"Политика - есть концентрированное выражение экономики" В.И.Ленин

Драм и его драма

Мистическое укрепление армянской национальной валюты, драма, по отношению равно ко всем ведущим валютам мира, включая американский доллар и евро, в период с 2004 по 2007 гг., по-видимому, стало следствием многолетних аппаратно-олигархических усилий хозяйствующих субъектов. И если метаморфозы, приключившиеся в Армении с американским долларом, который подешевел за три года на 35,88% (1), хоть как-то укладываются в фарватер общемировых экономических тенденций, то драматическое съёживание в цене европейской валюты, подешевевшей на 29,37%, наталкивает на следующие размышления.

Экономика республики пугающе импортозависима. В 2007 году в республику было импортировано товаров на сумму, равную 35,08% (3,818 млрд. долларов США) от произведенного в том же году ВВП (9,335 млрд. долларов США, согласно среднегодовому курсу этой валюты в 2007) (2). Для сравнения, импортозависимость Казахстана, которая считается чрезмерной, ежегодно составляет около 25% от ВВП, России - чуть более 18% от ВВП (3).

Главной причиной импортозависимости армянской экономики традиционно считается послевоенная изоляция республики, однако в этот же ряд необходимо включить уникальный фактор, ставший следствием изоляции: Армения и армяне привыкли быть имортозависимыми. Ведь указанная импортозависимость детерминирована базисными каждодневными потребностями граждан, которым фактически некуда деваться. В финансовом плане самостоятельно удовлетворить эти потребности большинство населения республики не в силах. Потребности удовлетворяются за счет притока в республику извне так называемых частных трансфертов - попросту говоря, родственники, находящиеся за границами республики, субсидируют родственников, проживающих в Армении. За 2007 год в республику поступило частных трансфертов на сумму 1,319 млрд. долларов США. Дальнейший путь этих денег очевиден - поступление в потребительский сектор.

Импортеры vs родственники

Психологическая адаптация к импортозависимости породила экономические последствия. Импортозависимость республики стала индустрией, и настолько прибыльной, что пропуском в этот бизнес смогли обзавестись только избранные. Конкурентная борьба среди избранных привела к установлению режима "координации цен" на уровне поставщиков импортной продукции. Следующим этапом стала максимизация прибыли импортеров. Для более ясного представления механизма максимизации прибыли в условиях "координации цен" на импортную продукцию, поставляемую в республику, необходимо еще раз прописать условия задачи.

Дано:

1. 3.212.200 (4) граждан, проживающих в изолированной республике.

2. Ежедневные (ежемесячные, ежегодные) потребности граждан, проживающих в изолированной республике, выраженные в денежном эквиваленте.

3. Колоссальный приток валюты извне (см. выше), поступающий в адрес граждан республики и направляемый в потребительский сектор.

4. Номенклатура импорта, в которой преобладает продукция первой необходимости, сахар, хлеб, топливо, одежда и т. д.

5. Структура ВВП, также стимулирующая импортозависимость, ибо 42,3% от произведенного в 2007 г. ВВП составили "деятельность в области предоставления услуг (32,5%)" и "чистые налоги (9,8%)", притом, что доля в ВВП промышленности и сельского хозяйства составила 15,7% и 17,5% соответственно. Еще 25,6% объема ВВП пришлось на строительство. То есть промышленность и сельское хозяйство суммарного физического продукта выработали меньше, чем было завезено импорта: 33,2% от объема ВВП против 35,08% от объема ВВП (5).

Варианты решения задачи по максимизации прибыли импортеров:

1. В рамках режима "координации цен" существенно повысить отпускные цены. Следствием такого подхода вполне мог быть социальный взрыв, поэтому он оказался априори неактуальным.

2. Латентное повышение цен через механизм коррекции курса национальной валюты к мировым валютам, ставшее реальностью.

Импортная продукция, и это естественно, закупается за валюту, как правило, это доллар США и евро. Внутри республики эта же продукция продается за национальную валюту. Частные трансферты поступают в республику также в иностранной валюте, которую в дальнейшем граждане конвертируют в национальную валюту, уходящую в потребительский сектор. Задача импортера, который закупает продукцию за валюту и фиксирует собственную прибыль в валюте, - заставить потребителя платить больше именно в иностранной валюте за единицу продукции. При этом, благодаря "коррекции" курса национальной валюты в сторону ее удорожания увеличение стоимости импортной продукции для потребителя оказывается не столь заметным. "Коррекция" курса национальной валюты в сторону ее удорожания производится посредством ограничения объема денежной массы в драмах, при постоянно растущем (не за счет экспорта, а за счет трансфертов) притоке иностранной валюты.

При таком алгоритме теряет не потребитель внутри республики, который в валютном эквиваленте платит все больше и больше за единицу продукции, а его родственник, вынужденный увеличивать объемы тех самых частных трансфертов. В подтверждение сказанного можно отследить тенденцию: в 2005 году частных трансфертов поступило на сумму в 753,35 млн., в 2006 году - 1,060 млрд., в 2007 году - 1,319 млрд. долларов США (6). Закономерным финалом вышеприведенной экономической модели, по всей видимости, станет ликвидация остатков промышленности и сельского хозяйства вследствие чрезвычайно критического роста импортозависимости (свыше 50% от ВВП), что сделает бессмысленным любой бизнес, кроме освоения средств направляемых в экономику республики извне и удовлетворения базисных потребностей оставшегося населения.

Выходом из сложившегося положения может быть инвестиционная экспансия в реальный сектор экономики. Безусловно, это дорогое мероприятие, как с точки зрения доступности всей номенклатуры сырья (от углеводородов до зерна), так и с точки зрения модернизации и, по большей части, воссоздания производственных мощностей. Проблему инвестиционной экспансии необходимо решать путем мобилизации капитала импортеров, то есть речь идет о небходимости антиолигархической кампании, которая возможна при условии кредита политического доверия власти со стороны населения и абсолютной подчиненности спецслужб.

(1) Источник: Национальная статистическая служба РА. (2) Источник: Национальная статистическая служба РА, заявление главного казначея республики А. Джанджугазяна. (3) Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 (с изменениями согласно постановлению Правительства РК от 25 августа 2006), Федеральная служба статистики РФ. (4) Статистический ежегодник. Армения-2004. (5) Источник: Национальная статистическая служба РА. (6) Источник: Национальная статистическая служба РА.