В Ереване 23 июля прошла международная научная конференция "Амшен и амшенские армяне: история и культура" - первая попытка дать обобщенную картину жизни и истории амшенов - армян мусульман, проживающих на территории Турции. В конференции приняли участие ученые из Армении, Турции и России. "Интерес к амшенцам в Турции велик: некоторые ученые заявляют, что они - потомки тюркских племен. Понятно, что подобная позиция для нас неприемлема, и мы ее много раз опровергали, но наука - это дискуссия, и мы вновь заявляем, что готовы решить проблему научным путем", - заявил на открытии конференции директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян.

В свою очередь сотрудник научно-исследовательского центра "Нораванк" Рубен Мелконян заявил во время доклада, что амшенским армянам удается сохранять крупицы своей идентичности в той или иной мере. "Есть две группы амшенцев, с более или менее сильно выраженным самосознанием как армян. Первые не скрывают своего армянского происхождения, и среди них даже немало тех, кто обращается в христианство. Другие скрывают свое происхождение по причине давления со стороны турецкой общественности, или же самосознание у них выражено слабее", - заявил он, подчеркнув, что до сих пор в Турции не вполне безопасно быть армянином, особенно в районах, отдаленных от центра, и что "многие амшенцы, да и вообще большинство населения Турции, находится в поиске своей идентичности".

"Исследования, проведенные немецкими и английскими социологами, показали, что 38-40% населения Турции турками себя не считают", - отметил он, особо подчеркнув, что со дня опубликования результатов исследований социологи, проводившие их, предпочитают оставаться анонимными.

В качестве примера поиска идентичности среди амшенцев Мелконян привел факт, что в турецких газетах, в частности, стамбульской армянской "Агос", даются тысячи объявлений, в которых люди, намекая на то, что они были исламизированы в прошлом, пытаются найти своих родственников. Он сообщил, что в Турции действуют даже специальные службы по поиску родственников и их потомков, связь с которыми была утеряна во время событий, сопровождавших Первую мировую войну. Мелконян подчеркнул, что необходимо уважать стремления амшенских армян вернуться к своей идентичности.

В свою очередь, арменовед Арутюн Марутян отметил, что "Геноцид армян 1915 года оставил в памяти амшенцев глубокую травму". "В Турции до сих пор в ходу выражение "армянский выродок". Дошло до того, что в 1996 году министр внутренних дел Мерал Абшенер употребил это слово в парламенте, а одна из газет после убийства Гранта Динка выпустила статью, полуиронично озаглавленную "Все мы - армянские выродки". Вот и многие амшенцы скрывают происхождение из-за подобного отношения", - заявил он. При этом Марутян отметил, что это только укрепляет в амшенцах самосознание себя как армян, резко уменьшает процент смешанных браков с курдами и турками и стимулирует процесс принятия христианства. "Я уверен, что если бы Константинопольский патриарх не требовал справки о наличии христианских корней у желающих креститься, обращенных в христианство амшенцев было бы много больше", -подчеркнул он, отметив при этом, что христианство в любом случае не должно являться условием для того, чтобы воспринимать амшенцев как полноценных армян. "В сегодняшнем мире, говоря о национальности, невозможно основываться на понятиях веры, крови или других категориях... Мы должны уважать тех амшенцев, которые несмотря ни на что хотят воспринимать себя армянами и воспринимать их соответствующе", - заявил он.

Амшенские армяне (хемшины, хемшилы, амшенцы) - потомки армян, которые в 8 веке во время нашествия арабов переселились под руководительством князей Аматуни из родовых земель в Причерноморье. Название получили по имени города Амамашена, построенного князем Амамом. Попыткам исламизации подвергались постоянно, со дня завоевания территории мусульманскими племенами. Массово приняли ислам во время Геноцида армян 1915-1923 гг. В настоящее время около 50 тыс. амшенцев, сохранивших армянский язык, проживают в городе Хопа и его окрестностях. Количество тех амшенцев, которые владеют армянским в гораздо меньшей степени, но, как и хопинские амшенцы, сохранили элементы армянской культуры и самосознания, оценивается от 500 тыс. до 2 млн. Кроме того, около 250 тыс. амшенских армян - христиан проживают в Краснодарском крае и Абхазии. Они переселились туда, спасаясь от Геноцида 1915-1923 гг.