В России необходимо усовершенствовать правовую базу для более эффективного использования систем радиосвязи в сфере торгового мореплавания. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, речь шла 21 мая в Совете Федерации на совещании "Законодательное обеспечение развития и использования систем радиосвязи в сфере торгового мореплавания". Как сообщил председатель Комиссии СФ по национальной морской политике Вячеслав Попов, Россия отстает в процессе реализации положений международной конвенции, которая регулирует вопросы контроля в международном мореплавании. Согласно Конвенции СОЛАС, не позднее 1 июля 2008 года должно быть закончено оснащение оборудованием автоматических систем опознавания всех международных судов валовой вместимостью 300 и более, грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, не совершающих международные рейсы, а также всех пассажирских судов. По его словам, никаких регламентирующих в связи с этим документов нашей страной пока не принято. Вместе с тем, США уже ограничила вхождение в их экономическую зону судов, не оборудованных системами автоматического опознавания морских судов (AIS), а также дальней идентификации и слежения за ними (LRIT).

Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев отметил, что за последние 5 лет замечаний в части аппаратуры AIS к российским судам, выходящим за пределы страны, не было. Он заверил, что до 1 июля завершится оснащение системами AIS судов валовой вместимостью менее 500. Виталий Клюев также рассказал, что практически все значимые бассейны также оснащены соответствующей аппаратурой. По словам представителя департамента, в настоящее время разрабатывается пилотный проект по созданию региональной системы AIS в Черном море. Уже есть соответствующая договоренность со странами черноморского побережья, в том числе со странами Евросоюза. Будет создана система, подобная той, что функционирует на Балтике. Пилотный проект планируется запустить до конца 2008 года. Еще один региональный проект готовится на Дальнем востоке с использованием других систем.

Вместе с тем, Виталий Клюев отметил, что минтранспорта не может самостоятельно принимать решения о принятии нормативно-правовых актов, обязывающих владельцев кораблей, оснащать суда аппаратурой. Вместе с тем, по словам Виталия Клюева, минэкономразвития считает, что нельзя обязывать владельцев судов оснащать за свой счет, а из федерального бюджета выделение средств на эти цели не предусмотрено.

Одной из серьезных проблем развития морской системы связи Виталий Клюев назвал отсутствие электронной картографии на внутренних водных путях.

Начальник управления анализа и координации Департамента береговой охраны погранслужбы ФСБ России Алексей Вольский сообщил о том, что на сегодня погранслужбой используется 27 AIS-подъемников. К концу 2008 года эту цифру планируется довести до 73. По мнению представителя погранслужбы, правовые инструменты реализации информационных возможностей системы AIS на сегодня очень ограничены. Постановление правительства, которое определяет порядок, места пересечения границ территориального моря, отсутствуют. Отсутствие этого акта и отсутствие реализации п. 5 ст. 13 закона о внутренних морских водах, отсутствие каких-либо нормативно-правовых документов, регламентирующих правовое поле пребывания как российских так и иностранных судов в территориальных водах, значительно ограничивают возможности пограничников, - заявил Алексей Вольский. По его словам, на сегодня нет оснований для того, чтобы задерживать те суда, которые нарушают правила использования системы AIS. Так, к примеру, российские суда, зачастую, переходя Балтийское море, выключают идентификационную систему. И только подходя к какому-либо иностранному порту включают их. Партнеры информируют Россию о нарушениях, однако российские пограничники не могут привлекать нарушителей к ответственности. Не может погранслужба предотвратить заход в порт судна, которое не предоставляет полную информацию в системе AIS.

По мнению Алексея Вольского, необходимо принять правовые меры, чтобы изменить эту ситуацию. В частности, он предлагает издать соответствующее Постановление правительства. Постановление правительства 2000 года "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания" касается только кризисных ситуаций, когда возникает реальная угроза безопасности России. "Но сейчас целесообразно говорить о повседневной деятельности, которая координировала бы работу всех служб в подобных ситуациях, принимая комплексное решение вплоть до силовых мер", - считает представитель погранслужбы.

Алексей Вольский подчеркнул, что система дальней идентификации судов востребована не только для рыболовецких судов, но и для других видов. По словам представителя погранслужбы, в структуре ВВП Астраханской области рыбная отрасль занимает не более 3%, а нефтегазовая более 30%. К исходу 2010 года в пределах Астраханской области и республики Калмыкии будет построено порядка 9 буровых платформ, которые будут ежесуточно перекачивать порядка 300 тысяч баррелей нефти. Такая же ситуация в Приморье, на Сахалине, на Черном море и т. д. Кроме того, зачастую под предлогом проведения на российской территории одних морских научных исследований проводятся другие. И потом эта информация используется не в интересах России, констатировал Алексей Вольский. "По всей видимости, пришло время создания правового режима территориального моря применительно к каждому конкретному региону исключительной экономической зоне, - сказал Алексей Вольский. - И все суда, которые работают в исключительной экономической зоне, должны подчиняться нашему правовому режиму в конкретном регионе. Используя дальнюю систему идентификации судов мы полагаем, что у нас будет информационная возможность и правовые инструменты для того, чтобы, в случае нарушения правовых правил, мы могли на это отреагировать", - сказал он.

"Если мы до конца 2009 года не обеспечим эти правовые вопросы, AIS и дальняя система идентификации судов для пограничников будут просто дополнительной информацией к общему фону освещения надводной обстановки, - сказал Вольский. - Использовать ее для защиты охраны экономических интересов будет пограничникам крайне затруднительно", - добавил он.

Предложения Вольского были поддержаны председателем Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике.