С помощью Концепции внешней политики России президент России Дмитрий Медведев обозначил преемственность внешнеполитического курса страны: "С первых же слов этого текста совершенно четко обозначена преемственность поколений от Путина к Медведеву". Об этом в среду, 16 июля в прямом эфире программы "Разговор без правил" на телеканале О2ТВ заявил вице-президент Центра Политических Технологий, бывший глава Департамента стран СНГ Сергей Михеев.

По мнению Михеева, многие базовые положения текста повторяют положения Концепции 2000-го года лишь с небольшими изменениями по конъюнктуре. Эксперт заметил, что с момента принятия прошлой Концепции положение России на международной арене практически не изменилось: "Просто мы подкопили немного денег от продажи сырья. Теперь мы этими деньгами стали более эффективно распоряжаться".

Интеграция внутри пространства СНГ, которой в новой Концепции уделено особое внимание, с точки зрения Михеева, должна быть разнообразной: "Мы не зацикливаемся на всем СНГ, потому что все эти страны очень разные, и вести себя с ними надо по-разному и с разными скоростями". Относительно одной из наиболее конфликтных в последнее время стран СНГ Украины политолог заметил: "С самых первых лет своей независимости Украина действовала вразрез с интересами России. На дешевых поставках российского газа фактически выросло новое и совершенно порочное в отношении России украинское правительство. Я не думаю, что уступки и бесконечные преференции могут втянуть Украину обратно, поскольку это уже было невозможно даже в 90-е годы. Внутренне украинская государственность достаточно противоречива и в значительной степени несостоятельна. Поэтому вся история украинской государственности - это поиск патронажа, поиск внешних патронов. То же самое происходит и сейчас".

По мнению Михеева, позиции России в СНГ обусловлены ее весом: "Мы лидеры на постсоветском пространстве просто в силу веса. Выходит, например, огромный человек, а вокруг 5 карликов. И вот этот человек может просто молчать, потому что в этой тусовке он главный в любом случае". При этом Россия, по мнению политолога, вопреки обвинениям своих соседей не акцентирует внимание на своем статусе: "Никто им не говорит про их ущербность, просто она проявляется в них самих. С одной стороны они обвиняют Россию в имперских амбициях, а с другой - ведут себя как отбившиеся от рук дети. Они говорят: "Россия, мы тебе будем хамить как отцу, потому что ты, как отец, старый и тупой... Но деньги ты мне дай, потому что я продвинутый". Но ведь если ты такой продвинутый, то делай все сам, или если хочешь денег, то будь примерным сыном. Если проводить аналогию с отцом, то надо и пороть, и поощрять. Ту же Украину мы 10 лет поощряли, а теперь пришло время пороть".

Отсутствие в документе упоминаний об Абхазии и Южной Осетии, по мнению Михеева, обусловлено статусом документа: "Абхазия и Южная Осетия - это не уровень данного документа. И то, что мы их не включили в документ, как раз свидетельствует о том, что мы не собираемся их признавать. Что же касается прямых экономических отношений, то это реакция на Косово. Но мы говорим, что не пойдем в этом деле так, как пошли американцы".