В ходе переговоров президентов России и Казахстана 22 мая в Астане, касающихся как двухсторонних отношений, так и международных проблем, главы государств обсудили обсудили также тему амбициозного проекта "Евразия", призванного в несколько раз увеличить транспортные грузопотоки между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства Калмыкии, в переговорах принял участие глава республики Кирсан Илюмжинов.

Проект "Евразия", рассматривавшийся в России еще в 1856 году, предусматривает строительство канала, соединяющего Черное и Каспийское моря, общей протяженностью 700 километров. Канал должен пройти по территории Калмыкии, Дагестана, Ставропольского и Краснодарского краев (минуя Азовское море, частично находящееся под юрисдикцией Украины). Запланированная пропускная способность водной артерии - до 70 млн. тонн грузов ежегодно. Ориентировочная стоимость строительства - 4,5-5 млрд. евро.

По мнению некоторых экспертов, проект "Евразия" чрезвычайно выгоден. Действующий канал "Волго-Дон" устарел и функционирует на пределе возможностей, обеспечивая транзит всего лишь 10-11 млн. тонн грузов ежегодно. Кроме того, авария на Константиновском шлюзе в ноябре 2004 года показала, что этот безальтернативный маршрут имеет высокие риски. Напомним, тогда таганрогский сухогруз Seabaronesse, не сумев вовремя остановиться, протаранил ворота шлюза, и 221 транспортное судно по обе стороны гидроузла вынуждены было ждать завершения ремонтных работ в течение трех недель. Казахстан в лице своего президента Нурсултана Назарбаева с первого дня стал одним из наиболее активных пропагандистов и защитников проекта "Евразия". На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2007 г. предложение казахского лидера поддержал тогдашний президент РФ Владимир Путин.

На переговорах в Астане 22 мая стороны отметили, что в процессе формирования евроазиатских транспортных коридоров узловую и решающую роль играет Каспийское море и весь прикаспийский регион. "Мы часто слышим в СМИ, что Казахстан своим грузом и трубами обходит Россию, - подчеркнул Назарбаев. - Мы никого не собираемся обходить, тем более Россию, если будут представлены возможности". По его словам, канал "можно строить таким образом, чтобы со всей Центральной Азии, а может быть, и из западного Китая, все грузы напрямую попадали в Черное море через территорию России". Со своей стороны Дмитрий Медведев подтвердил готовность России самым активным образом участвовать в экспертизе проекта, итоги которой позволят принять решение, как сказал президент России, "на ясном глазу". В любом случае, добавил президент РФ, это решение пойдет на пользу обеим странам - как России, так и Казахстану.

Как известно, президент Калмыкии Илюмжинов, объединив усилия с Нурсултаном Назарбаевым, на протяжении ряда лет отстаивает идею строительства канала "Евразия". Согласно проекту, почти 450 километров канала пройдет по территории Калмыкии. Главной частью канала "Евразия" на калмыцкой территории станет так называемый "Манычский водный путь". По данным ученых, естественный пролив между Каспийским и Черными морями, перестал существовать 10 тысяч лет назад, а система Манычских рек и озер в Калмыкии и на Ставрополье являются "реликтовыми следами" этого пролива. Как неоднократно ранее заявлял Илюмжинов, канал "Евразия" позволит жителям республики получить новые рабочие места на строительстве и последующем обслуживании всего комплекса гидротехнических сооружений, придаст стимул развитию транспортной инфраструктуры и энергетических мощностей. Помимо этого, жители Калмыкии получили бы реальную возможность обеспечить водой засушливые районы республики. Кроме того, местный бюджет ждет пополнение в виде платы за транзит грузов по территории Калмыкии.

Напомним, в ноябре прошлого года Кирсан Илюмжинов и президент Ассоциации строительных компаний Индии Чандер Верма подписали протокол о намерении создать в республике российско-индийский инженерный центр для строительства канала "Евразия".