Если в Кишиневе и полагали, что краткосрочная война на Кавказе, спровоцированная вооруженной агрессией грузинских властей против населения Южной Осетии, проходит "где-то там", "вдали от наших границ", а потому "нас не затронет", то подобные надежды оказались тщетными.

Молдавию затронуло, причем впрямую. И дело не только в серии заявлений оппозиционных правых партий и отдельных лидеров, с готовностью, словно по команде, бросившихся осуждать... Россию. В конце концов, на отдельные проявления морального уродства можно было бы не обращать внимания, как и на размытую (то ли "против всех", то ли "и нашим, и вашим") позицию левой оппозиции - Демократической партии Дьякова и социал-демократов Брагиша - Мушука. По своему "удельному весу" на кишиневской политической арене все они, вместе взятые, способны сегодня разве что создать "шумовой эффект".

Молдавию не могло не затронуть, потому что у нас все это уже было. Этот кошмарный сценарий обреченного на бесславный провал "блицкрига", сопровождаемого объявлением "состояния войны с Россией", нагнетанием антироссийской истерии в СМИ, итоговым позором на весь мир и - самое, пожалуй, главное и трагичное - сопровождаемого кровью и убийствами не только людей с оружием в руках, но и безвинного гражданского населения, - через все это народ Республики Молдова уже прошел в 1992 году. Весь народ, на обоих берегах Днестра. Но если в Кишиневе в угоду новомодным "стратегическим веяниям" предпочитают нынче не вспоминать "кровавый 1992-й", то в Тирасполе о нем не забыли. И, вполне естественно, не могли не заметить, что на фоне шума, создаваемого политическими карликами, красноречивое молчание хранит безальтернативный политический тяжеловес - правящая Партия коммунистов Республики Молдова, возглавляемая президентом Владимиром Ворониным.

Нельзя же, в самом деле, считать "словом" властей невнятный лепет Министерства иностранных дел и европейской интеграции о "присоединении к Декларации французского председательства ЕС об ухудшении ситуации в Южной Осетии". Несерьезные это ужимки, совсем уж какие-то неприличные, даже для страны, руководство которой твердит о своей приверженности "европейским ценностям". Как представляется, именно в этом - в желании услышать ясную и недвусмысленную "озвучку" позиции Воронина - и заключается смысл введения Тирасполем "моратория на контакты между органами власти ПМР и Молдавии до решительного и безусловного осуждения молдавским руководством агрессии Грузии".

Для Воронина, когда-то с пафосом обвинявшего своего предшественника, президента Мирчу Снегура в том, что у того "руки по локоть в крови", наступил момент истины. Либо открыто обвинить в том же самом своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили и, таким образом, продемонстрировать населению Приднестровья, что он, Воронин, не просто чего-то там такое "впаривает" европейцам и россиянам о необходимости выработки "мер доверия" как предпосылки для окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, но и способен подобное доверие явить. Либо так и остаться "присоединенным к декларации", лишний раз подтверждая мнение некоторых политических комментаторов, включая автора этих строк, о собственной неадекватности и невменяемости.

Не менее актуальным было бы и озвучивание своего отношения к недавним трагическим событиям на Кавказе и других соратников Владимира Воронина. Той же Зинаиды Гречаной, например, которой ведь придется, и очень скоро, встретиться с Владимиром Путиным на очередном заседании глав правительств стран СНГ. Ему ведь глазки не построишь, да и на жалости не сыграешь. Такому даже не слова - дела подавай. Да и публично высказанное мнение ее предшественника Василия Тарлева, возглавившего намедни список молдавских "друзей России", тоже хотелось бы услышать. Назвался другом, вот и будь им хотя бы на словах, раз уж оказался "не при делах".

Молдавские власти должны понять - на сей раз отсидеться в кустах, мотивируя это "внутренними сложностями", уже не удастся. И дело не только в России, которая, вполне естественно, как страна, единолично взвалившая на себя бремя ответственности за "операцию по принуждению к миру", захочет услышать четкую позицию каждого из своих партнеров - и стратегических, и не слишком - по СНГ. Дело и в тех же США, которые уже заявили, что не намерены "оставить без последствий" военные действия России в Грузии, а, значит, потребуют от всех своих сателлитов - и крупных, и помельче - усилить антироссийскую составляющую в собственной политике.

Официальному Кишиневу предстоит нелегкий выбор, но рано или поздно его пришлось бы сделать. На чью-то сторону встать придется, тут уже не помогут ухищрения ушлых советников. Конечно, стадия завершения второго (и последнего) президентского мандата, когда впору задумываться об уходе на покой, не самая удачная пора для принятия стареющим Ворониным решений, имеющих судьбоносное значение для страны. Но, увы, другого не дано. Ближайшие дни и недели покажут, остается ли у Республики Молдова пусть маленький, но шанс на урегулирование приднестровского конфликта, либо этот процесс окончательно перейдет в плоскость демагогических разглагольствований безответственных политиков. Которые способны на практике лишь к одному - лишить свой народ последней надежды на жизнь в объединенном, независимом и суверенном государстве.

Виктор Жосу - молдавский политолог.