Правящая элита Абхазии встала перед лицом серьезного испытания. Хотя до выборов еще добрых два года, но, между тем, политические силы непризнанной республики уже сегодня проявляют заметную активность.

4 июня в Сухуме довольно бурно прошел съезд общественной организации ветеранов Отечественной войны "Аруаа" ("Воины"). Власти с опаской ожидали этого события, прежде всего потому, что хорошо помнят, какими общественными потрясениями несколько лет назад сопровождались публичные мероприятия другого ветеранского движения "Амцахара" ("Родовые огни"). Впрочем, тогда нынешние руководители республики находились по ту сторону баррикад и нещадно критиковали своих предшественников. При этом роль своеобразного ледокола успешно выполняли представители общественно-политического движения. По случаю, а зачастую без оного, его членов выводили на сухумские улицы митинговать в то время, как оппозиционные функционеры в ультимативной форме требовали досрочной отставки Владислава Ардзинба. И, естественно, нынешнее абхазское правительство, искусно владеющее методами ведения борьбы с политическими оппонентами, испытывало определенную нервозность по поводу съезда "Аруаа". Причем, по мере приближения даты его проведения нервозность усиливалась. "А что если по итогам съезда будет принято решение блокировать президентский дворец", "А, может, потребуют отставки самого главы государства". Наверное, подобные мысли не давали покоя сегодняшним руководителям республики. Но ничего экстраординарного не произошло. Участники съезда разъехались по домам, антиконституционных призывов по свержению власти так и не прозвучало. Хотя критика присутствовала в речах ораторов, зачастую довольно жесткая. Но этим в Абхазии никого не удивишь. Ведь президентские выборы образца осени-2004 изменили расклад сил в высших эшелонах власти, оппозиция и власть поменялись местами. Ветераны из "Амцахара" стали ярыми сторонниками власти, а в роли критиков теперь выступают их однополчане из "Аруаа".

Сухумскому съезду предшествовали отчетно-выборные конференции ветеранской организации во всех районах Абхазии. Собственно на них и выбирались делегаты на общереспубликанский съезд. Право принять в нем участие получили 523 человека, из них 489 делегатов приехали в Сухум. Немало, если брать во внимание молодость самой организации. Она была учреждена ровно год назад. За прошедшее время "Аруаа" смогла заявить о себе, как о реальной силе, способной решать проблемы ветеранов. Может этим объясняется высокая популярность организации среди резервистов. Сейчас в ее рядах насчитывается более одной тысячи членов.

Еще пару лет назад монополия на право называться организацией ветеранов грузино-абхазской войны принадлежала ОПД "Амцахара". Президентские выборы 2004 года внесли раскол в ряды его членов. Часть ветеранов тогда поддержали кандидатуру Анри Джергения, другая, более многочисленная, встала на сторону Сергея Багапш. В разразившемся сразу после 3 октября внутриполитическом противостоянии эта часть ветеранов приняла весомое участие - выходила на митинги, штурмовала здание президентской администрации. Неудивительно, что в последующем многие из них заняли высокие посты в команде нового главы государства. Однако, когда борьба за кресло Владислава Ардзинба достигла апогея, а начало гражданской войны многие эксперты называли неминуемой, свой голос подали ветераны, до этого не входившие в "Амцахару". На своем собрании они безоговорочно поддержали Ардзинбу и довольно нелицеприятно отозвались о лидерах тогдашней оппозиции. Видимо, это собрание предопределило дальнейшую судьбу "Амцахары", ей пришлось подвинуться, и, таким образом, появилась вторая организация экс-комбатантов.

Юридическое оформление ветеранского движения произошло спустя два с половиной года, когда прошел первый учредительный съезд "Аруаа". Процесс создания организации во многом форсировало неудачное выступление абхазской оппозиции на выборах в Народное Собрание республики весной 2007-ого. Вскоре после оглашения результатов голосования была сформирована инициативная группа в поддержку создания "Аруаа". В нее вошли хорошо известные в Абхазии ветераны, в том числе экс-начальник Генерального штаба Владимир Аршба, на тот момент уже свежеиспеченный депутат парламента Сергей Матосян, общественный деятель Вадим Смыр. Все заметили, что среди подписантов заявления о создании организации значились фамилии вице-президента Рауля Хаджимба и министра иностранных дел Сергея Шамба. Провластные СМИ тут же предположили, что "Аруаа" учреждается конкретно под этих людей, а ветераны, как это было осенью-2004, призваны сыграть решающую роль в победе тандема Хаджимба-Шамба на следующих выборах президента в январе 2010 года.

Что касается нынешнего съезда, то он проходил на фоне очередного витка накала между властью и ветеранами из "Аруаа". Буквально за 10 дней до мероприятия разразился скандал между ветеранами и министром образования Индирой Вардания. Чиновник не разрешила представителям организации участвовать в празднике "Последнего звонка", сославшись на устное распоряжение премьера. К слову сказать, в последующем сам премьер Александр Анкваб открестился от своего министра. Отдуваться пришлось вице-премьеру Леониду Лакербая. В интервью информационному агентству "Апсныпресс" он взял всю ответственность за произошедшее на себя, объяснив, что ученические классы не предназначены для политической агитации. Как бы ни было, инцидент с министром образования только усилил критику ветеранов. Они не преминули воспользоваться удачным моментом и уже задолго до съезда начали трактовать произошедшее, как сознательное нивелирование властями авторитета защитников Родины.

Как и ожидалось, на съезде присутствовал вице-президент Рауль Хаджимба, однако отсутствовал глава МИД Сергей Шамба, являющийся второй ключевой фигурой движения. За пару дней до мероприятия Шамба во главе абхазской делегации отбыл в Турцию. Эксперты разглядели в неожиданном турне министра совсем неслучайные мотивы. В СМИ заранее о предстоящем визите ничего не сообщалось и многие предположили, что Сергей Шамба уехал, дабы не светиться на мероприятии оппозиции. Такая версия имеет право на жизнь, хотя бы потому, что Шамба активно участвует в переговорном процессе по урегулированию грузино-абхазского конфликта, и он один из главных ньюсмейкеров официального Сухума. В отличие от Хаджимбы он присутствует на всех официальных и неофициальных встречах с посредниками мирного урегулирования конфликта и представителями грузинской стороны. Очевидно, участие Сергея Шамбы в работе съезда стало бы для него малоприятным, ведь ораторы, мягко говоря, не очень лестно отзывались о внешнеполитическом курсе руководства республики. А глава МИД один из тех, кто этот курс проводит.

Так, в итоговой резолюции "Аруаа" внешнеполитический курс абхазских властей признается опасным и ведущим к изменению формата переговоров и подрывающий союзнические отношения Абхазии с Россией. "Политика России, направленная на защиту прав народа Абхазии и его безопасности, не может не вызывать искренней благодарности нашего народа. Однако, несмотря на это руководство республики стало проводить совершенно непонятную и, на наш взгляд, опасную политику. В Сухум 10 мая прибыла представительная делегация США. После этого последовал тайный визит в Абхазию представителя Грузии в ООН Ираклий Аласания. Это произошло несмотря на неоднократные заявления президента Сергея Багапш о том, что Абхазия не вернется за стол переговоров с Грузией до вывода грузинских войск из Кодорского ущелья. Вслед за этими событиями Абхазию посетила большая делегация Евросоюза, после чего представители Абхазии сделали заявления, допускающие участие Евросоюза в разрешении конфликта. На 6 июня намечен визит в Абхазию верховного комиссара Евросоюза Хавьера Соланы. Все это свидетельствует об изменении формата переговоров", - отмечается в заявлении ветеранской организации. Заканчивается оно абзацем, в котором ветераны Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. заявляют о своем категорическом несогласии с таким непоследовательным внешнеполитическим курсом руководства Абхазии. "Мы уверены, что только твердый ориентир на союз с Россией может служить гарантией сохранения нашей независимой государственности, за которую сложили головы наши братья". Совершенно очевидным после этого стало решение участников съезда выразить недоверие руководству страны.

Очевидно, что антиправительственная риторика в республике усилится, поскольку уже ясно, что Абхазия медленно, но верно встает на выборные рельсы. Мандат нынешнего президента Сергея Багапш истекает в январе 2010 года. Но уже сегодня у тех, кто наблюдает за процессами в Абхазии, возникает ощущение дежавю. Четыре года назад все это республика уже проходила - съезды, очередные или внеочередные, и вотумы недоверия, и требования уйти в отставку - все было. И именно в результате этого пришли к власти Багапш и его команда - выдержит ли власть испытание выборов покажет время.