Командование монгольской армии и армии США заявили, что перенесут учения Khaan Quest'2008 ("В поисках Хана") с августа на более позднее время. Такое решение принято в связи с тем, что Китай заявил о нежелательности проведения таких учений в период Пекинской Олимпиады. Кроме того, китайские власти заявили, что в период проведения игр не предоставят воздушного коридора американским военным вертолетам, отправляющимся с баз в Японии и Южной Кореи для участия в учениях.

В связи с этим предполагается, что учения пройдут в сентябре, а не в августе, как это было заведено на протяжении последних лет.

Нужно отметить, что проведение Khaan Quest уже давно раздражает Китай. Так, китайская газета Qingnian Cankao 25 мая 2006 года писала: "Прикрываясь антитеррористической деятельностью, США используют возможность обеспечить свое военное присутствие в Монголии. Они намерены установить радары и станции электронного наблюдения". В первую очередь, по мнению китайских военных специалистов, американцев интересуют приграничные районы, в том числе Восточный, Южно-Гобийский, Гоби-Алтайский и Ховдский аймаки Монголии. Примечательно, что в Восточном и Ховдском аймаках сходятся границы России, Монголии и Китая, и присутствие в таких "перекрестиях" с военной точки зрения очень выгодно.

Российские эксперты отмечали, что Khaan Quest - инструмент США в деле вовлечения Монголии в орбиту своих геополитических интересов, вытеснения российского влияния в этой стране. Впрочем, эти процессы осуществляются не только с помощью военных учений. Исследователи из Иркутского госуниверситета отмечают, что в последние годы стали все отчетливее вырисовываться контуры новой внешней политики Монголии, "освобожденной от идеологических догм и односторонней ориентации на СССР". Макроэкономическое регулирование в МНР проводилось под контролем международных организаций и стран-доноров, в первую очередь США. Предоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалось выполнением Монголией ряда их рекомендаций. Кроме того, благотворительные организации и всевозможные фонды активно осуществляют в Монголии так называемую "гуманитарную интервенцию" - проводят семинары о пользе демократии, строительстве гражданского общества и правового государства, выделяют гранты на реализацию программ по аналогичной тематике. Благодаря этому в Монголии сформировался, как в свое время в России, целый класс общественных деятелей, ориентированных на искаженные и адаптированные под американские геополитические интересы liberal values. Подпитываемые из зарубежных фондов, они волей неволей становятся проводниками интересов атлантических стран на своей родине.

Монгольский политолог Тумур Цэрэдорж в 2006 году писал, что для США Монголия является стратегически важной страной и наиболее близким партнером в Центральной и Восточной Азии. "Создание системы безопасности Монголии происходит не спонтанно, а в рамках откорректированной стратегии США в условиях новых геополитических реалий. Если проанализировать новые меняющиеся геополитические реалии в мире и в особенности в Центральной и Восточной Азии, все реальнее проглядывает намерение США в дальнейшем в своей стратегии создать своеобразную эффективную союзническую зону в Центральной и Восточной Азии. Так, если в Европе существует мощный инструмент в виде НАТО, которая остается довольно влиятельной силой и эффективным инструментом для США, то подобная эффективная структура отсутствует в Азии, в Тихом океане. В этой связи, с учетом растущих амбиций Китая, уже можно с уверенностью утверждать, что не исключается развитие процесса возможного создания союзнической зоны наподобие НАТО в Азии, в Тихоокеанском регионе с участием Японии, Южной Кореи, Монголии, Австралии, Канады и некоторых других стран данного региона, - считает Цэрэдорж. - Определенными признаками перехода к более тесному военному сотрудничеству и взаимодействию в военном союзе являются международные полевые учения Khan Quest на полигоне учебного центра ВС Монголии "Таван толгой" с участием военных из США, Японии, Южной Кореи и других стран".

США не скрывают заинтересованность в тесном сотрудничестве с Монголией, в том числе и в военной сфере. Как сообщала USA Today 22 октября 2005 года, Пентагон планирует помогать армии Монголии, чтобы последняя стала "более современной". Речь идет не только о вооружении, но и даже о советах насчет пошива военной формы. На пресс-конференции в Улан-Баторе министр обороны США Доналд Рамсфельд заявил, что "США крайне заинтересованы в размещении на территории Монголии, которая долгое время была вассалом СССР, военных баз".

Правда, пылкие заявления Рамсфельда монгольским властям пришлось дезавуировать. Через несколько дней после этого заявления Washington Times со ссылкой на посла Монголии в США Равдана Болда написала о том, что Монголия не планирует давать согласие на размещение военных баз кому бы то ни было. Конституция Монголии, принятая в 1992 году, запрещает размещение на территории страны иностранных военных баз. При этом никто не запрещает США и другим странам участвовать в международных учениях на территории Монголии. Более того, отметил посол, американцы активно участвуют в учениях, известных под названием Khan Quest.

С геополитической точки зрения Монголия, безусловно, интересна Америке. Расположенная между Россией и Китаем Монголия может стать своеобразным анклавом влияния Вашингтона в регионе. В этой ситуации особенный драматизм приобретают события, происходящие в Монголии в эти дни. Как сообщало ИА REGNUM, 29 июня там прошли выборы в Великий народный хурал, на которых победу одержала ориентированная на Россию и Китай Монгольская народная революционная партия. По предварительным данным, она может получить 45 из 76 мест в парламенте. Не скрывающая своей прозападной ориентации Демократическая партия Монголии может рассчитывать не более, чем на 25 мандатов. Таким образом, МНРП может сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалиции, как это было раньше.

В связи с этим 1 июля лидер ДПМ Цахиагиин Элбэгдорж на пресс-конференции заявил о многочисленных нарушениях на выборах в Великий народный хурал. Он утверждал, что правящая МНРП использовала административный ресурс. Демократы потребовали отмены итогов выборов. После пресс-конференции Элбэгдоржа сторонники ДПМ собрались на многотысячный митинг у офиса МНРП, закидали его камнями и бутылками с зажигательной смесью. В четырехэтажном здании начался пожар, полиция применила слезоточивый газ. Президент Намбарын Энхбаяр ввел в Улан-Баторе чрезвычайное положение на четыре дня. Сообщается, что четыре человека погибли, несколько сотен получили ранения.

Эти события напоминают "цветные революции", которые инициировались западными странами в Грузии и на Украине. Итоги выборов в Монголии явно ущемляют интересы США в этом регионе. Дело не только в том, что полновластие МНРП может привести к нивелированию влияния Америки в военной сфере. Серьезная дискуссия развернулась вокруг месторождений полезных ископаемых, в освоении которых намерены были принять активное участие атлантические государства. Однако МНРП склонно передать эти месторождения российским и китайским предприятиям. Эта решимость была продемонстрирована еще до выборов, когда власти Монголии заявили о готовности рассмотреть вопрос об участии российских компаний в разработке золотомедного месторождения Оюу-Толгой и месторождения угля Таван-Толгой. Кроме того, Монголия согласилась передать "Роснефти" более сотни автозаправочных станций в обмен на сохранение цен на нефтепродукты.

В связи с этим The Wall Street Journal за несколько дней до выборов в Великий народный хурал писал, что если американские власти будут игнорировать "поползновения Москвы на Монголию, то развитие демократии в Азии окажется под угрозой и Соединенные Штаты вскоре могут столкнуться со стратегическим вызовом в одном из самых богатых полезными ископаемыми регионов мира. Президент Джордж Буш во время своего визита в Монголию в ноябре 2005 года назвал эту страну "братом по делу свободы". Теперь Соединенным Штатам пора способствовать защите этой свободы как от экономических, так и от политических угроз", - заявлял журнал.

Справка: Учения проводятся с 2003 года. В 2006 году США удалось добиться включения Khaan Quest в реестр международных учений, теперь они проводятся под эгидой ООН. В них принимают участие такие страны, как Индия, Бандгладеш, Таиланд, Фиджи. В учениях участвуют до 1 тыс. военных. Россия и Китай приглашаются на учения в качестве наблюдателей.