 мая военнослужащего азербайджанской армии Чингиза Джафарова с армянской стороны. В беседе с агентством глава пресс-службы министерства Сенор Асратян исключил возможность ранения азербайджанского военнослужащего с армянских позиций, подчеркнув, что никакого нарушения режима прекращения огня с армянской стороны не было, а ранение военнослужащего могло быть следствием неуставных отношений. Агентство отмечает также, что само министерство обороны Азербайджана никаких заявлений по поводу случившегося не делало.

Пленные

Граждане Армении, задержанные в Нахичеване, будут переданы армянской стороне после соответствующей работы. Об этом заявил министр обороны Сейран Оганян. При этом он напомнил, что граждане Армении должны были быть возвращены на родину неделю назад, однако оборонное ведомство Азербайджана, сославшись на "необходимость проведения соответствующей работы", отсрочило передачу. Оганян выразил надежду, что на этот раз возврат граждан Армении отложен не будет. Как напоминает PanARMENIAN.Net, в конце апреля четверо граждан Армении: Ваник Змбоян из Гавара, Артем Зограбян, Карен Торосян и Агаси Енокян из села Норагюх отправились в село Хачик, где находится воинская часть, для встречи со своим другом-военнослужащим. Во время возвращения домой они заблудились и, вероятно, оказались в Нахичеване. Между тем, азербайджанские СМИ распространили информацию о том, в "Азербайджане были арестованы армянские спецназовцы, планировавшие провокацию".

Неопределенной остается судьба четверых граждан Армении, заблудившихся и оказавшихся на территории Нахичевана, пишет газета "Новое время", отмечая, что азербайджанская сторона не комментирует заявление министра обороны Армении Сейрана Оганяна о том, что в течение ближайших дней они будут возвращены в Армению, а официальные бакинские источники продолжают утверждать, что четверо задержанных армян являются членами разведывательно-диверсионной группы. По оценке газеты, пленение заблудившихся армян позволило идеологам бакинской пропаганды несколько сгладить скандал вокруг ставших в последнее время массовыми случаев перехода азербайджанских военнослужащих на армянскую сторону. У них появился дополнительный инструмент для политических спекуляций. Так, пишет газета, "если армянская сторона в одностороннем порядке выдала всех азербайджанских военных, задержанных на нашей территории, то в Баку решили придумать легенду, которая позволит как можно дольше бравировать подвернувшимся "козырем". Именно потому было решено объявить четверых гражданских лиц спецназовцами". "Новое время" подчеркивает, что армянская сторона за последние две недели дважды, проявляя добрую волю, в одностороннем порядке возвращала азербайджанцев, задержанных на территории Армении. "При этом не было попыток политизировать сам факт перехода азербайджанскими военными государственной границы, хотя возможностей для этого было предостаточно. 23-го апреля на участке Иджеван - Казах азербайджанской стороне передали Ягуба Мухтарова, покинувшего воинскую часть и 11-го марта перешедшего на армянскую сторону. В тот же день была достигнута договоренность о возврате солдата Вусала Эйбатова, перешедшего линию соприкосновения сил на агдамском участке. Это было еще до пленения в Нахичеване четверых армян. Однако договоренность осталась в силе. В ходе консультаций было решено, что Эйбатова вернут утром 3-го мая. В тот же день на 18 часов была запланирована встреча для уточнения механизмов возвращения Змбояна, Зограбяна, Торосяна и Енокяна. Переговоры должны были состояться на нейтральной территории близ поселка Ерасхаван. Эйбатова, как и планировали, вернули. Но пришедшие вечером на встречу представители рабочей группы азербайджанской комиссии по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших неожиданно заявили, что не собираются никого возвращать". Таким образом, заключает газета, становится ясно, что в Баку не оценили проявленную Ереваном добрую волю и решили выжать максимум пропагандистского эффекта из состряпанной легенды.

Представители Государственной комиссии Азербайджана по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан не проводили встреч с армянской стороной по поводу возвращения на родину граждан Армении Ваника Змбояна, Артема Зохрабяна, Карена Торосяна и Агаси Енокяна, задержанных в Нахчыванском направлении линии фронта. Об этом "АПА" заявили в Госкомиссии. Как сообщил бакинскому агентству начальник пресс-службы МО Азербайджана Эльдар Сабироглу, никаких переговоров о передаче армянской стороне четырех армянских военнослужащих не проводится: "Распространяя эту информацию, Армения в очередной раз хочет направить внимание в другую сторону. Четверо арестованных армян являются спецназовцами Вооруженных сил Армении. На данный момент они находятся в распоряжении Министерства обороны. Расследование продолжается. Эта группа планировала устроить провокацию на территории Азербайджана. Некоторые сведения подтвердились. Этот вопрос будет решаться в рамках азербайджанского законодательства. Действия армян также противоречат международным правовым нормам".

Вооруженные силы Армении

Военный бюджет Армении будет увеличиваться, дабы были удовлетворены все потребности армии, и по качественным показателям был сохранен паритет сил в регионе. Об этом, передает Armenia Today, заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. Как отмечает агентство, министр не скрыл свою озабоченность ростом военных расходов Азербайджана, но "с этой реальностью ничего не поделаешь, и Армения должна сделать все, чтобы по качественным показателям поддержать баланс". "Наши расходы на оборону также возрастут", - заверил министр, добавив, что военные расходы Армении растут как по линии обучения военных кадров, так и по иным направлениям. "В рамках своих возможностей мы будем делать все, чтобы представить правительству смету расходов, которая будет удовлетворять потребности армии. Не хочу сейчас называть процентов, на которые будет увеличено финансирование, но мы будем проводить аналитическую работу", - отметил он. Согласно агентству, расходы на сферу обороны госбюджетом Армении на 2007 год составляли 95,8 миллиардов драмов (около $312 млн), что на 22,4% выше показателя 2006 года.

На вопрос журналистов интересовал, как долго продлится перемирие, министр обороны Армении Сейран Оганян сказал: "Мы должны сделать все, чтобы перемирие в карабахском конфликте было продолжено. Власти нашей страны делают все, чтобы карабахская проблема нашла свое логическое завершение и была решена мирными средствами". По мнению министра, предпосылок, свидетельствующих о возможном возобновлении военных действий, сегодня нет. ("Республика Армения").

В настоящее время параметры вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана можно рассматривать как террористические группы, подготовленные к проведению партизанской войны. Об этом, передает Day.Az, заявил азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу. "Некоторые группы будут вести партизанскую войну в лесах и горах, другие группы в крупных городах Азербайджана, а третьи группы будут действовать для проведения терактов против трубопроводов, которые проходят через Азербайджан", - сказал он. Политолог отметил, что такое мнение у него сложилось на основе статей и информации, напечатанных в армянских СМИ, а также на основе комментариев одного-двух российских военных экспертов, работающих с вооруженными силами Армении. По его словам, задержание на территории Азербайджана четырех военнослужащих Армении является доказательством его слов, и они готовятся к теракту. "Вооруженным силам Армении выделяются деньги из США, России и Ирана. Каким образом Армения может обосновать получение денег одновременно из стран, которые на мировой арене противостоят друг другу? Речь не идет о ежегодной помощи, которую США оказывают Азербайджану и Армении. Почти каждый месяц Соединенные Штаты оказывают финансовую помощь разным силовым структурам Армении, и эти финансы в итоге используются для вооруженных сил", - сказал он. При этом политолог считает, что Армения сама не в силах обеспечить военную технику топливом для участия в разных учениях, проводимых на оккупированных территориях Азербайджана. "Спрашивается, откуда топливо для военной техники, ведь сама Армения испытывает нехватку топлива? Однозначно, оно покупается у Ирана, и им платят деньгами, полученными из США. То есть Армения на деньги США покупают у Ирана дешевое топливо для своей военной техники", - считает Ахмедоглу. По его мнению, все это является парадоксом, так как Соединенные Штаты, ведущие борьбу во всем мире с терроризмом, способствуют развитию террористических групп в Армении. По словам Ахмедоглу, развитие событий дает основание предположить, что в ближайшие два-три месяца будут наглядные доказательства вышесказанного.

Перемирию 14 лет

12 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта, а 16 мая в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саркисяна, министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня. Был также подготовлен документ "Договоренность о порядке реализации Протокола от 18 февраля 1994 г.", предусматривающий разведение карабахских и азербайджанских войск, создание буферной зоны между сторонами и ввод в нее миротворческих сил. Под документом свои подписи поставили министры обороны Российской Федерации и Армении Павел Грачев и Серж Саркисян, командующий Армией обороны НКР Самвел Бабаян. Министр обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедов под документом не подписался - его в срочном порядке отозвали в Баку. Документ в Баку подписали несколько позднее. В зоне нагорно-карабахского конфликта наступило длительное перемирие. Прекращение огня, прежде всего, нужно было Азербайджану, который в результате стремительного наступления Армии обороны НКР терял одну позицию за другой. В Баку поняли, что если армян не остановить, Азербайджан может потерять и Гянджинский аэропорт, второй по значению в Закавказье, контроль над Курой и, даже возможно, война дойдет до Баку. Допустить этого вернувшийся из нахичеванской "ссылки" и ставший президентом Азербайджана Гейдар Алиев никак не мог. Алиев также хорошо понимал, что остановить армянское наступление может только Россия. О том, что Азербайджан действительно боялся наступления армянской армии, говорилось и тогда, и сейчас. Для Армении подписание протокола тоже было позитивным шагом. Бишкекский протокол о прекращении огня между Нагорным Карабахом и Азербайджаном является первым документом, в котором официально в качестве стороны конфликта признан Нагорный Карабах. (PanARMENIAN.Net).

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что подписание Бишкекского протокола смогло предотвратить крупные вооруженные столкновения. Согласно газете, власти Азербайджана объясняли подписание этого протокола "стремлением получить передышку для укрепления обороноспособности страны, преодоления экономического кризиса и признания справедливости позиции Азербайджана со стороны крупных держав и международных организаций". Смогли ли власти использовать эту "передышку" и изменить соотношение сил в свою пользу, спрашивает газета. "На сегодня можно сказать, что у азербайджанской армии проблем нет. После увеличения военного бюджета, снабжение улучшилось во всех сферах. Азербайджанская армия укрепляется с каждым днем", заявил недавно министр обороны Сафар Абиев. Свое несогласие с таким мнением выразил газете военный эксперт Алекпер Мамедов. "О каких решенных проблемах говорит министр? До сих пор родители сами вынуждены обеспечивать солдат продуктами питания, так как очень часто предоставляемая солдатам еда бывает просто несъедобной", - подчеркнул он. Мамедов также отметил, что заработная плата, получаемая офицерским составом, продолжает оставаться довольно низкой и ее не хватает на удовлетворение даже минимальных нужд. "Проблемы есть, и главная проблема заключается в высоком уровне коррупции", - считает Мамедов. Вместе с тем, военный эксперт счел положительным то, что за время действия режима прекращения огня было создано единое командование, которому подчиняются все силовые структуры обороны. Башкан партии "Мусават" Иса Гамбар считает, что заключение Бишкекского протокола предоставило стране паузу в тяжелом положении, которая возникла в результате проведения неправильно рассчитанных тогдашним президентом Гейдаром Алиевым военных действий. "Но, к сожалению, нынешний режим не смог правильно воспользоваться этой паузой. Не был реализован необходимый для решения проблемы потенциал. Не были также проведены принципиальные, концептуальные переговоры. И в результате, несмотря на то, что с подписания Бишкекского протокола прошло уже 14 лет, оккупированные территории все еще продолжают находиться у армян". Установление в стране политической стабильности за время действия прекращения огня Гамбар объясняет тем, что угрозу этой стабильности создавали Гейдар Алиев и силы, связанные с ним: "Это они во время существования в 1992-1993 годах власти, созданной самим народом, всячески пытались нарушить политическую стабильность в стране".

В политических кругах Нагорного Карабаха считают май 1994 года и встречу в Бишкеке знаменательным этапом в истории урегулирования карабахской проблемы. До этого в разные периоды заключались договоренности о прекращении военных действий, но, как правило, они действовали на краткосрочный период - несколько дней, в лучшем случае - несколько недель. По словам министра обороны Нагорного Карабаха Мовсеса Акопяна, "война с Азербайджаном еще не завершена, и это выражается в том, что продолжается блокада Армении и Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, не прекращается и информационная война". Продолжаются также обстрелы позиций Армии обороны НКР на различных участках линии соприкосновения войск сторон. Самое грубое нарушение в текущем году имело место в районе села Левонарх, когда в ночь с 3 на 4 марта отряд специального назначения вооруженных сил Азербайджана пересек северо-восточный участок линии соприкосновения войск сторон и завладел одной из позиций Армии обороны НКР в направлении села Левонарх. После интенсивных боев, продолжавшихся несколько часов, азербайджанские военные покинули территорию. Согласно данным минобороны НКР, азербайджанская армия потеряла 8 человек убитыми, у карабахской стороны - двое раненых. Руководство НКР расценило данный инцидент как прямое следствие многолетней азербайджанской политики угроз и военно-силового шантажа, ведущей к эскалации напряженности в зоне азербайджано-карабахского конфликта, подрывающей региональную безопасность и стабильность и не получившей решительного отпора со стороны стран - сопредседателей МГ ОБСЕ. В связи с инцидентом МИД НКР в очередной раз высказался относительно необходимости безотлагательных мер международного сообщества по укреплению режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта и обеспечению необратимости мира, к чему карабахская сторона неоднократно призывала как Азербайджан, так и международных посредников. После данного инцидента ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана продолжает оставаться относительно спокойной, однако перестрелки позиций с обеих сторон, судя по сообщениям оборонных ведомств, продолжаются. (АрмИнфо).

Бишкекский протокол о прекращении огня между Нагорным Карабахом и Азербайджаном является первым документом, в котором официально в качестве стороны конфликта признан Нагорный Карабах. Об этом, передает "Ноян Тапан", заявил политолог Левон Мелик-Шахназарян. По его словам, протокол был подписан министрами обороны НКР, Азербайджана и Армении, как гаранта безопасности Карабаха. "Таким образом, 12 мая 1994 года Нагорный Карабах стал полноправным субъектом на переговорах. Мирный договор, если он будет подписан в обозримом будущем, должны подписывать НКР и Азербайджан. Но, по-моему, карабахский вопрос решится войной, но не сейчас. Все зависит от того, какую политику будет проводить Азербайджан, насколько хватит у него энергоресурсов и насколько в войне в регионе будут заинтересованы державы. В ближайшие 10-15 лет этого не предвидится", - сказал эксперт.

Jane's: "Угроза войны возрастает"

Степень риска возобновления карабахского конфликта возрастают. К такому выводу, сообщает радио "Свобода", пришли специалисты исследовательского центра Jane's, при анализе ситуации в Армении и Азербайджане, а также влияния внешних факторов. "Внутренняя обстановка в Армении и Азербайджане и внешние факторы, влияя на замороженный конфликт Нагорного Карабаха, начали повышать степень риска возобновления военных действий", говорится в докладе Jane's. по мнению авторов доклада, "свидетельством повышения степени риска, которое начинает вносить в регион существующий статус-кво", является произошедшее 4-го марта нарушение режима прекращения огня на линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил. В числе внутренних факторов увеличения степени риска аналитики указывают на существующие и в Армении, и в Азербайджане "полуавторитарные системы управления". Представляя процессы, последовавшие президентским выборам в Армении, эксперты Jane's пишут: "Влияние армии позволит новому президенту контролировать ситуацию в стране, однако углубление разногласий в армянском обществе, последовавшее за подавлением акций протеста, еще долго будет оставаться вызовом для Саркисяна". Согласно аналитикам, влияние на проблему Карабаха окажут также предстоящие в октябре президентские выборы в Азербайджане. "Хотя и эти выборы вряд ли окажутся более демократическими, чем предыдущие, риск общественного возмущения невелик. В обществе давно уже царит разочарование в избирательном процессе". Следовательно, по мнению экспертов Jane's, одним из основных политических рисков является то, что власти как Армении, так и Азербайджана, для отвлечения внимания будут усиливать пропаганду националистических идей и милитаристскую риторику. Рассматривая три сценария - решение вопроса статуса Нагорного Карабаха, сохранение статус-кво и признание Арменией независимости Нагорного Карабаха, - эксперты Jane's наиболее возможным считают второй. Вместе с тем, подчеркивают они, "если сохранение статус-кво содержит в себе меньше рисков в краткосрочной перспективе, то эта стратегия содержит в себе потенциально высокие риски для будущего - способствуя гонке вооружений, препятствуя экономическим и политическимк реформам и тормозя интеграцию в европейские и евроатлантические структуры".

Встреча глав МИД Армении и Азербайджана

Как сообщает газета "Новое время", 6-го мая в Страсбурге состоялась встреча министра ИД Армении Эдварда Налбандяна с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. В постпредсте Франции в Совете Европы после двустороннего раунда министров последовала расширенная встреча с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Бернаром Фасье (Франция), Мэтью Брайзой (США), Юрием Мерзляковым (Россия) и личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. По окончании встречи Налбандян сообщил журналистам о том, что встреча министров носила ознакомительный характер, стороны обменялись мнениями по процессу урегулирования карабахской проблемы, представили подходы своих стран и договорились продолжать переговоры. Министры представят президентам итоги обсуждений, и президенты примут решение о последующих действиях.

По словам французского сопредседателя Бернара Фасье, перед встречей министров сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели консультации между собой. Вечером, во время ужина, министры вновь встретились и продолжили обсуждения в неофициальном формате. В своем заявлении до встречи министров французский посредник выразил надежду, что переговоры пройдут в конструктивной обстановке: "Это первая встреча министров, и, конечно, она, в первую очередь, носит ознакомительный характер. На этом этапе рано говорить о результатах". Как сообщает бакинская "525-я газета", в соответствии с результатами встречи в Страсбурге в этом месяце ожидается визит посредников в регион. Именно после этого может проясниться дата и место проведения новой встречи президентов двух стран.

"Мы конкретизировали свои подходы и, самое главное, договорились продолжать переговоры", - сказал Эдвард Налбандян журналистам после встречи с Эльмаром Мамедъяровым. Глава армянского внешнеполитического ведомства отметил, что настроен оптимистично, передает Общественное телевидение Армении. "Наши народы и страны - соседи, и мы должны вместе жить в этих условиях. Считаю, что мы в состоянии найти решение создавшейся проблемы между нашими странами, и над этим как раз и работаем", - сказал армянский министр. Министры Армении и Азербайджана обсудили перспективы продолжения переговоров на основе предложений, представленных Минской группой ОБСЕ. После встречи Налбандян, высоко оценив деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ, подтвердил готовность Армении продолжать переговоры по решению карабахской проблемы.

"Эта встреча носила ознакомительный характер. Мы, министры, представляем позиции своих стран. В первую очередь нужно отметить, то что для решения вопроса и нахождения путей выхода из проблемы есть возможность, желание и воля. Мы являемся соседними государствами, и никуда нам от этого не деться. Эти встречи нужно продолжать и искать пути выхода из проблемы", - сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров отвечая на вопросы журналистов. ("525-я газета").

"В конце концов, мы - две соседние страны, мы не можем просто разбежаться. Надо найти решение и выйти из этой ситуации", - заявил Эльмар Мамедъяров. Министр иностранных дел Азербайджана подчеркнул, что неразрешенные конфликты наносят вред безопасности людей, мешают устойчивому развитию и установлению нормальных отношений между сторонами. "Вооруженные силы Армении должны быть выведены со всех оккупированных территорий Азербайджана, должны быть обеспечены политическая, экономическая, правовая и социальная реинтеграция Нагорного Карабаха в Азербайджанскую Республику, реабилитация пострадавших в ходе конфликта территорий, возвращение вынужденных переселенцев на свои земли. В регионе Нагорного Карабаха должна быть создана среда для совместного проживания армянской и азербайджанской общин в обстановке мира и гармонии", - сказал глава МИД Азербайджана. По словам Мамедъярова, все это создаст необходимую основу для определения статуса Нагорного Карабаха в рамках границ Азербайджанской Республики. ("Кавказский узел").

"Встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова и Армении Эдварда Налбандяна в Страсбурге, прошедшая 6 мая, показала, что Минский процесс двигается вперед. Это стало ощутимо после завершения президентских выборов в Армении", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Метью Брайза. По его словам, посредники надеются, что в ходе встречи президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саркисяна будет катализирован новый раунд активной деятельности, и в течение нескольких следующих месяцев работа над базовыми принципами будет завершена. (АрмИнфо).

Накануне переговоров с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, глава МИД Армении Эдвард Налбандян во время встречи с армянскими парламентариями заявил о том, что основой переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является вопрос статуса Карабаха. "В документе переговоров краеугольным камнем закреплен принцип, согласно которому статус Нагорного Карабаха должен решиться путем плебисцита", - отметил армянский министр. Как отмечает бакинская газета "Зеркало", реакция Баку на заявление главы внешнеполитического ведомства Армении не заставила ждать. По словам газеты, руководитель пресс-службы МИД Хазар Ибрагим "подверг сомнению компетентность нового министра иностранных дел Армении". "Стержнем переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта является вывод всех армянских вооруженных формирований со всех оккупированных Арменией территорий Азербайджана и возвращение в свои дома азербайджанских вынужденных переселенцев", - заявил он. Ибрагим заявил газете, что никакого документа по Нагорному Карабаху не существует: "Здесь можно говорить лишь о предложениях Минской группы ОБСЕ". Ибрагим отметил, что следующим этапом переговорного процесса является определение статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. "Такова реальность. И я надеюсь, что следующие заявления господина Налбандяна будут более подготовленными, аргументированными и опирающимися на реальность, а не на домыслы", - заявил Ибрагим. Между тем, пишет газета, конфликтолог Ариф Юнус подтвердил правдивость заявления главы МИД Армении. "Это правда. Действительно, в основе нынешнего этапа переговоров, больше известных как "Пражский процесс", лежит идея решения главного и самого болезненного вопроса - статуса Нагорного Карабаха - путем проведения референдума", - сказал конфликтолог. Более того, Юнус заявил также о том, что еще в августе 2005 года замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, подтвердил на проведенной им пресс-конференции факт проведения референдума в ходе урегулирования конфликта. Политолог Ильгар Мамедов заметил газете, что идея голосования населения по поводу статуса Нагорного Карабаха является частью большого процесса, который получил название "Пражского". "Этот процесс был изобретением 2004 года, и он соответствовал политическим задачам Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна, которые тогда решали свои предвыборные проблемы. Поэтому они и придумали этот пражский процесс", - считает он. Политолог уверен в том, что никаких реальных оснований для принятия идей, которые составляют основу пражского процесса, нет. "Пражский процесс был обречен, и сейчас мы являемся свидетелями того, как он провалился. И поэтому нет смысла в рассмотрении его отдельных элементов. Нужно решать проблему нагорно-карабахского конфликта. А этот конфликт может быть решен лишь в том случае, если границы Азербайджана останутся неизменными и Армения не получит территориальных приобретений за счет нашей страны", - заявил Мамедов.

На вопросы агентства АПА отвечает сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Бернар Фасье

АПА: Как Вы оцениваете встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении?

Бернар Фасье: С большим удовлетворением хочу сказать, что встреча состоялась. В связи с тем, что господин Налбандян только назначен на эту должность, эта встреча была очень важна. Эта встреча представляла большую важность как с точки зрения знакомства министров, так и потому, что была первой после трехмесячного перерыва, точнее, после январского визита сопредседателей в регион и прерывания переговоров по причине президентских выборов в Армении. Исходя из этого, по моему мнению, было очень важно, чтобы встреча удалась.

АПА: Обсуждался ли в ходе встречи вопрос визита сопредседателей в регион?

Бернар Фасье: Этот вопрос не был основной темой встречи министров. Кроме того, что она носила ознакомительный характер, основной ее целью было вновь бросить взгляд на переговорный процесс и обсудить, какими путями можно его продолжить. Основные итоги встречи заключаются в том, что оба министра заверили и нас, и друг друга в том, что будут продолжать переговоры и дальше. Это может произойти в ближайшие недели или месяцы. Оживление переговоров может создать возможности для встречи президентов. Разумеется, встреча состоится, если президенты сами посчитают это важным. Министры договорились подробно отчитаться перед своими президентами о проведенной встрече. Затем мы будем ждать мнения глав государств по этому поводу. Визит сопредседателей в регион тоже зависит от того, когда смогут встретиться президенты. После того, как президенты решат встретиться, нашей работой будет подготовить встречу как можно более успешно. Этот процесс будет выражаться в виде визита посредников в регион или же встречи министров. Сейчас основной вопрос - когда президенты посчитают встречу нужной.

АПА: Подготовят ли посредники новые предложения, чтобы представить их сторонам до встречи президентов?

Бернар Фасье: В настоящее время на повестке не стоит вопрос новых предложений. Знаете ли, после мадридской встречи на столе переговоров находятся и письменные предложения. Теперь в некоторые детали этих предложений должна быть внесена ясность. Мы должны посмотреть, как стороны примут эти предложения, что нужно изменить, что добавить. Иными словами, над этими предложениями нужно работать, но мы пока находимся не на этой фазе процесса. Сейчас основной вопрос - ознакомительные встречи министров и президентов. После этого мы должны будем поработать над изменениями и дополнениями к предложениям, определив направление работы и внеся ясность в неясные моменты.

АПА: В этом году выборы пройдут и в Азербайджане. Как повлияет этот процесс на переговоры? Бернар Фасье: Если нам удастся провести в ближайшее время встречу президентов, то сможем спокойно работать с министрами вне избирательной кампании. Эта работа может быть проделана и в поствыборный период. Однако я не исключаю, что она удастся и до выборов.

АПА: Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер на встрече с армянским коллегой сказал, что не понимает, почему границы между Турцией и Арменией до сих пор закрыты. Неужели правда, что Франция, участвующая в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, до сих пор этого не знает? Ведь Турция неоднократно открыто заявляла, что причиной этого является оккупация Арменией территорий Азербайджана.

Бернар Фасье: Я могу говорить о позиции Франции по нагорно-карабахскому конфликту в целом. Позиция Франции заключается в том, что этот конфликт относится не только к Азербайджану и Армении, но имеет значение и для всего региона. Франция традиционно считает друзьями и Азербайджан, и Армению, и занимает в этом вопросе абсолютно непредвзятую и нейтральную позицию. Мы поддерживаем двусторонние связи с Азербайджаном. Президенты и другие официальные лица Франции поддерживали личные тесные контакты с предыдущим президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и продолжают контактировать с нынешним главой государства Ильхамом Алиевым. Открытие границ как между Турцией и Арменией, так и между Азербайджаном и Арменией стало бы фактором развития. В любом случае, никто не заинтересован в том, чтобы его сосед был нищим и несчастным. То, что границы между Турцией и Арменией закрыты, не мешает тысячам армян работать в Турции или же совершать авиаперелеты из Армении в эту страну. Это говорит о том, что отношения между двумя странами испорчены не окончательно. Надеемся, что параллельно с разрешением конфликта, последовательно будет решаться и эта серьезная проблема, существующая между двумя странами. По-моему, если в урегулировании нагорно-карабахского конфликта произойдут подвижки, это положительно отразится и на отношениях между Турцией и Арменией. Нормализация отношений между Турцией и Арменией, в свою очередь, окажет позитивное воздействие на разрешение нагорно-карабахской проблемы. Параллельное решение этих двух вопросов возможно. ("АПА").

О встрече президентов Армении и Азербайджана

Первая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с новым главой Армении Сержем Саркисяном состоится в июне. Как передает "АПА", об этом сообщил министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, в ходе его встречи в Страсбурге с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном была достигнута договоренность о проведении встречи и на уровне президентов. Вероятно, эта встреча состоится в июне. Для азербайджанской стороны очень важно встретиться с новыми властями Армении. Мы должны знать, готовы они к мирным переговорам или нет..." Как сообщает "АПА", с 6-го по 8 июня в Санкт-Петербурге пройдет 12-й Международный энергетический форум и неформальный саммит СНГ, и предусмотрено, что первая встреча президентов Азербайджана и Армении состоится в рамках этих мероприятий.

Россия, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, делает все для создания реальных условий с целью успешного решения проблемы, заявил в Баку председатель Государственной Думы Федерального Собрания России Борис Грызлов. "Надеемся, что встреча президентов Азербайджана и Армении на саммите в Санкт-Петербурге создаст реальные возможности для успешного продолжения в дальнейшем переговорного процесса", - сказал он на встрече со спикером парламента Азербайджана Октаем Асадовым. "Мы можем стать гарантами, создавать условия. Россия, как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, имеет реальные возможности для воздействия на других участников переговоров", - отметил Грызлов. Асадов, в свою очередь, выразил надежду на то, что "Россия усилит меры для успешного решения нагорно-карабахского конфликта". (Analitika.az).

По мнению бакинской газеты "Зеркало", "как Армения нуждалась в тайм-ауте накануне выборов, так и Баку нуждается в этом сегодня". Вся проблема заключается в том, пишет газета, что не бывает стопроцентно хорошего и справедливого мира. И, как следствие, электоральные процессы не самое лучшее время для интенсификации мирных переговоров и достижения каких-либо результатов, так как всегда найдутся недовольные, которые попытаются использовать этот чувствительный вопрос в качестве серьезного аргумента во время предвыборной кампании. Кроме того, отмечает газета, если судить по заявлениям, то особого сближения позиций сторон по базовым принципам урегулирования конфликта, особенно в вопросе определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, не наблюдается, "а пойти на уступку в этом главном вопросе после бездарно проведенных президентских выборов новый глава Армении Серж Саркисян, который имеет репутацию "ястреба", не может". "Накануне президентских выборов и официальный Баку не может позволить себе какие-либо договоренности, допускающие неопределенные формулировки по окончательному статусу Нагорного Карабаха. Но тогда кому и зачем нужна встреча президентов ради показухи?!" Поэтому, заключает издание, при любом варианте развития внутриполитических процессов как в Армении, так и в Азербайджане окно для достижения реальных результатов на мирных переговорах, скорее всего, откроется после президентских выборов в нашей стране, то есть в 2009 году.

Газета "Айоц Ашхар" также считает, что если до выборов 19 февраля в определенных паузах нуждалась армянская сторона, то сегодня перед такой проблемой стоит руководство Азербайджана. Потому газета не исключает, что, получив доклад свеого министра о встрече с Эдвардом Налбандяном, Ильхам Алиев попытается найти повод, чтобы избежать встречи с президентом Армении в июне. "В отличие от Армении, где во время прошедшей президентской предвыборной борьбы проблема урегулирования Карабахского противостояния была одним из множества вопросов повестки дня, и даже не самой острой в их ряду, накануне выборов 15 октября в Азербайджане этот вопрос может стать главным козырем активизации оппозиции. По этой причине в Баку сегодня пришли к заключению, что июньская встреча двух президентов, если она будет организована, станет лишь формальным, показательным мероприятием". Понятно, что в Армении также осознают вероятность нового предвыборного тайм-аута, прорисовывающегося перед развертыванием переговорного процесса в ближайшие месяцы, но так ли рассуждают сопредседатели Минской группы? Судя по заявлениям, они почти что уверены, что, в отличие от Армении, новый глава 15 октября у Азербайджана не появится, потому не видят необходимости брать перерыв на полгода. По мнению газеты, после встречи глава МИД в Страсбурге, обозначившей возобновление переговорного процесса, сопредседатели Минской группы вряд ли "с пониманием воспримут" необходимость нового тайм-аута, "которого жаждет президент Азербайджана". Скорее, считает газета, они захотят организовать чисто формальные встречи двух президентов, дабы зафиксировать факт возобновления переговорного процесса на высшем уровне, нежели позволят, чтобы президент Азербайджана использовал ближайшие месяцы для трескучей предвыборной риторики и поставил под вопрос достижения, зафиксированные за прошедшие годы.

В то же время, сообщает "Ноян Тапан" сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза заявил, что посредники надеются, что в ходе встречи президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саркисяна будет катализирован новый раунд активной деятельности, и в течение нескольких следующих месяцев работа над базовыми принципами будет завершена.

В Нагорном Карабахе

Внешняя политика

По мнению председателя парламентской комиссии по внешним сношениям карабахского парламента Ваграма Атанесяна, при наличии политической воли, переговорный процесс по карабахскому урегулированию вполне можно разделить на две части - проблемы межгосударственных отношений Армении и Азербайджана и вопросы, связанные со статусом Нагорного Карабаха, гарантиями безопасности его границ, выборами органов управления. Второй блок вопросов может быть решен исключительно в ходе диалога между Баку и Степанакертом, а первый блок - в ходе переговоров между Баку и Ереваном. И именно эту идею следует предложить международным посредникам, считает депутат. "В переговорном процессе Армения взяла на себя и без того тяжкий груз, и, по-моему, сегодня пришло время разделить эту ответственность с НКР. Карабах должен взять на себя определенную долю ответственности. В частности, обсуждение вопросов, связанных с международным признанием независимости НКР, территориями, гарантиями безопасности границ, которые должны быть исключительно в юрисдикции народа и властей Карабаха. Мы почему-то возлагаем эту ответственность на плечи властей Армении", - считает депутат. ("Кавказский узел").

Как передает ИА "Де-Факто", на заседании Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики председатель постоянной комиссии по внешним сношениям Ваграм Атанесян представил совместное заключение трех парламентских фракций, касающееся первоочередных шагов по международному признанию НКР. В тексте заключения, в частности, отмечается, что фракции "Демократия", "Родина" и "АРФ Дашнакцутюн - Движение 88", принимая за основу итоги парламентских слушаний по карабахскому урегулированию от 21 апреля 2005 г., резюмированные в принятом в тот же день совместном заявлении парламентских фракций, а также результаты расширенного заседания комиссии по внешним сношениям от 2 апреля 2008 г., считают необходимым предложить президенту и правительству НКР предпринять шаги по правовому урегулированию межгосударственных отношений с Арменией - имея целью укрепить нынешний уровень отношений и очертить исходящие из регионального развития новые приоритеты. Предлагается также представить непосредственное участие НКР в переговорном процессе в качестве предусловия эффективности самих переговоров, разработать и представить в Национальное Собрание доктрину национальной безопасности НКР. А до этого создать рабочую группу по аналитическим и информационным вопросам, перед которой следует поставить задачи, связанные с организацией, координированием работ по пропаганде и превентивной антипропаганде, используя с этой целью с максимальной эффективностью представительства НКР за рубежом, потенциал Диаспоры. Последовательно призывать к жизни усилия по международному признанию НКР - с вовлечением парламентского потенциала.

Как сообщает газета "Азат Арцах", президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял на днях делегацию Владимирской области России, возглавляемую руководителем администрации Кольчугинского района, академиком Виктором Катушевым. В ходе встречи были рассмотрены вопросы, связанные с перспективами реализации в Нагорном Карабахе различных инвестиционных программ, а также вопросы установления связей между Владимирской областью России и Нагорным Карабахом в экономической, культурной и образовательной сферах. В состав делегации входили также проректор Владимирского государственного университета, руководитель регионального межвузовского инновационного центра, академик Владимир Кечин, председатель объединения компаний "Алмаз" Грачья Авагян и руководитель армянской общины Владимирской области Камо Гаспарян. Президент Нагорного Карабаха выразил удовлетворение заключением договоров о сотрудничестве между городами Степанакерт и Кольчугино, а также между Арцахским и Владимирским государственными университетами, оценив это как основу для развития двусторонних отношений. Во встрече приняли участие премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян, министры финансов и экономического развития Нагорного Карабаха, мэр Степанакерта.

По сообщению Karabakh-Open.com, в Карабахе находятся корреспонденты ведущих российских изданий - "Независимой газеты", RBK-daily, Russia Today, телеканала "Россия" и ряда других СМИ. Корреспонденты прибыли в Карабах с ознакомительной целью и сегодня присутствовали на заседании карабахского парламента.

Экономика

Проблемам энергетической системы было посвящено состоявшееся 12 мая заседание правительства Нагорно-Карабахской Республики. Как сообщает ИА "Де-Факто" премьер-министр Ара Арутюнян отметил, что государство начинает новую политику в энергетической сфере, которая будет реализована посредством ряда целевых программ. В частности, сегодня было принято решение о преобразовании ЗАО "АрцахГЭС" в открытое акционерное общество, пайщиками которого могут стать также рядовые граждане НКР. По словам Арутюняна, поставлена задача привлечь в "АрцахГЭС" как внешние, так и внутренние инвестиции. Акции будут предложены по низким ценам и будут доступны даже пенсионерам. "Необходимо привлечь к полноценному задействованию этого объекта общегосударственного значения и управлению им многих лиц и обеспечить рентабельность ГЭС", - подчеркнул премьер. Контрольный пакет акций останется у государства. Правительство одобрило также программу освоения водных ресурсов НКР. ОАО "АрцахГЭС" поручено начать работы по строительству малых ГЭС. Предусматривается на основе прогрессивных технологий перевооружить предприятия гидроэнергетики. Основная цель программы - полностью обеспечить потребности экономики Нагорного Карабаха, а также экспортировать электроэнергию. На первом этапе в течение 2 - 3 лет намечается построить пять мини-ГЭС мощностью до 10 мегаватт. В 2008 году в электроэнергетику планируется вложить свыше 783 млн драмов. По словам Арутюняна, ожидается, что в нынешнем году рентабельность отрасли, в которой будут проведены существенные реформы, на 400 млн драмов превзойдет показатель 2006 года. Кроме того, 1 млрд 200 млн драмов будет ассигновано на газификацию.

Индекс потребительских цен в НКР по сравнению с декабрем 2007 г. составил 103,6%, в том числе - на продовольственные товары (включая алкогольные напитки и табачные изделия) - 105,2%, непродовольственные товары - 102%, услуги - 101,4%. Рост цен зафиксирован на следующие продовольственные товары - хлебные изделия - 111,1%, мясопродукты - 108,1%, фрукты - 105,6%, безалкогольные напитки - 105,3%, овощи и картофель - 104,7%, животное и растительное масло - 103,8%. По сравнению с апрелем 2007 года индекс потребительских цен составил 111,2%, с тем же периодом 2006 - 114,4%. (Karabakh-Open.com).

Общество

По словам помощника директора Фонда "Возрождение Шуши" Наре Арамян, в Шуши будет создан Информационный центр, целью которого является предоставление полноценной информации о Нагорном Карабахе туристам, посещающим республику. "Открытие центра восполнит тот информационный пробел, который существует у посещающих Карабах туристов", - отметила Арамян. По ее словам, старинный город Шуши, богатый своими традициями, необходимо не только восстанавливать, но и вкладывать инвестиции в его дальнейшее развитие. "Для туристов в центре будут организованы различные культурные мероприятия", - сообщила Арамян. В свою очередь исполнительный директор Фонда "Возрождение Шуши" Григорий Ованнисян заявил, что в центре в будущем планируется создать архив книг и документов, а окрестности центра будут благоустроены и превращены в зону отдыха. ("Азат Арцах").

В 2008 году в рамках государственной программы по стимулированию рождаемости и многодетности в районах Нагорного Карабаха и Степанакерте будет построено 26 жилых домов для семей с шестью и более детьми. Об этом в ходе заседания комиссии по координации жилищных вопросов заявила министр соцобеспечения Карабаха Нарине Азатян. По словам министра, во всех семьях были проведены исследования и выяснилось, что все они действительно остро нуждаются в жилье. В ходе заседания было принято решение: на средства, выделенные госбюджетом на решение социальных проблем беженцев и переселенцев, реконструировать старое здание больницы, расположенное в 3-м квартале города Бердзор под жилой дом. По словам министра, это позволит обеспечить жильем 27 семей. В городе Шуши предусмотрено реконструировать пострадавший в ходе боевых действий 1992-го года многоэтажный жилой дом, расположенный по ул. Манукяна, 1. По словам министра, здание находится в собственности одного человека, однако, "по просьбе правительства, он согласился предоставить 2 этажа под реконструкцию и последующее предоставление беженцам". В ходе заседания было отмечено, что в этом году будет завершено строительство 18-квартирного жилого дома в Мартуни, а также 6 домов в селе Талиш, 10 домов - в селе Матагис Мартакертского района. Дом будет построен и для жительницы села Акаку Гадрутского района, матери двух погибших солдат Аси Григорян. ("Кавказский узел").