"В том, что произошло, озадачивает один очень важный момент: остаётся непонятным, какова та система международных отношений на территории евразийского пространства, в контексте которой Москва хочет легализовать свои действия", - заявил ИА REGNUM 26 августа российский историк и политолог, сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, комментируя признание Россией Абхазии и Южной Осетии. "Это не вопрос, нужно ли было признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Это вопрос, под какие международные проекты Россия совершает это давно ожидаемое действие", - отмечает политолог.

По его мнению, то, что сделал Кремль 26 августа - это огромный шаг к окончательному разрушению геополитического конструкта постсоветского пространства и конкретно организации Содружества независимых государств. "Собственно, это шаг в сторону того, за что открыто борется на этом пространстве Запад. Понятно, что, с одной стороны, России было выгодно сохранение некоторых черт целостности своей исторической территории, на которой она имела все основания претендовать на роль регионального лидера. Государство, не являющееся региональной державой, вряд ли может всерьёз рассчитывать на роль важного игрока мировой политики. С другой стороны, за последние годы стало абсолютно ясно: играть эту роль у России не получается. Общий комплекс интересов бывших советских республик прямо противоположен интересам России, да и общая проблематика постсоветского пространства всё более теряет значимость - она решительно уступает место проблемам более узко регионального уровня", - считает Неменский.

Он отмечает, что Россия так и не смогла предложить своим соседям какие-либо действительно заманчивые проекты международной интеграции. "А, в сущности, таким проектом после краха СССР мог бы быть только один: лидерство России в процессах интеграции с евро-атлантическим сообществом. Однако такой вариант, независимо от политики Москвы, вряд ли мог быть практически реализуемым. Постсоветское пространство распадается помимо воли Кремля, и попытки России удержать его могли бы только ускорить ход этого процесса. СНГ играло роль организации, созданной для развода, и эту роль сменить не удалось", - утверждает эксперт.

"Теперь на этом пространстве появилось два государства, формально признаваемых Россией независимыми, которые не входят ни в одну из действующих здесь международных структур. Более того: они в обозримом будущем наверняка не смогут войти ни в одну из них. Единственное возможное исключение - Союзное государство России и Белоруссии, но Москва сама все последние годы делала всё возможное, чтобы это "государство" оставалось более на бумаге, а Минск в последнее время вполне определённо сменил приоритеты своей внешней политики с пророссийского на многовекторный курс. Вхождение в Союзное государство двух почти никем в мире не признаваемых республик явно Белоруссии не нужно. Судя по всему, Россия, отказавшись от интеграционной роли на постсоветском пространстве, выбрала тактику продавливания своих интересов в каждом конкретном случае, не приводя свои действия к общему знаменателю, а свои интересы - к общей системе. Абхазия и Южная Осетия так и останутся ещё на долгие годы примерно на том же положении, что были и раньше, а тема их признания другими государствами СНГ, многие из которых склонны видеть себя скорее на месте Грузии, будет молчаливо признана неактуальной", - считает Неменский.

При этом, утверждает он, Россия чётко обозначила, что теперь она не только не претендует на роль интеграционного центра (от этой роли она де-факто отказалась ещё в 2005-м), но и является страной, готовой самостоятельно разрушать старые конструкции постсоветского пространства, в том числе и такие, как государственные границы. "Если учесть, что процесс этот и так необратим, то можно сделать вывод, что Москва совершила отличный манёвр, сама встав в его главе. Но у его прежних авторов была и остаётся вполне конкретная и понятная цель: интеграция в евро-атлантическое сообщество. А вот какова стратегическая цель нового его автора - Москвы - пока неясно. И это, наверное, самое слабое место в её современной политике: она так и не определилась со своими стратегическими целями, с тем, к чего она хочет добиться своими действиями", - отмечает эксперт.

"Не произошёл качественный скачок от реактивной, рефлекторной политики Москвы к политике действительно авторской, созидательной. Разрушение геополитического конструкта постсоветского пространства в случае России вряд ли может быть самоцелью. А вот положительная повестка нового этапа российской политики (за исключением готовности защищать южноосетинский народ от грузинской агрессии) остаётся загадочной и для международного, и для экспертного сообщества. К сожалению, есть все основания предполагать, что и для Кремля - тоже", - подвёл итог Олег Неменский.