Сегодня, 5 июня, в Москву приехал заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэттью Брайза. В российской столице Брайза провел встречи с заместителем секретаря Совета безопасности России Юрием Зубаковым, заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. По словам американского дипломата, основными темами встреч стали грузино-абхазский конфликт и нагорно-карабахское урегулирование. Завтра, 6 июня, Брайза отправится в Санкт-Петербург для встречи с президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Армении Сержем Саркисяном, которые приедут на XII Петербургский международный экономический форум. В интервью ИА REGNUM Мэттью Брайза представил свое видение грузино-абхазского конфликта, прокомментировал ввод российских железнодорожных войск на территорию Абхазии, затронул вопросы нагорно-карабахского урегулирования и поделился своими ожиданиями от предстоящих выборов президента в Азербайджане.

ИА REGNUM: Напряженность в грузино-абхазском конфликте растет с каждым днём. Грузия стала самым милитаризованным государством в регионе с помощью зарубежных государств, в том числе и США. Насколько целесообразно вооружать страну, участвующую в двух этнических конфликтах и вместе с тем поднимать ажиотаж из-за ввода в Абхазию невооруженных железнодорожных войск?

Прежде всего, должен подчеркнуть, что мы не видим военного решения конфликта в Абхазии. Мы постоянно требуем от своих грузинских друзей не рассматривать возможность военного решения конфликта, потому что мы считаем, что это станет катастрофой для всех. Единственный способ двигаться вперед - делать это на основе плана мирного урегулирования, который примут обе стороны, и грузинская, и абхазская, и соблюдение этого плана будет гарантировано международным сообществом, в особенности, Россией и США, но не только ими. В ответ на конкретный вопрос о вооружении сторон конфликта, знаете ли, когда мне этот вопрос задают в России, я хочу спросить: а что русские делают в Армении и других странах региона, которые получают выгоду от крупных поставок оружия, включая вывод российских вооруженных сил из Грузии, где были закрыты военные базы, в Гюмри и другие районы Армении. Я не против вывода российских вооруженных сил или поставок оружия Армении. Я всего лишь хочу отметить, что Россия считает необходимым помочь одному из дружественных ей государств, Армении, укрепить вооруженные силы, и нет ничего противозаконного в этом, как нет и в том, чтобы помочь Грузии создать профессиональную армию, а это как раз то, что мы сделали.

Мы не поставляем оружие Грузии. У нас была небольшая программа по обучению и оснащению, проводившаяся в 2001-2002 годах, чтобы помочь создать профессиональные вооруженные силы, которые смогут очистить Панкисское ущелье. Мы полагали, что таким образом отвечаем на пожелания, просьбы и требования России, чтобы Панкисское ущелье было очищено (от боевиков), а Грузия восстановила там свою власть и верховенство закона. Именно так произошло, и мы этим гордимся. Мы обучили эти войска, и они теперь служат с нами в Ираке, но мы никогда не планировали, что эти вооруженные силы будут использованы в Абхазии и мы неоднократно давали понять это нашим друзьям и коллегам в Грузии. Так что в вопросах поставок вооружений я хотел бы отметить, что они имеют место в больших масштабах из России в другие страны региона и в Армению. Подчеркну, что Армения является нашим другом, но при этом Армения является стороной в конфликте; Азербайджан также наш друг, и он перевооружается, так что, не критикуя Россию за помощь Армении в модернизации вооруженных сил, мы полагаем, что и для Азербайджана важно иметь профессиональную армию, как, впрочем, и для Грузии.

Что касается ввода железнодорожных войск, нас беспокоит не то, что восстанавливаются железные дороги, это хорошо, что будет восстановлено транспортное сообщение, чтобы абхазы смогли получить доступ на рынки Грузии, развивали экономическое сотрудничество; наше недовольство заключается в том, что не было консультаций. Почему бы кому-нибудь в российском руководстве не снять телефонную трубку и не позвонить грузинскому руководству: "Будьте готовы, случится то-то. Мы договаривались ремонтировать железные дороги вместе, давайте сделаем это". Именно тот факт, что это было сделано в одностороннем порядке, и вызвал напряженность, это контрпродуктивно, и теперь необходимо снижать напряжение между сторонами.

ИА REGNUM: Существует мнение, что в своем стремлении вытеснить Россию из переговорного и миротворческого форматов в Абхазии, Европейский союз и США могут предложить проект статуса Абхазии, предполагающий даже предоставление независимости в будущем. Есть ли у Европы и США готовые инициативы, которые могли бы вывести конфликт из тупика?

Вообще-то я не согласен, что Евросоюз и США пытаются вытеснить Россию из переговорного и миротворческого форматов. Совсем нет, это не так. Невозможно решить конфликты на Кавказе без России. Россия должна сыграть свою роль, решающую и конструктивную, в противном случае разрешения конфликтов не будет. Все, что мы имеем на настоящий момент, должно развиваться на основе партнерства и совместно с руководством России, и мы должны удостовериться, что все двигаемся в одном направлении. У США и ЕС нет готовых идей. Что у нас есть, так это ощущение, что должен идти процесс, который позволит Грузии и Абхазии вместе решить, каким будет план (урегулирования). Всё, что мы можем предложить, - это продолжение процесса. У нас нет готовых идей, когда я лично обсуждал это с друзьями и коллегами в Грузии, я предложил некоторые моменты, которые могут быть полезными в плане урегулирования, чтобы привлечь абхазскую сторону, чтобы абхазы захотели двигаться вперед. Но это не какой-то готовый план, это лишь идеи, которые мы разработаем после переговоров с абхазами и увидим, каковы их потребности с точки зрения безопасности - физической, политической, духовной. Это процесс консультаций, и в нем должна участвовать Россия, должны участвовать абхазы, грузины, и здесь мы, находясь вовне, но будучи обеспокоенной стороной, можем помочь, мы хотим сделать всё, что в наших силах.

ИА REGNUM: Почему Запад уверен, что косовский конфликт можно было решить, только предоставив косоварам независимость, но при этом отвергает такую возможность для решения конфликтов на Южном Кавказе? Каковы основания полагать, что Карабах может вернуться в состав Азербайджана?

Удивительно, почему в России иногда говорят, что Косово должно стать универсальным прецедентом, а это будет означать, что независимость должна получить не только Абхазия, но и многие регионы Северного Кавказа. Я не думаю, что в России, говоря об универсальности прецедента, хотят, чтобы все это действительно произошло. Моя страна началась с сепаратизма, и после того, как мы обрели независимость, многие сепаратисты обращались к нам за помощью, иногда мы их поддерживали, иногда - нет. То же самое и в случае с Россией.

В международном праве существует принцип территориальной целостности, и он развивался в последние годы. Этот принцип мы должны соблюдать, обязаны по закону. Только в исключительных случаях мы можем от него отклоняться. Косово было таким исключением, была серия резолюций Совбеза ООН, прямые действия ООН, в случае с Косово ситуация другая, уникальная с точки зрения международного права, потому что именно ООН и Совбез обладают правом принятия окончательных решений в вопросах международного права. Поэтому здесь есть принципиальное отличие. Я знаю, что российские власти и власти моей страны точно не хотят, чтобы Косово стало прецедентом для всех сепаратистских движений во всем мире.

Касаемо Нагорного Карабаха, неважно, верю ли я как отдельный американский дипломат в то, что Карабах вернется в состав Азербайджана, или нет, начнем с того, что с точки зрения права, он является частью Азербайджана. Так случилось, что он находится под политическим и военным контролем другой стороны, сепаратистов, являющихся этническими армянами. Важно лишь то, сумеем ли мы достичь успеха в разработке соглашения или формулы, которая позволит двум сторонам - Армении и Азербайджану - договориться о статусе Нагорного Карабаха. Я не знаю, каким будет это соглашение. Все, что я знаю, это то, что нам необходимо постараться убедить две стороны прийти к согласию о статусе и это займет очень долгое время.

Пока же, настроения меняются, люди меняют свои мнения о статусе, и нет возможности двигаться вперед в вопросе статуса, пока Армения говорит одно, а Азербайджан - другое. Но мы можем сделать многое, чтобы снизить угрозу войны и улучшить ситуацию для людей на местах. Мы можем добиться, чтобы семь азербайджанских территорий вокруг другой азербайджанской территории - Карабаха, были возвращены Азербайджану, и мы смогли бы обеспечить совместное проживание армян и азербайджанцев. Есть надежда, что, совместное проживание, совместная работа, совместная торговля сделают вопрос статуса менее острым. Постепенно стороны смогут сами прийти к согласию по статусу Карабаха.

ИА REGNUM: Как вы думаете, когда Армения вернет Азербайджану территории вокруг Нагорного Карабаха? Какое влияние это окажет на ситуацию в регионе в целом и на внутриполитическое положение в Армении?

Хороший вопрос. Должен сразу заметить, что взгляды, которые я выражаю, как я полагаю, полностью разделяются российским руководством, по меньшей мере, моим коллегой Юрием Николаевичем Мерзляковым, который помог понять глубинную суть этого конфликта, а также нашим французским коллегой (Бернар Фассье - ИА REGNUM). Я надеюсь, что влияние в Армении будет положительным. Я надеюсь, будет более сильное ощущение безопасности у наших друзей в Армении, которые поймут, что опасность войны резко снизится. Опять же, как только территории будут возвращены в состав Азербайджана, они будут демилитаризованы, там будут размещены международные миротворческие силы, вооруженные силы Армении уйдут, они не будут уже в том напряженном положении, в котором находятся сейчас, когда войска Армении и Азербайджана смотрят друг на друга через минные поля в некоторых случаях с расстояния в сотню метров. Это, без сомнения, очень опасная ситуация. Люди каждый месяц погибают от снайперских выстрелов и подрывов снарядов. Так что я надеюсь, что наши друзья в Армении будут чувствовать себя в большей безопасности, как только эти территории отойдут обратно Азербайджану. Надеюсь, что и на политической системе Армении это отразится положительным образом.

ИА REGNUM: И все же, это спорный вопрос для внутренней политики в Армении, как вы думаете, это не отразится негативно на действующей власти?

Все зависит от того, каким будет общее соглашение. Не будет возврата азербайджанских территорий, если армянская сторона не будет уверена, что получит что-то значительное взамен. Соглашения не будет, если оно не будет приемлемым для Армении. Я согласен, что для армянского президента будет определенный риск, если он даст согласие на возврат территорий Азербайджану. Так же и в Азербайджане существует политический риск, если дать Армении то, что она хочет в обмен на согласие вернуть территории.

Именно поэтому завтрашняя встреча президентов Алиева и Саркисяна так важна. Им нужна возможность познакомиться и достичь определенного уровня доверия, чтобы они оба могли принять сложные решения, дающие возможность возврата территорий. Хотел бы обратить внимание, что есть много привлекательных для Армении пунктов в плане урегулирования: будет создан коридор, соединяющий Карабах и Армению, есть вопросы по процедуре определения статуса Карабаха. Есть вероятность, что это привлечет и армянскую сторону. Так что я хотел бы еще раз подчеркнуть, что соглашение должно быть приемлемым и для Армении.

ИА REGNUM: C учетом последних событий в Тбилиси и Ереване, когда на улицы вышли протестно настроенные граждане, каков ваш прогноз относительно предстоящих президентских выборов в Азербайджане? Сумеет ли, на ваш взгляд, оппозиция вывести людей на улицы?

На последних выборах уже были уличные демонстрации. Насколько я понимаю, есть недавно принятые нововведения в ходе реформы избирательного законодательства, которые разрешают свободу собраний, однако, насколько я понимаю, не в центре Баку, но о том, где проводить демонстрации, можно поспорить. Мы не поддерживаем политические изменения путем уличных протестов. Мы выступаем за политические изменения путем голосования и через демократические институты и процессы. Неправильно говорить, что каким-то образом поощряли революции, будь то "революция роз", "оранжевая" революция или "тюльпановая" революция. Мы не вмешивались, чтобы остановить их, но и не поощряли.

В нынешней ситуации в Азербайджане мы хотели бы, чтобы избиратели Азербайджана определяли политическое будущее своей страны. Мы делали заявления по поводу трудностей и проблем с ограничением свободы прессы. Мы также заявляли о важности профессионализма СМИ и соблюдения профессиональных этических норм в Азербайджане, как и в других странах. Условия для того, чтобы это были самые честные и справедливые выборы в Азербайджане, есть. Частью этого будут и демонстрации, но главным элементом этого периода в азербайджанской демократии станет то, насколько честными и справедливыми будут выборы в ходе избирательной кампании и сразу после выборов при подсчете голосов. Я полагаю, что руководство Азербайджана понимает, насколько важен этот момент, но я не могу предсказать, как все закончится. У меня нет четкого представления о том, как все это пройдет.