Муниципальное предприятие " Чебоксарское троллейбусное управление", которое в 2009 году отметит свое 45-летие, не только выкарабкалось из тяжелых 90-х без потерь, но и успешно развивается, открывая новые маршруты. 21-й по счету троллейбусный маршрут появился два года назад, в августе 2006 года, с вводом в эксплуатацию 30-й дороги по Президентскому бульвару. Из 21 маршрута сегодня нет только 10-ого и 13-ого. "Оба эти маршрута когда-то были, и их исчезновение не связано с суеверием,- пояснил ИА REGNUM заместитель директора Чебоксарского троллейбусного управления Владимир Михайлов. - Просто эти маршруты дублировали "первый" маршрут: 10-й ходил от вокзала до тракторного завода, а 13-й - с северо-западного района до машзавода, поэтому было принято решение об их упразднении".

"Даже в самые трудные времена, когда автобусы просто не могли выехать в рейс из-за отсутствия топлива, троллейбусы в Чебоксарах ходили, причем по графику, - вспоминает Михайлов. - Чебоксарцы, в отличие от жителей многих городов России, практически не почувствовали на себе транспортной проблемы. Да, они были переполнены, особенно в "час пик", но общественный транспорт не встал, разве что при аварийных ситуациях у энергетиков". У народа не было денег, число "зайцев" возросло, предприятие терпело колоссальные убытки. Оказавшись в рынке, предприятие вынуждено было зарабатывать. Сладкое слово "реклама" никак не давалось в действительности, поэтому попытка размещать рекламу на троллейбусах реализовалась только со второго захода, но уже в 1995 году скучные красно-синие чебоксарские троллейбусы запестрели всеми цветами радуги, а у управления появилась доходная часть от рекламы. Был период, когда коммерческая реклама и объявления звучали в самих троллейбусах, теперь осталась только социальная.

Уже давно Чебоксарское троллейбусное управление - не убыточное. По словам Владимира Михайлова, предприятие несло убытки из-за перевозки льготников, но после монетизации льгот федеральным бюджетом средства за федеральных льготников исправно отчисляются. Однако с местными льготниками, студентами и школьниками вопрос на уровне местных бюджетов пока не решен, сказал замдиректора управления. (Отметим, что в Чувашии со времени монетизации действует льготный проездной билет, сегодня его стоимость составляет 250 рублей). При этом, по его словам, вопросы поддержания подвижного состава и его обновления встают ежедневно. Сейчас у 40% троллейбусов практически истек нормативный срок службы, 12% эксплуатируются 15 лет. При этом конструкция предполагает эксплуатацию машины всего лишь в течение 10 лет. Стоимость нового троллейбуса - около 2 млн рублей.

"Ежегодно мы стараемся пополнять наш парк, - сказал Владимир Михайлов. - Например, в прошлом году приобрели 18 новых машин на общую сумму 43 млн рублей, в этом - еще шесть. На обновление контактной сети ежегодно используется 10-15 км проводов на сумму 6-9 млн рублей". Но существуют и незапланированные расходы, когда требуется ремонт и замена варварски разодранных сидений или разбитых стекол.

Отдельная статья расходов - униформа для кондукторов и водителей. К Кубку мира по спортивной ходьбе в мае нынешнего года фирменную одежду обновили. Теперь у водителей появилась парадная форма - синяя рубашка и белые перчатки. В праздничные дни они так и ездят - "при параде". От кондукторов троллейбусное управление отказываться не собирается - электронную систему с турникетами считают нецелесообразной из-за потери времени на остановках и возможных заторов.

Говоря о новых троллейбусных линиях и маршрутах, Михайлов отметил, что скоро 21-й маршрут троллейбуса протянется до Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, маршрут № 18 почти дотянулся до Канашского шоссе. В ближайшем будущем планируется проложить новый маршрут по Машиностроительному проезду и сквозную линию от завода "Контур" через улицу Эльменя и "Богданку" до кольца у магазина "Ромашка".

По мнению Владимира Михайлова, троллейбус в Чебоксарах, "выживший в отсутствие средств в тяжелые 90-е, не умрет и в будущем, потому что вне конкуренции из-за вместительности и экологичности". Чебоксары чуть не задохнулись в пробках из-за резко возросшего количества маршрутных "ГАЗелей, которые в погоне за "платным пассажиром" все чаще становились участниками ДТП. Но уже с прошлого года решением властей число "маршруток" было упорядочено, кроме того, ГАЗели постепенно заменяют на иномарки и автобусы большей вместимости.

В Чебоксарах протяженность троллейбусных проводов составляет 416,9 км и насчитывается 274 троллейбуса (включая резервные и находящиеся в ремонте троллейбусы), из них 220 ежедневно курсирует по городу. В столице Чувашии доля электротранспорта от всего объема пассажиропотока превышает 70%. Стоимость одной поездки составляет 9 рублей, проездной на месяц стоит 450 рублей, студенческий - 205 рублей, школьный - 160 рублей. Численность населения Чебоксар составляет 450 тыс. человек.

По данным Чувашстата, всего в Чувашии за 2007 год троллейбусы перевезли 190,8 млн пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного проезда. Это на 12,7% меньше, чем за предшествующий год. Удельный вес перевозок пассажиров с платным проездом в общем объеме составил за 2007 год 98,4% против 98,6% за 2006 год. По социальным проездным билетам троллейбусники перевезли 16,7 млн человек. За 2007 год выполнено 1,325,9 тыс. рейсов, или 98,6% от количества рейсов, предусмотренных действующим расписанием. В 2006 году зафиксировано 1326,8 тыс. рейсов, или 98,8%. Регулярность движения троллейбусов за 2007 год составила 97,6% (за 2006 год - 97,5).

В Чувашии самое крупное сокращение пассажироперевозок общественным транспортом было в 2006 году. Тогда объем пассажироперевозок и пассажирооборот уменьшился на 41,6%, на 36,2% соответственно. При этом объем перевозок и пассажирооборот "частниками" возросли соответственно на 17,8% и 26,7%.