Возбудить уголовное дело против журналиста потребовала зампредседателя Арбитражного суда Башкирии Роза Гилязутдинова. Как рассказала корреспонденту ИА REGNUM редактор газеты "Час пик" Светлана Валиева, судья настаивает, что Римма Уразбахтина, автор статьи "Уроки вежливости", опубликованной в негосударственной газете "Час пик" оклеветала и оскорбила ее.

Напомним, в публикации речь шла о том, что Совет судей республики обратился в высшую квалификационную коллегию судей РФ с просьбой прекратить досрочно полномочия судьи Арбитражного суда республики Розы Гилязутдиновой. Поводом для привлечения Гилязутдиновой к дисциплинарной ответственности стало не только, как указывается в обращении, "ненадлежащее исполнение судьей должностных обязанностей", но и нарушение Закона "О статусе судей" и Кодекса судейской этики.

Судью, однако, возмутил не факт существования этого обращения, где коллеги обвинили Гилязутдинову в "умалении авторитета судебной власти", а "вопрос, откуда сотрудник газеты может знать сведения, которые не могут быть доступными для других лиц". Гилязутдинова обратилась с заявлением на имя Генпрокурора России Юрия Чайки с просьбой возбудить уголовное дело против Риммы Уразбахтиной по ч. 2 ст. 129 УК РФ ("Клевета, содержащаяся в публичном выступлении в средствах массовой информации") и ч. 2 ст. 130 УК РФ ("Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении в средствах массовой информации"). По мнению служительницы Фемиды, в статье "Уроки вежливости" "в оскорбительной форме излагаются факты, унижающее честь и достоинство судьи, а именно: "Понятно, что ждать уточенных манер от сестры разбитных братьев не приходится - от осинки не родятся апельсинки". Доследственную проверку этого заявления, учитывая статус Гилязутдиновой, проводит отдел по особо важным делам СУ СК при прокуратуре РФ по РБ.

Интересно, что заместительница председателя АС РБ попросила Генпрокурора передать расследование этого уголовного дела в следственный комитет другого региона, так как не уверена в беспристрастности башкирских следователей.

В случае, если Римме Уразбахзтиной предъявят обвинение, и суд признает автора виновной, журналисту грозит по совокупности до полутора лет лишения свободы. Любопытно, что в заявлении Гилязутдинова указывает, что, согласно закону "О статусе судей РФ" имеет гарантии неприкосновенности личности, а потому, по ее мнению, никак не могла стать объектом журналистского интереса.

"В законе, на который ссылается Гилязутдинова, нет ни слова о том, что отправление профессиональных обязанностей судей не может освещаться в СМИ, - говорит редактор газеты "Час пик" Светлана Валиева. - Критическая статья, так возмутившая служительницу Фемиды, всего лишь рассказала читателям о происходящем в судейском сообществе Башкирии. Во всем мире это принято как данность: верша правосудие, судьи попадают в перекрестье общественного внимания, и это нормально, что общество в лице СМИ проявляет к одной из ветвей власти - судейскому корпусу повышенный интерес. Желание Розы Гилязутдиновой преследовать в уголовном порядке журналиста, освещавшую деятельность публичной личности не красит судью, к которой российское законодательство предъявляет повышенные требования по соблюдению морально-этических норм".

Отметим, что Верховный суд РФ в своем постановлении № 27 от 31 мая 2007 года выражает ясную позицию по отношению вершителей правосудия к прессе: "Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями средств массовой информации", что является "нарушением профессиональной этики".

Между тем, Октябрьский суд Уфы назначил на 23 июля дату рассмотрения по существу иска судьи Розы Гилязутдиновой к газете "Час пик". Служительница Фемиды в своем иске о защите чести и достоинства требует взыскать с ответчиков - редакции газеты "Час пик", редактора издания Светланы Валиевой и автора публикации Риммы Уразбахтиной солидарно 10 миллионов рублей.

Истица считает, что республиканское негосударственное издание в статье "Уроки вежливости" опорочило ее честь и деловую репутацию. Кстати, факт обращения Совета судей РБ в ККС РФ о досрочном лишении ее полномочий, судья в своем иске о защите чести и достоинства не оспаривает. Но намерена рублем "наказать" газету, рассказавшую об этом прецеденте. "В высших эшелонах власти говорят о том, что отправление правосудия должно быть открытым, а сами судьи обладать высокими нравственными качествами, - говорит Светлана Валиева. - Глава государства Дмитрий Медведев требует от журналистов объективно информировать население о деятельности судебной системы. Однако после того, как судья, занимающая в судейском сообществе республики столь высокий пост, начала сводить счеты с осмелившимся на критику СМИ, вряд ли кто из башкирских журналистов посчитает эту тему злободневной".

В редакции иска Гилязутдиновой не признают, считая, что факты, изложенные в публикации, соответствуют действительности, а критическая статья направлена на информирование читателей о тех фактах и особенностях поведения Розы Гилязутдиновой, связанных с выполнением ею профессиональных обязанностей судьи и заместителя председателя суда.