Если программа Восточного партнёрства будет реализована, то это станет ещё одним шагом на пути укрепления позиций Польши на постсоветском пространстве. Об этом 24 мая заявил корреспонденту ИА REGNUM сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, комментируя инициативу Польши о создании программы Восточного партнёрства, направленной на углубление сотрудничества Евросоюза с рядом государств постсоветского пространства - Украиной, Грузией, Молдавией, Арменией и Азербайджаном.

По словам эксперта, Восточное партнёрство - это уже третья крупная европейская инициатива Варшавы. "Казимир Марцинкевич в бытность свою премьером под впечатлением от переговоров Германии и России о строительстве Северо-Европейского газопровода, который он сравнивал с пактом Молотова-Риббентропа, выступал с идеей создания "Энергетического пакта" для гарантированного использования европейскими странами ресурсов стран, не входящих в ЕС. Премьер Ярослав Качинский пытался повысить роль Польши в ЕС, предлагая изменить систему голосования в Совете Евросоюза. Обе эти инициативы в целом провалились, однако Польша всё же смогла добиться определённых (и немалых) уступок "большой пятёрки" стран ЕС по системе голосования, а тема энергетической безопасности, мало актуальная для старых членов Евросоюза, стала одной из ведущих в европейской политике. Новая инициатива Польши, выдвинутая премьером Дональдом Туском и министром иностранных дел Радославом Сикорским, не столь амбициозна, как прежние, а потому и шансов на успех имеет значительно больше. Одновременно она - важный шаг в деле достижения важнейшей политической цели Польши, декларируемой уже многие годы: стать "главным специалистом ЕС по Востоку", формировать всю политику Евросоюза относительно стран постсоветского пространства", - считает Неменский.

По мнению аналитика, речь идёт, по сути, о перераспределении средств, выделяемых в бюджет Европейской политики соседства, проводимой ЕС ещё с 2004 года. "Целью этой программы является укрепление стабильности и экономических связей в приграничных с Союзом странах, однако при этом сложилась некоторая диспропорция: 70% средств, выделяемых на неё, поступает "на юг", то есть на финансирование различных проектов в Средиземноморском регионе. Варшава предлагает более равномерное распределение средств, указывая на значимость работы с постсоветскими республиками бывшего СССР (кроме России и Средней Азии). Собственно той политики, которую она сама уже проводит, предполагая в будущем стать лидером околоевропейской группы стран, "ушедших из-под России". То есть, в сущности, Варшава хочет получить доступ к дополнительным и довольно большим средствам Евросоюза с целью использования их для своей восточной политики, или, как выражаются в Польше, "чтобы больше помогать странам Востока", - утверждает эксперт.

Обратив внимание на то, что уже сейчас Польше удалось заручиться активной поддержкой Швеции и благосклонным отношением целого ряда стран региона, эксперт отмечает, что главным препятствием здесь может быть Франция, которая при нынешнем президенте стала особенно активно продвигать свои проекты средиземноморского сотрудничества. "Однако и здесь Варшава, судя по всему, смогла договориться. Николя Саркози выступает с проектом "Средиземноморского союза", который должен быть одобрен всеми странами-членами ЕС. Польша ставит свой голос в зависимость от поддержки Францией проекта Восточного партнёрства, и на такую "сделку" Саркози, кажется, готов пойти. Напомню, 1 июля Франция станет страной - председателем Евросоюза и именно её согласие здесь играет принципиальную роль. С другой стороны, у Польши может оказаться немало проблем с Италией и Испанией", - полагает Неменский.

"Есть и проблемы с самим "Востоком", и в первую очередь с Украиной. Дело в том, что Европейская политика соседства не предполагает перспективы членства в ЕС, а, соответственно, и возможности участия в выработке союзной политики. Фактически, с помощью этой политики ЕС стремится притормозить собственное расширение. Украина изначально подключилась к ней неохотно, а теперь заявляет, что вообще не заинтересована в новых проектах, проводимых в её рамках, а всю программу считает неэффективной. Впрочем, думается всё же, что Варшава сумеет убедить Киев поддержать свою идею, но это разногласие очень ясно показывает, что главным заинтересованным в "оказании помощи Востоку" является сама Польша. Среди целей программы обозначаются создание зоны свободной торговли в сфере услуг и сельскохозяйственных товаров, энергетическое сотрудничество, а также различные программы в сфере культуры и образования, то есть всё то, что интересно здесь Польше. К этому добавляется такая привлекательная перспектива, как установление в будущем безвизового режима между странами ЕС и участниками Восточного партнёрства. Интересно, что к тексту самого проекта, который будет представлен 26 мая министрам иностранных дел стран ЕС, Польша решила не прикладывать конкретный список программ, оставляя себе в случае удачи свободные руки в деле их определения", - отметил эксперт.

Аналитик обратил внимание на то, что Украина на неофициальном уровне уже предложила выделить Восточное партнёрство в отдельную программу, не связанную с Политикой соседства и потому более привлекательную для Киева, однако, по его мнению, ЕС сейчас, несомненно, пойти на такое не сможет. "А вот распилить иначе бюджет 2007-2013 годы уже существующей программы можно. Интересно, что то, что хочет Киев, может, отчасти будет предложено ему уже самой Францией. В сентябре должен состояться саммит Украина-ЕС, на котором Саркози намеревается предложить Украине более высокий статус отношений с закреплением его в новом Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве. Поэтому сейчас Киеву важно, чтобы программа Восточного партнёрства не поставила ему те рамки, которые могут быть использованы как ограничители при разработке нового Большого соглашения с ЕС", - подчеркнул Неменский.

"России в проекте Восточного партнёрства предлагается участие на уровне местных инициатив, связанных в первую очередь с Калининградской областью. Но, напомню, что Россия не входит в Европейскую политику соседства - она отказалась от этой программы в связи с тем, что подобная формула отношений не соответствует уровню и объёму отношений РФ-ЕС. Однако в данном случае это может быть очень выгодно использовано Польшей, так Москва автоматически исключается из Восточного партнёрства", - отметил эксперт.

"Если Польше удастся уговорить ЕС на финансирование своей новой программы, это будет ещё одним фактором усиления присутствия Варшавы на постсоветском пространстве. И в первую очередь это касается её инициатив на энергетическом рынке. Только что, 22-23 мая, в Киеве прошёл саммит по вопросам энергобезопасности, основным содержанием которого было продвижение проектов "Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора" и "Каспийско-Черноморско-Балтийского энерготранзитного пространства", то есть прокачки энергоносителей в обход России. Одновременно Польша проталкивает идею создания новой должности в рамках Евросоюза - министра иностранных дел ЕС по вопросам энергетической безопасности. На эту должность она предлагает избрать экс-премьера Польши Ежи Бузека. Если хотя бы одна из польских инициатив - Восточное партнёрство и должность нового министра - будет одобрена ЕС, то к следующему, уже четвёртому, саммиту по энергобезопасности, который должен пройти в ноябре, Польша будет располагать уже гораздо большими возможностями и средствами, нежели сейчас", - подвёл итог Олег Неменский.