В Пскове, в большом зале Псковской областной филармонии, 5 июня состоялась пресс-конференция художественного руководителя и главного дирижера Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Владимир Спиваков рассказал о ближайших гастролях своего коллектива. "У нас проходит своеобразное турне по Северо-Западу России, - пояснил маэстро. - Мы начали с Североморска, потом был Мончегорск, Мурманск и дальше. Всё идет пока успешно. Вчера мы были в Новгороде, завтра будем в Санкт-Петербурге. Питер для меня - город "знакомый до слез". Я там провел всю юность. Мама у меня ленинградская блокадница. И самое светлое детство прошло в этом городе. С удовольствием вспоминаю Санкт-Петербург. Дальше мы поедим в Москву, в Подмосковье, и Амстердам. 11 числа у нас пятилетие нашего оркестра. Мне уже подарили огромную бутылку, не знаю чего. Её с трудом может унести один человек. Думаю, что на пятилетие она пригодится. Мне бы этого спиртного хватило бы лет на тридцать".

Владимир Спиваков рассказал о сценических площадках, на которых приходилось выступать ему и его оркестру: "Это хорошие воспоминания, но есть и такие, к которым лучше и не возвращаться. Однажды я играл в женской бане, но конечно не в присутствии обнаженных тел, но все-таки играл. На вокзалах, в аэропортах, и в нескольких отделениях западных таможен. Когда долго ждали вылета, делать нечего было, в конце концов, взяли и стали играть. Люди очень довольны были".

Говоря о важности детского бесплатного музыкального образования, маэстро сказал, что он обсуждал это с властями. "Я не считаю это бессмысленным. Но принуждать к этому никого не возможно. Я не считаю, что я должен принуждать кого-то, что-то делать. Это нехорошо. Что касается правительства, то я говорил об этом. И говорил об этом первым лицам, напоминая знаменитую фразу Дмитрия Шостаковича, что очень хорошо было бы, что бы в начальных школах проходили не только букву и цифру, но и ноту. Однажды я даже написал об этом на бумажке. Но резолюции я не видел, а революции, слава Богу, тоже не случилось. Пока это не сдвигается. Но, думаю, что мы к этому придем".

Владимир Спиваков отметил, что новые тенденции в музыкальном творчестве, неожиданные формы - "это не плохо, но всё должно иметь какие то пределы". "Здесь речь идет о художественном вкусе. Человеку, у которого его достаточно, можно и позволить себе лишнего. А у кого нет, или кем руководят какие то иные идеи мысли и желания, например жажда наживы, то тогда все это выглядит по-другому. Свобода, подразумевает какую то ответственность. А это всё вместе ведет нас к воспитанию, а воспитание - это культура. Когда мы встречаемся с невежеством, мы должны понимать, что это рождает национализм и еще что-то в этом духе, вплоть до войны. Так мы можем докатиться, Бог знает куда",- считает маэстро.

Спиваков выразил свое отношение к современной популярной музыке и победе на Евровидении Димы Билана: "Я часто не понимаю многих вещей. Бывает так, что поют одно слово в течение пяти минут. Одно и тоже. Когда я не слышу никакого музыкального развития. Я этого просто не понимаю. Для меня это какой то чужой язык. Санскрит. А насчет Димы Билана - ну победил и победил. Мог и нее победить. Там же много всяких составляющих в этих победах. Это же не то, что "Зенит" победил, или хоккеисты наши. Когда я приехал в Канаду, на следующий день после нашей победы, в Торонто, вот это был действительно траур. Настоящий натуральный траур. Тем более, что концертный зал назывался именем их выдающегося хоккеиста".

Отвечая на вопрос о спонсорах, Владимир Спиваков пояснил: "У каждого района, каждого города, у всех есть зависимость. Самое главное, что у нас нет закона о меценатстве. Никакого. Люди не могут спокойно отдавать деньги на то, что им кажется важным. У нас нет такой культуры меценатства, например как в Америке. И не подумайте, что какой то её поклонник. Наоборот, я больше месяца там с трудом выживаю. Но там создана институция. Могу утешать себя только тем, что они уже более двухсот лет существуют, наработали кое что в этом направлении, а мы еще молодые. Но будем помнить одну вещь: "Надежда хороша на завтрак, но не на ужин" - цитата из Френсиса Бекона".

Говоря о наградах, Владимир Спиваков отметил: "Я про них меньше всего думаю. Но самая оригинальная, пожалуй - армянский орден Месропа Маштоца. Это какое-то движение души, которое впоследствии будет радостно вспоминать. Но вообще-то, когда придумали орден "Почетного легиона" (у меня тоже есть такая награда), Наполеон сказал, что "я это специально сделал, для того, что бы легче было управлять людьми". Так что не будем думать о наградах свысока".

Отвечая на вопрос об учениках и молодых дирижерах, маэстро сказал: "У нас есть целая стажерская группа дирижеров при оркестре. Мы болеем за то, что бы в стране было что-то хорошее. С дирижерами у нас не большой порядок. Их, наверное, всего человек 17. Есть дирижеры из бывших союзных республик, ныне стран, есть даже очень молодые, 11-12-летние дети, которые подают надежды. Что с ними дальше будет - неизвестно. Это такая профессия, которая требует не только технических навыков, но и большого музыкального опыта и большого кругозора. Умение общаться с людьми, с оркестром - это живой организм, не так просто всё это. Там люди творческие, индивидуальности, и получить оркестр, который, как сказала Марина Цветаева "единство множества", это трудная задача".

Отметим, что на концерте Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова в большом концертном зале Псковской областной филармонии вечером 5 июня свободных мест не было.