Латвия в Ираке. МИД: "вопрос об Абрене еще открыт!". Улица Джохара Дудаева. Москва поможет Латвии. Латвийская железная дорога растет на транзите. Белорусский транзит. Лиепайский порт

Латвия в Ираке

Накануне официального визита президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги в Вашингтон высшие должностные лица страны спешно вырабатывали общую позицию по главному вопросу - иракскому. Еще до начала визита и президент, и другие официальные лица заявляли, что Латвия поддержит США и Великобританию даже в том случае, если они не получат одобрения Совбеза ООН на военное вторжение в Ирак. На пресс-конференции, которая прошла после того, как у президента собрались все ответственные за принятие решений такого уровня политики, министр иностранных дел Сандра Калниете и министр обороны Гиртс Валдис Кристовскис ответили на вопросы журналистов. При этом высказывания Калниете и Кристовскиса были даже более сдержанны, чем выступление президента, которая накануне в интервью агентству AFP заявила, что Латвия, во-первых, безоговорочно и во всем поддерживает США, а во-вторых, что попытка поставить Ригу перед выбором между Евросоюзом и НАТО является шантажом. Вообще же, г-жа Вике-Фрейберга, которая в последнее время взвалила на себя тяжкую обязанность давать оценки действиям государств и политиков, призвала Европу и Америку вспомнить общие ценности и исторические связи и всем вместе дружно ударить по Ираку.

Г-жа Калниете на пресс-конференции, отметив, что "ни одна страна, в том числе и Латвия, не хочет войны в Ираке", вынуждена была признать, что "вопрос заключается в разоружении Саддама Хусейна, и единственная для него возможность избежать войны - это сдать оружие добровольно" ("Телеграф"). "Тут важно, чтобы Европа и Америка оказали совместное политическое давление на Ирак", - добавила министр. Она, кстати, пожурила посла Латвии в США Айвиса Рониса, который за день до этой пресс-конференции уже заявил в Вашингтоне, что Латвия поддержит США в обход и даже вопреки решению СБ ООН. Впрочем, г-жа Калниете не заметила, что накануне вечером президент Вайра Вике-Фрейберга сказала в программе Латвийского телевидения ровно то же самое. Министр обороны г-н Кристовскис выразил надежду, что генсеку НАТО Джорджу Робертсону удастся разрешить конфликт в его организации, и альянс "продлит свое существование".

После совещания у президента, которое было посвящено визиту Вайры Вике-Фрейберги в Вашингтон, советник президента предприниматель Сол Букинголтс сказал "Телеграфу", что Джордж Буш и его администрация надеются получить от Латвии политическую поддержку. "Визит г-жи Вике-Фрейберги в Вашингтон в День президента - очень значимый, потому что Белый дом воспринимает Латвию как лояльного и надежного партнера, как страну уже не просто бывшего СССР, но и новой Европы. Латвия должна занять позицию в борьбе за свободу в любом регионе. Если уж нас спрашивают, то мы должны отвечать. И дай Бог, чтобы нас побольше спрашивали..."

Правда, в конце пресс-конференции вышел маленький конфуз. Министру иностранных дел пришлось отвечать на вопрос юной национал-радикалки из крайне правой газеты "ДДД" (деколонизация, деоккупация, декоммунизация - А.К.): почему Латвия встала на защиту США и Англии, которые в свое время не препятствовали оккупации Латвии и ничего не сделали для ее деоккупации - например, не помогли вернуть Латвии Абрене и Абренскую волость?

Город, который в Латвии называется Абрене (он отмечен как латвийский на некоторых картах и в Риге есть улица Абренес), находится на территории России и называется Пыталово.

Отвечая на этот вопрос, г-жа Калниете заявила, что "эта проблема фигурирует в протоколе межправительственной комиссии Латвии и России и есть возможность к этому вопросу вернуться, если обе стороны согласятся. "Так что вопрос об Абрене еще открыт!", - заявила министр, и это совершенно новый поворот в контексте договора о границе с Россией. Как известно, еще 5 лет назад, когда договор был практически парафирован, Латвия официально отказалась от всех территориальных претензий к соседней стране. Если мы опять возьмемся за старое, то подписание договора о границе будет заморожено на десятилетия" ("Вести сегодня").

И напоследок журналисты поинтересовались у министра иностранных дел, почему позиция Латвии столь резко отличается от позиции таких же европейских стран, как Франция и Германия? "Ответ - в нашей истории. Мы еще очень хорошо помним, что такое тоталитарный режим. В Европе война закончилась более полувека назад, а в Латвии война завершилась каких-то пять лет назад", - сказала г-жа Калниете, предупредив, что отвечает не как министр, а как "просто человек". "Осталось, правда, неясным, - отмечает "Вести сегодня", - почему в Латвии Вторая мировая война закончилась лишь в 1998-м году? Видимо, у министра какой-то свой отсчет времени и своя история. Вот недавно она заявила, что война закончилась для Латвии только в прошлом году, когда нас пригласили в НАТО".

На улице Джохара Дудаева

Газета "Вечерняя Рига" приводит данные опроса общественного мнения жителей Риги, проведенного центром социологических исследований SKDS по вопросу о переименовании улицы Джохара Дудаева (так с 1996 года называется бывшая аллея Космонавтики). Выяснилось, что в январе этого года за ее переименование высказались 64,4% жителей латвийской столицы, что на 5% больше, чем в ноябре 2002 года. "За сохранение нынешнего названия улицы Дудаева высказались 24,6% рижан - хоть на 0,6%, но меньше, чем в ноябре. Возвращение улице прежнего названия - аллея Космонавтики (Kosmonautikas gatve) поддерживают 26,9% респондентов. 23% хотели бы, чтобы улица носила какое-то другое название, не связанное с конкретной личностью, 15,5% опрошенных считают, что улицу Дудаева можно было бы назвать именем какой-то другой личности, более тесно связанной с Ригой" ("Вечерняя Рига").

"В свое время Рижский совет по памятникам не поддержал предложение ряда общественных организаций переименовать улицу Дудаева, а после захвата чеченскими террористами заложников в Москве вопрос стал как никогда актуален. И даже мэр Риги Гундарс Боярс (социал-демократ - А.К.) тоже поддержал это предложение. Тогда же депутаты Рижской думы от объединения ЗаПЧЕЛ настаивали на том, что имени Дудаева не место в Риге. И это предложение было включено в повестку дня работы городского самоуправления, но пока рассмотрено только думским комитетов по городскому развитию (глава комитета - Андрис Америкс - А.К.), который отклонил его". "Впрочем, вопрос о переименовании все больше становится формальным. На самой аллее уже почти не осталось табличек с ненавистным многим именем. Их просто срывают и выкидывают на помойку. Делают это те неподсчитанные проценты, которые считают, что лучше уж улице пока побыть безымянной" ("Вечерняя Рига").

Москва поможет Латвии экономически

"У Рижского свободного порта (РСП), - пишет "Бизнес&Балтия", - есть все шансы стать морскими воротами Москвы. Представительная латвийская делегация, побывавшая в Первопрестольной, вернулась с целым ворохом отменных новостей. Итак, москвичи хотят приобрети акции наших стивидоров, переваливать контейнеры и мороженные продукты, а также добиться от российских властей снижения тарифов на перевозку товаров железнодорожным транспортом в направлении рижского порта". "Последние семь лет РСП грех жаловаться на отсутствие работы. По итогам прошлого года объем переваленных здесь грузов в сравнении с 1996 годом вырос более чем в 2,4 раза и достиг 18,108 млн тонн! В то же время порт испытывает дефицит мощностей лишь по перевалке нефтепродуктов, тогда как остальные терминалы загружены только на 60%".

Тема привлечения московских грузов в РСП стала активно обсуждаться в ходе визита в Ригу московского мэра Юрия Лужкова в ноябре 2002 года. Тогда же была достигнута договоренность о создании двусторонней рижско-московской рабочей группы. На первое заседание этой группы в Москву отправилась представительная делегация из Риги: управляющий РСП Леонид Логинов, глава Латвийской железной дороги Андрис Зоргевиц, советник мэра Риги Арманд Краузе и глава комитета городского развития Рижской думы Андрис Америкс.

Леонид Логинов рассказал, что обе стороны интересует в первую очередь транзит мороженых продуктов (рыбы), контейнеров и навалочных грузов (пшеница, сахар и др.). "Не стоит думать, - сказал г-н Логинов, - что сразу после первого заседания рабочей группы в Ригу хлынет поток московских грузов. Мы только в начале работы над этим вопросом". По его словам РСП мог бы переваливать в год до 35-40 млн тонн грузов, но это требует значительных капиталовложений в расширение мощностей. "Реальный экономический интерес Москвы, помноженный на авторитет мэра Юрия Лужкова, может привести к снижению транспортных тарифов и преодолеть затянувшийся застой", - так прокомментировал ситуацию Андрис Америкс (именно его комитет в Рижской думе заблокировал вопрос о переименовании улицы Джохара Дудаева). Сейчас, при практически одинаковом транспортном плече, доставка тонны одного и того же груза из Москвы до Санкт-Петербурга обходится в 9 долл, а до Риги - в 30 долл.

Непонятно, почему латвийским политикам и бизнесменам это не нравится. Такое впечатление, что в политическом пространстве они видят себя в независимом госудрстве, а в экономическом по-прежнему в советском, где, действительно, транспортные тарифы были едиными на всей территории СССР.

Приложение

Из "Протокола совместного заседания рабочей группы по проработке возможностей использования Рижского свободного порта (РСП) в экономических интересах Москвы и Риги. Москва. 6.2.2003"

"... Московская сторона выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с РСП вплоть до приобретения акций или участков в этом порту, создания совместного предприятия.

2. Московской частью рабочей группы проработаны различные варианты взаимодействия по использованию РСП:

2.1. Приобретение акций одной из стивидорных компаний (...)

2.2. Направление конкретных грузопотоков через РСП. Департаментом продовольственных ресурсов получено согласие Московского жирового комбината организовать перевозки 23 тыс. nонн масла в год через РСП. Департаментом потребительского рынка и услуг получено согласие компании "М-видео" рассмотреть конкретные предложения РСП.

2.3. Создание возможностей для прямых контактов стивидорных компаний, работающих в РСП, с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции в Москву.

3. Для организации работы в соответствии с п.2 настоящего протокола Московская часть рабочей группы передала Рижской части рабочей группы:

3.1. Список организаций г. Москвы, которым департаментами направлена информация об услугах РСП с предложением проработать вопросы взаимодействия;

3.2. Список организаций - крупных импортеров грузов в г. Москву (для рабочих контактов рижской стороны).

4. Совместное заседание рабочей группы считает необходимым продолжить работу по следующим направлениям:

4.1. Рижская часть рабочей группы:

4.1.1. Совместно с Представительством Правительства Москвы в Риге и с участием московской части рабочей группы подготовит ТЭО создания совместного предприятия в РСП и участия Правительства Москвы в действующих терминалах порта.

4.1.2. Разработает ТЭО и проведет с участием московской части рабочей группы переговоры в Министерстве путей сообщения РФ по организации грузовых контейнерных перевозок по закольцованному маршруту Рига-Москва-Рига.

(...) 4.2. Московская часть рабочей группы:

4.2.1. Продолжит работу с подведомственными предприятиями и организациями по проработке возможностей использования РСП в интересах Москвы и Риги.

4.2.2. С участием рижской части рабочей группы проведет работу по определению групп товаров, по которым реально добиваться cнижения стоимости транспортной составляющей, для обсуждения с МПС РФ и Минтрансом РФ.

(...) 5. Управление транспорта и связи г. Москвы продолжит сотрудничество с Рижским вагоностроительным заводом по модернизации и созданию новых образцов городского пассажирского транспорта..." (REGNUM)

Латвийская железная дорога растет на транзите

Руководство ЛЖД подвело итоги работы за 2002 год и с гордостью отрапортовало, что ЛЖД перевезла 40,1 млн тонн грузов, что на 5,6% больше, чем в 2001 году. Основой успеха стало увеличение транзита нефти, зерна и каменного угля. В январе этого года грузооборот составил 3,972 млн тонн - на 52,1% больше, чем в январе прошлого. Самый большой прирост - на 58,4% по сравнению с аналогичным периодом 2002-го - пришелся на нефть и нефтепродукты: их перевезено 1,998 млн тонн. Далее следуют минеральные удобрения - 641 000 тонн (+51,5%) и каменный уголь - 533 000 тонн (в 2,5 раза больше). По-прежнему продолжается транспортировка зерна и мучных продуктов - 157 000 тонн. Транзитом по железной дороге проследовали 3,578 млн тонн грузов (+59,2%), в том числе 3,319 млн тонн - через латвийские порты (+59,4%). Существенной оказалась и доля внутренних грузов - они составили 109 000 тонн (+18,5%), экспортных - 46 000 тонн (+17,9%) и импортных - 239 000 тонн (+2,6%). Столь резкое изменение в лучшую сторону ЛЖД связывает с тремя факторами. Во-первых, в январе на мировом рынке подскочили цены на сырую нефть, что сразу же сказалось на росте потока нефти из стран СНГ. Во-вторых, клиенты, предпочитающие перевозить нефть у цистернах, все чаще выбирают услуги латвийской "железки". В-третьих, свою роль сыграл незамерзающий Вентспилсский порт, начавший прием этого вида груза "с колес".

"В нынешнем году надеемся на такие стабильные грузы, как нефть и каменный уголь. Несмотря на это, предполагается, что год по грузообороту будет хуже прошлого. Повод так думать дает в первую очередь тарифная политика России: с 1 января цены на грузовые железнодорожные перевозки во всех направлениях повысились на 12%. Для Латвии это много", - сказал в интервью "Бизнес&Балтии" директор Управления грузовых перевозок Эрик Шмукстс.

Белорусский транзит

После вручения верительных грамот президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге и встреч со спикером Сейма Ингридой Удре и министром иностранных дел Сандрой Калниете новый посол республики Беларусь в Латвии Вадим Ламков дал пресс-конференцию. Он сообщил, что Латвия является стратегически важным торгово-экономическим партнером Белоруссии, входя в их первую пятерку. В грузообороте Латвийской железной дороги 40% составляют белорусские грузы, а стоимость оказанных в 2002 году Белоруссии услуг по перевозке грузов достигла 150 млн долларов. Белорусский экспорт составляет 30% грузооборота Вентспилса. "Соседи даже собираются заиметь собственность в латвийских портах, причем не только в Вентспилсе, но и в Риге. Да и самая крупная белорусская диаспора живет именно в Латвии - около 100 тысяч человек". ("Час").

"Мы - суверенное государство, выбравшее свой путь, - сказал на пресс-конференции г-н Ламков, - и хотели бы равноправного диалога и объективной информации о нас. У нас, в отличие от очень многих европейских стран, нет ни этнических, ни национальных, ни религиозных конфликтов. Нет тех колоссальных экономических, индустриальных и социальных потерь, как у других постсоветских стран. Десять лет назад Европа применила антидемпинговые меры против Белоруссии, закрыв свой рынок для белорусских калийных удобрений. Но за десять лет "блокады" "Белкалий" в полтора раза увеличил объем продаж. Сегодня Европа переносит свои заказы по текстилю, на которые ряд предприятий "Беллегпрома" работает как субподрядчик латвийских, в азиатские страны, потому что и у вас, и у нас растет средняя зарплата, что означает повышение стоимости рабочей силы. И эта проблема уже встает перед обеими странами во всей полноте. Сейчас очень актуальным для белорусско-латвийских торгово-экономических отношений становится и вопрос вступления Латвии в ЕС. Нам придется очень быстро приноравливаться к новым реалиям. Но это не будет односторонним процессом" ("Час"). О проблемах белоруссов-неграждан новый посол не сказал на пресс-конференции ни слова.

Лиепайский порт

"Латвийские порты, - пишет "Бизнес&Балтия", - пожинают плоды сложной ледовой обстановки, сложившейся в начале года на подходах к Санкт-Петербургу. Вслед за Рижским свободным портом о приросте своих январских показателей объявила и Лиепая. За первый месяц 2003 года через нее прошло 343,9 тысяч тонн грузов, что на 24,2% больше, чем в январе прошлого года, хотя и на 15,9% меньше, чем в декабре". Как следует из обнародованной правлением Лиепайского порта статистики, более половины (53,2%) всей работы местным стивидорам дали генеральные грузы - 183 тысячи тонн, что на 29% больше, чем годом ранее. При этом черных металлов и изделий из них латвийского, российского, украинского и белорусского происхождения через самую южную гавань страны прошло 50 тысяч тонн (+13,4%). По сравнению с январем прошлого года значительно, на 46,3%, возросли объемы перевалки навлочных грузов - 89,3 тысячи тонн. Благодарить за это следует российских хлеборобов, собравших богатый урожай зерновых. 46,5 тысяч тонн из них было отправлено в январе на экспорт через Лиепаю. Единственный серьезный минус в деятельности Лиепайского порта - перевалка нефтепродуктов. Их было перегружено 38 тысяч тонн (-38,1%). Благо еще, что за счет привлечения других позиций (например, сырой нефти и продуктов нефтехимии) это практически не сказалось на общих объемах наливных грузов - 71,6 тысяча тонн (+0,1%).