"Форумы финно-угорских народов необходимы для сохранения народностей этой группы", - заявил участник V конгресса финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, глава общественной организации "Мордовский культурный центр Чувашской Республики" Владимир Седойкин. По его словам, "особую обеспокоенность участники конгресса выразили по поводу демографической ситуации, поскольку численность некоторых финно-угорских народов составляет всего несколько десятков во всем мире". "Чтобы сохранить финно-угорские народы, нужно больше обращать внимания на изучение языка, культуры, обрядов, и, конечно, же, их восполнение, - подчеркнул Седойкин. - А то получается, что уже и второе поколение забывает о национальных особенностях и самобытности, последующее - вообще не будет представлять о них ничего".

Говоря о реакции президента Эстонии, который покинул зал во время выступления главы думского комитета по международным делам Константина Косачева, Седойкин отметил, что это "большая политика и международные отношения" и что "эстонского президента переполнили эмоции, и ему надо быть более сдержанным, поскольку это - ни к чему".

По словам Седойкина, в России представителей мордовской национальности уменьшилось на 21%. Всего в России насчитывается около 3 млн представителей финно-угорских народов, в Венгрии - 15 млн человек, в Финляндии - 5 млн человек, в Эстонии - порядка 800 тыс. человек. В Чувашии проживает порядка 20 тыс. финно-угров.

"Мордовский народ в Чувашии, который по численности находится на четвертом месте и составляет порядка 16 тыс. человек, не ощущает себя ущемленным, - сказал Седойкин. - Наоборот, все начинания центра приветствуются, республика всячески помогает в организации мероприятий, выделяет средства на них". По его словам, Мордовский культурный центр Чувашской Республики образовался первым из всех национальных культурных центров в республике 15 лет назад. Основателем центра был старший брат, Петр Седойкин, который "активно взялся за подъем национального самосознания мордвы в Чувашии, за возрождение мордовской культуры и творчества". Так, он добился того, чтобы в сельских школах республики, где проживает мордва, изучали родной язык. Сейчас в республике действует четыре национальные мордовские школы - три в Порецком районе, одна - в Алатырском. Кроме того, в с. Напольное, где базируется Мордовский культурный центр, построен храм, первым поселенцам на кладбищах мордовских захоронений 15-19 веков установлены памятники, возведен храм в с. Рындино. Традиционным является межрегиональный фестиваль "Арта" и районный праздник детского творчества "Чипайне". "Центр работает в силу возможности, конечно, хотелось бы определенности на федеральном уровне, я считаю, что необходим закон о диаспорах", - отметил нынешний глава Мордовского центра в Чувашии Владимир Седойкин.

"Демографическая проблема и сокращение представителей финно-угорских народов, возможно, происходит из-за ассимиляции,- продолжил Седойкин. - Еще многие представители мордовского народа не причисляют себя к малой народности и считают себя русскими. У современных чувашей такого нет, хотя в советское время чуваши тоже стеснялись своей национальности и в общественных местах на родном языке не говорили. А на моих глазах один высокопоставленный чиновник, мордвин по национальности, на одном из совещаний записал, что он русский... А ведь он представляет политическую элиту, на которую ориентируются простые люди. Как можно сохранить родной язык, если на нем не говорят даже в семье? А по нашим данным, в Чувашии только 10% мордовский семей используют родную речь в быту, то есть только в каждой десятой".