"Ухудшение отношений России и Запада в связи с тем, что произошло в Южной Осетии неизбежно, и его степень, думаю, станет понятна в ближайшие недели", - заявил 22 августа корреспонденту ИА REGNUM российский политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Фёдор Лукьянов.

"Если сейчас российские войска, как было обещано, уйдут с основной территории Грузии, то самая острая риторическая фаза на этом завершится. Начнётся мучительное политическое перетягивание каната по поводу статуса обеих республик", - считает эксперт.

По мнению Лукьянова, цель России довольно прозрачна: "Она заключается не в том, чтобы признать Абхазию и Южную Осетию, так как это можно сделать в одностороннем порядке, что, в свою очередь, ничего не даст. Москва стремится к тому, чтобы запустить косовский сценарий, то есть принять резолюцию ООН и потом постепенно начать выводить республики на новый, международно признанный статус. Но сделать это будет очень трудно, и сложно сказать, удастся ли России чего-то добиться, учитывая, что в данной ситуации ей практически не на кого рассчитывать", - полагает аналитик.

"Если говорить о более долгосрочных последствиях, то, думаю, дело вряд ли дойдёт до полномасштабной конфронтации. У США нет такого военного потенциала, их вооружённые силы перегружены конфликтами в Афганистане и Ираке. К тому же, есть некоторые темы, которые крайне важны для Вашингтона (прежде всего, Иран), где без содействия России сделать ничего не получится", - отмечает Лукьянов.

По его мнению, с одной стороны, Россия своего добилась. "Если убрать всю негативную риторику, то к России стали относиться намного серьёзнее. И все серьёзные аналитики пишут о том, что Москва показала, что её дальнейшее автоматическое вытеснение из традиционной сферы интересов более неосуществимо. Соответственно, этого Россия и добивалась. Но что из этого следует, сказать пока невозможно. Это, к примеру, может привести к переходу на гораздо более серьёзный курс сдерживания. Речь может пойти уже о создании не просто проамериканских режимов в непосредственной близости от российских границ, а режимов, которые будут иметь прямые гарантии безопасности. Ситуация в Грузии показала, что просто общеполитической поддержки Америки недостаточно - в решающий момент она ничего не смогла сделать. Поэтому может начаться довольно серьёзное переосмысление всей стратегии в рамках НАТО и в рамках отношений США со странами Восточной и Центральной Европы. Этот регион будет уже по-настоящему рассматриваться как форпост против России на случай если Москва будет и дальше настаивать не просто на остановке расширения западной сферы влияния, но и на попытках отыграть какие-то ареалы назад. Это серьёзно изменит всю конфигурацию отношений и восприятия друг друга. Западная Европа в этом совершенно не заинтересована, потому что она отвыкла мыслить в военно-стратегических категориях. Европейцы в этом смысле служат определённым буфером, амортизатором подобных настроений. Но при определённых условиях, если эскалация риторики будет продолжаться, то у Западной Европы будет ограничено пространство для маневра", - считает политолог.

"Другой важный момент заключается в том, что будет происходить на постсоветском пространстве. Перед всеми странами - соседями России теперь встаёт дилемма - как обеспечивать свою безопасность. Собственно, здесь есть всего два варианта - искать гарантии вовне, то есть, прежде всего, у США, либо искать какого-то нового взаимодействия с Россией, которое сделает её дружественной страной. Думаю, процесс подобного осмысления сейчас начнётся. Чем он закончится, мы пока не можем предсказать, поскольку для всех соседних стран это очень серьёзный вопрос", - отмечает эксперт.

Отвечая на вопрос, возможно ли окончательное исключение России из "большой восьмёрки", Лукьянов выразил сомнения в такой возможности: "Подобное решение может быть принято только консенсусом: если все семь стран решат, что не хотят видеть Россию, и начнут собираться без её участия. Мне кажется, что в европейских государствах пока такого желания не наблюдается. Более того, когда говорят о том, что Россия не станет полноценным членом "финансовой восьмёрки", это совсем странно. Если говорить о каких-то санкциях в отношении России, то речь может идти лишь о "политической восьмёрке", но никак не о "финансовой". Все признают, что надо не исключать кого-то, а, наоборот привлекать те страны, которые играют растущую роль в мировых финансах. В этом плане, исключение России было бы очень странным явлением. Это означало бы, что "восьмёрка" сама подрывает свои возможности, демонстрируя собственную неадекватность. Поэтому я думаю, что всё-таки этого не произойдёт, хотя сейчас очень трудно представить, как будет выглядеть взаимодействие внутри этой структуры", - подвёл итог Фёдор Лукьянов.