Интервью с азербайджанским экспертом, главным редактором агентства 3rd view Рауфом Раджабовым

ИА REGNUM: Г-н Раджабов, совокупность каких, по-вашему, событий сдетонировала взрыв тлевшего долгие годы конфликта в Южной Осетии?

Сначала отмечу, что главная причина возгорания конфликта - обострение противоречий между основными геополитическими игроками - Россией, Евросоюзом и США. Из событий отмечу хотя бы следующие. Это приостановление Россией действия ДОВСЕ на своей территории, решение правительства РФ о налаживании социально-экономических связей с Южной Осетией и Абхазией, расширение Россией в одностороннем порядке своего миротворческого воинского контингента в этих непризнанных республиках, восстановление железнодорожных путей в Абхазии, наращивание РФ ее военного присутствия на северном Кавказе, вывоз в дни, предшествовавшие конфликту, значительного числа женщин и детей из Южной Осетии в Северную. Можно вспомнить, как Южная Осетия и Абхазия в унисон отказали президенту Грузии, предложившему трансформировать свою страну в федерацию, или как первая ответила "нет" на другое предложение Саакашвили - сесть за стол переговоров напрямую, без посредников.

ИА REGNUM: Простите, но всё, что вы перечислили, относится к трактовке тех или иных действий России или непризнанных республик. В то же время "за кадром" остались шаги официального Тбилиси...

Грузия, испробовав все варианты умиротворения сепаратистов, и столкнувшись с целой цепью провокаций, отреагировала. Она воспользовалась азами международного права для восстановления своей территориальной целостности.

ИА REGNUM: Но в согласии опять-таки с международным правом ограниченный российский контингент выполнял миротворческую функцию, разделяя враждующие официальный Тбилиси и Цхинвали...

Миротворческие силы не могут занимать позицию одной из сторон конфликта. Они должны быть равноудалены от обеих сторон, одинаково обеспечивать их права, выполнять гуманитарную миссию, не допускать столкновений противников. Это не мои пожелания, а положения, четко зафиксированные в международном праве. Продолжу, что в противном случае такие войска должны быть немедленно выведены из зоны конфликта, как не справившиеся с миротворческой миссией. Нет в международном праве такого понятия, как принуждение к миру. А как в рамках международного права оценить отход российских миротворцев со своих позиций в Абхазии, давший вооруженным силам последней возможность нанести в случае надобности ракетно-бомбовые удары по грузинской армии? Вдобавок, в зону Кодорского ущелья в Абхазии дополнительно переброшено 9 тысяч солдат и офицеров российской армии. Напомню, что в случае с Южной Осетией, российские миротворцы стояли на своих постах до последнего и более того сюда вошли 58-я армия со вспомогательными подразделениями, единственной целью которой было принудить Тбилиси оставить контролируемые ею до начала обострения конфликта 40% территории Южной Осетии. По-моему, произошел ассиметричный ответ России Западу на косовский прецедент. Но позвольте напомнить, что Южная Осетия - это территория Грузии. Как можно перебрасывать в суверенное государство армию, элитные части ВДВ и прочие войска? Как можно наносить ракетно-бомбовые удары по пригороду Тбилиси, другим лежащим за пределами зоны конфликта грузинским местностям?

ИА REGNUM: Не буду спорить, поскольку моя задача - задавать вопросы. А как, по-вашему, вели себя миротворцы из стран НАТО на территории бывшей Югославии? Они - все до единого - были белыми и пушистыми? Или какими путями НАТО принуждал к начертанному этим блоком миру Югославию?

Да, НАТО бомбило Белград. Но почему тогда не были приняты в отношении альянса меры? И почему нужно использовать те действия в качестве прецедента? Грозный, Шали, Бамут, Карамахи, список можно продолжать... Полагаю, что Белград вспоминать можно, но только вкупе с этими местами и военными действиями в Южной Осетии и ряде других грузинской территорий. А как в последние годы действуют против 2-3 боевиков, засевших в квартире многоэтажного дома? По этому месту, простите, лупят прямой наводкой из танка, обрекая порой на гибель мирных, ни в чем не виновных жителей соседних квартир. Мне кажется, что настала пора всем геополитическим игрокам остановиться и ответить на вопрос: что должно главенствовать - сила права или право силы. В последнее время, увы, чаще происходит второе, а это очень опасно и может иметь далеко идущие негативные последствия.

ИА REGNUM: Каковыми, по-вашему, окажутся последствия обострения грузино-осетинского конфликта для РФ, южнокавказского региона и самой Грузии, которую в последнее время называют форпостом США на Кавказе?

Давайте разобьем ваш вопрос на две части. Последняя, наверное, озвучивается по аналогии с незавидной ролью Армении. Но это неверно проецировать на другие страны региона. В Азербайджане, к примеру, на Габалинской РЛС находится около 1500 российских военнослужащих. Не означает же это, что он форпост России?! Правительство Грузии поставило перед собой задачу скорейшей интеграции в евроатлантическое пространство, и народ, как показал референдум, это стремление поддерживает. Многотысячные митинги, в том числе и грузинских азербайджанцев показали, что большая часть населения одобрила и действия правительства по восстановлению территориальной целостности страны. То, что в США приветствуют проводимые в Грузии реформы и оказывают всяческую помощь, не означает превращения первой в американский форпост.

По первой части, мое видение сегодняшней ситуации в регионе таково. Россия выдвинула свои ВС в двух частях Грузии и приблизилась к своей военной базе в Гюмри (Армения). Дальнейшая задача российского генштаба - соединение своих регулярных войск с этой базой с прицелом на дружественный Иран. И то, что на пути находятся Грузия и Азербайджан, никого не смущает. На очереди и попытка установления господства на Черном море, в ущерб ВМФ Украины и Грузии. Тем не менее, как мне кажется, эти задачи решены не будут. Да и сейчас РФ добилась лишь временного успеха. Несмотря на её военные действия в другом государстве, конечно, сейчас не последует резолюции СБ ООН, где Россия имеет право вето. Но в скором времени к ней применят международные санкции. РФ уже получила гарантированное на годы вперед ужесточение отношения вашингтонской администрации. И это независимо от того, кто - демократ или республиканец - станет очередным американским президентом. Мягко говоря, охлаждение отношений между Вашингтоном и Москвой будет экстраполировано на западноевропейские столицы. Я бы даже добавил, что под большой угрозой может оказаться Сочинская олимпиада. В 1980 году на Олимпийские игры в Москве не приехали спортсмены ни одной западной страны в знак протеста против ввода в 1979 году советских войск в Афганистан. Не хочу доводить аналогию до логического конца, но в 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана, фактически признав свое поражение. И завершилось это поражение развалом Советского Союза. Касательно Грузии. На ее стороне международное право и симпатии развитых, демократических стран. Думаю, что Россия здорово помогла ей. В декабре нынешнего года на саммите НАТО Грузия и Украина непременно получат приглашение в альянс посредством "программы действия по членству". В Баку тоже должны задуматься с учетом дальнейшего развития военно-политической ситуации вокруг Грузии и региона в целом об активизации усилий по дальнейшему сближению с североатлантическим союзом. Удар по Грузии - это и удар по Азербайджану, что нужно себе четко представлять. В ближайшем будущем, а может и потом азербайджанская нефть не может быть вывезена через грузинские морские порты. Кроме того, давайте подождем, будут ли новые подрывы нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Первый, по ее собственному признанию, уже осуществила террористическая Курдская рабочая партия. Если да, то выводы очевидны. В результате Азербайджан будет вынужден экспортировать свою нефть и газ исключительно через Россию, что даст той еще больший контроль над энергетическим рынком Европы, который, как надеются в Кремле, европейским политикам придется принимать во внимание. Кстати, я полагаю, что, учитывая факт бомбежки нефтепровода, Азербайджану, Грузии и Турции нужно немедленно обратиться к мировому сообществу с просьбой постоянной защиты БТД с помощью сил, например, НАТО. Теперь по Армении. Очень рад, что в последние дни не прозвучало ни одного заявления из Армении и Нагорного Карабаха в поддержку Южной Осетии. Не было предпринято ими и никаких активных действий. Более того, в Ереване категорически отвергли причастность Армении к военным действиям и возможность вылета с ее аэродрома самолета, который бомбил Вазиани. Армянские политики понимают, что Россия перегнула палку, что действия российских военных уже плохо воспринимаются в мире и намеренно, прагматично дистанцируются от происходящего на территории Грузии. Не исключено, что Армении придется смягчить свою позицию на переговорах с Азербайджаном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Что до Баку, то здесь должны по-прежнему продолжать поиски путей урегулирования этого конфликта мирным путем. Но, опять-таки немедленно, учитывая последние события, настоять в ОБСЕ на изменении рамок переговорного процесса, иными словами, расформировании Минской Группы (МГ) и формировании более дееспособной структуры. МГ уже себя исчерпала. Сопредседатели годами фактически топчутся на месте. А сколько раз они делали заявления, которые уже на другой день опровергали?!