"Ядерная война Александра Хлопонина".

("Городские новости", 08.04.03, Алексей Тарасов)

Красноярский край требует от Украины возврата долгов за хранение ОЯТ.

В противном случае администрация Александра Хлопонина намерена наложить вето на ввоз в наш край облученного ядерного топлива с украинских АЭС. Краевые власти подсчитали, что долг ядерщиков соседней страны составляет 9,5 млн долл. Однако украинцы не желают ни сверять сумму долга, ни обсуждать схемы его погашения. С переговорщиками, направленными в Киев, основной должник встречаться просто не захотел.

Как сообщил в пятницу первый вице-губернатор Красноярья Лев Кузнецов, украинцы полагают, что край очень богат и может "простить" столь незначительную для него сумму. "Поэтому мы, скорее всего, приостановим прием ОЯТдо момента подтверждения украинской стороной ее задолженности и частичной оплаты". Конкретно красноярцы требуют предоставить им четкий график погашения долга, причем оплата половины его должна состояться до 1 сентября.

Мораторий на импорт украинского ОЯТ меж тем неминуемо вызовет рост социальной напряженности на горно-химическом комбинате (ГХК) и в целом в Железногорске (бывшем Красноярске-26). Дело в том, что Киев не выплачивает давнишний долг, текущие же платежи вносит исправно. И во многом именно за счет этих денег "закрытый" ядерный город существует.

Для справки. На пространстве бывшего СССР Железно-горский ГХК- монополист в долговременном хранении сборок, выгруженных из реакторов ВВЭР-1000 четырех украинских АЭС (Запорожской, Ровенской, Хмельницкой, Южно-украинской) и трех российских (Балаковской, Калининской, Нововоронежской). Перевозится ОЯТ в 110-тонных контейнерах и спецвагонах под охраной. По прибытии эшелона сборки перегружаются на дно хранилища, представляющего собой громадный бассейн. Предполагаемый срок "мокрого" хранения - до 40 лет. Железно-горское хранилище эксплуатируется с 1985 года, загружено более чем наполовину. Платежи за хранение ОЯТ составляют половину всего дохода комбината. При этом, по словам начальника бюро общественной информации ГХК Павла Морозова, 15 процентов заработка ГХК дают российские АЭС, а 35 -украинские.

Неадекватная отвага

Обвинений в региональном волюнтаризме, ядерном шантаже краевые власти, похоже, не боятся. Позицию Хлопонина, разумеется, можно объяснить: чтобы люди продолжали сидеть на пороховой бочке, их надо сильно в том заинтересовать. Рисковать- так хоть за приличные деньги. В противном случае красноярцы имеют конституционное право не подвергать себя опасности.

До Хлопонина в 1998 году артерии ядерного топливного цикла одним ударом шашки уже разрубал Александр Лебедь, "заморозив" ввоз не только украинского, но и российского ОЯТ и предъявив ультиматум правительствам и атомщикам двух стран. Лебедь потребовал платить за хранение ОЯТ вовремя, валютой и по мировым расценкам и обеспечить красноярской власти участие в затрагивающих интересы края межправительственных договоренностях в области ядерной энергетики. А впервые краевые власти наложили запрет на импорт украинского ОЯТ еще в начале памятного "парада суверенитетов". В 1991 года краю не удалось договориться с Украиной о поставках продовольствия, и местные власти, поздравив украинцев с независимостью и избранием президента, напомнили, что пока принимают и хранят у себя дома их радиоактивные "хвосты". И, как водится, предъявили ультиматум. Не помогло. И с 15 января 1992 года прекратили отправлять на Украину спецконтейнеры для ОЯТ. Визу в край украинскому ОЯТ власти тогда не давали более двух лет.

Российские АЭС щепетильностью в расчетах с ГХК тоже не отличались, их отработавшие топливные кассеты комбинат не принимал весь 1994 год и часть 95-го. В общем, складывается традиция. Меж тем в стеклянном доме не принято кидаться камнями. Разрывать технологические цепочки, связывающие ядерные объекты, просто опасно. Переполнение временных хранилищ при АЭС, где перед своей отправкой на ГХК находятся сборки, может привести к остановке станций и к увеличению потенциальной угрозы распространения радиоактивного загрязнения. Хранилища при АЭС к тому же предусмотрены для аварийной выгрузки активной зоны. Что, если выгружать ее будет некуда?

Есть правила поведения с ядерными материалами, есть международные нормы, и нарушать их непозволительно никому. Хотя, конечно, волевым решением можно отменить не только то или иное звено ядерного топливного цикла, но и бином Ньютона. Любая сложная проблема имеет, как известно, очень простое и ясное неправильное решение.

Почему краевые власти не обратились в суд? Почему ядерный комплекс Железногорска с его горами накопленных радиоактивных материалов в очередной раз должен испытываться на прочность? В текущем году ожидалось 4 рейса железнодорожных эшелонов с тепловыделяющими сборками из Украины. Если они будут отменены, кто восполнит ядерщикам их финансовые потери?

Ядерные тайны Прокуратура уже заинтересовалась расчетами с ГХК украинских АЭС. Надо полагать, ее ждут чудесные открытия. Не секрет, что на мировом рынке хранения ОЯТ крутятся очень большие деньги. И, понятно, в этой сфере действует немало посредников. Вполне возможно, деньги, предназначенные ГХК, теряются на уровне фирм-операторов (как украинских и российских, так и западных). Раньше ГХК работал с украинскими АЭС напрямую, затем тамошний Минатом назвал сибирякам посредников, через которых будут осуществляться расчеты. И посредники действительно рассчитывались-не "живыми" деньгами, а бартером, зачетами, сомнительными ценными бумагами. И с задержкой до 9 месяцев. Вот тогда-то Лебедь и остановил поставки в край ОЯТ. Тут же на краевую администрацию началось сильнейшее давление именно со стороны многочисленных посредников. Вице-губернатор Александра Куленкова тогда публично заявила, что, по ее данным, учредителями выступает руководство ГХК некоторых из этих структур, имеют к ним непосредственное отношение и отдельные депутаты Госдумы. Вскоре Куленкова лишилась своего поста.

Сегодня в краевой администрации говорят, что их позицию в отношении украинских ядерщиков поддерживает Минатом России. Ну а что ему остается? Напомню, что в июне 2001 года благодаря принятию законодательных изменений легализован ввоз зарубежного ОЯТ. Если у Минатома все получится, львиная доля иностранных тепловыделяющих сборок должна будет доставляться в хранилище ГХК. Российские власти надеются за счет ввоза зарубежного ОЯТ пополнить бюджет. Однако есть вполне обоснованные сомнения в том, на кого именно обрушится долларовый дождь и такими ли большими будут эти деньги. Если Железногорск уже в течение многих лет принимает украинские сборки и при этом его рентабельность под вопросом, изменится ли что-то, после того как импорт ОЯТ будет увеличен?

"Бюджетникам повысят зарплату".

("Красноярский рабочий", 08.04.03)

Краевая власть активизирует работу по поиску резервов для увеличения зарплаты бюджетникам.

Об этом говорилось на совещании, которое Александр Хлопонин провел с представителями профсоюзов работников бюджетной сферы. Администрация края поддерживает профсоюзы в желании повысить жизненный уровень бюджетников. Вместе с тем она реально оценивает возможности краевого бюджета. Рабочая группа рассмотрит размер, механизм, сроки, а главное, источники повышения зарплаты. Губернатор края дал задание до 22 апреля разработать соответствующую программу.

Кроме того, представители профсоюзов высказали претензии насчет распределения субсидий по оплате коммунальных услуг. По их словам, бюджетники, имея невысокую зарплату, не могут получать субсидии. В то же время часть работников реального сектора экономики, представляя заниженные сведения о доходах, получает льготу. Представители профсоюзов предложили губернатору и краевой власти в целом найти справедливый компромисс.

"Раздали маски кроликов, слонов и алкоголиков...".

("Комок", 08.04.03, Андрей Агафонов)

Высокие отношенияp>

Коварная штука - политика. Каждый в конце концов оказывается кем-то иным. Березовский в маске Путина, то Путин в маске Саддама Хусейна. Они дурачатся, а нам головная боль и тщетные попытки что-то спрогнозировать на основе уже сказанных слов и совершенных поступков.

Россель Глазьеву маловат

Известный красноярский политик Сергей Глазьев все никак не может определиться со своим политическим будущим. Короткое время побыв улучшенным Юрчиком, он стремительно рванул в Хакамады, но и там не задержался. Переливаясь от Ходорковского к Авену и пройдя фильтрацию у Шустера, вылился в Россели. То есть какие-то его сторонники заявили, что в принципе свердловчане достойны такой чести, чтобы Глазьев был их губернатором. Сам Глазьев эту информацию устами своих сторонников опроверг. Может быть, где-то выборы пройдут раньше. А может быть, из свежеиспеченных губернаторов трудно будет стартовать в президенты. Невозможно же предугадать логику политического колобка, который еще и катится не сам, а под воздействием невидимых нам импульсов.

Вешняков всегда прав

Для председателя ЦИК уничтожение краевой избирательной комиссии стало делом чести, славы, доблести и геройства. Такое личное отношение к коллегам трудно объяснить одной лишь амбицией. Хотя, конечно, "как он смеет! Да кто он такой! Почему не считается с нами?!" - это про непокорного Кострыкина. Собственно, все, что делалось крайизбиркомом, было столь же законно, сколь ответные действия ЦИК. А местами даже и законнее. Но обсуждать, кто больше преуспел в юридическом крючкотворстве, - значит совершенно не понимать специфики российской юриспруденции. Здесь кто ближе к уху стоит, тот и в законах больше смыслит.

Помимо расформирования крайизбиркома в отношении бунтовщиков предусмотрено поражение в правах - фактически им гарантировано, что в новый состав комиссии они не войдут. Кроме, видимо, тех четверых, которые предусмотрительно выказали лояльность Москве.

Уровень некомпетентности

Согласно одному из законов Мерфи каждый чиновник стремится достичь уровня своей некомпетентности. То есть возглавить что-то такое, с чем он заведомо не справится. А без этого как бы и жизнь не удалась.

Тут есть один нюанс - когда такой чиновник идет на повышение, предыдущий уровень, уровень его компетентности, освобождается. И его занимает кто-то другой. И таким образом один частный случай порождает цепную реакцию повышений и ухудшений.

После того как Александр Хлопонин освободил кресло губернатора Таймыра, его место занял мэр Норильска Олег Бударгин. Соответственно, освободилось кресло мэра. На кресло претендуют на сегодняшний день семь человек. Все они заведомо не готовы к тому, чтобы мэрить. При этом многие занимают какие-то посты на местном градообразующем предприятии и потому в своих претензиях легитимны. Однако, освобождая свои посты, они дают дорогу вверх другим, также стремящимся достичь уровня своей некомпетентности. И так бесконечно - пока до последнего бригадира не дойдут, до уборщицы в горячем цехе. Либо выборы надо отменить, либо все-таки прервать эту легитимность и избрать кого-то со стороны. Не из цепочки.

Министры частят

В понедельник прилетел очередной министр, Леонид Рейман. Такое впечатление, что в Российской Федерации министров больше, чем пассажирских авиарейсов. Поэтому летать приходится чартером. Программа пребывания министра была достаточно невнятной - встреча с губернатором, встреча на предприятии, поездка на могилу Астафьева. Встречали и освещали без особой помпы - привыкли уже. Притерпелись. Чай, не Чубайс какой.

Такого, как Путин

Скоро у нас будет совсем как в Москве. Нет, я не про туи и голубые ели, Я про формальные признаки. У Путина Госсовет - у Хлопонина Губсовет. У Путина, прежде чем за стол сесть, гимн СССР слушают в скорбном молчании - и у Хлопонина тоже. Путин со всеми за руку здоровается и улыбается - и Хлопонин тоже. Не поленился на последней встрече круг почета сделать и всем районным главам за квадратным столом руку самолично пожать. Этакая квадратура круга. А может, его просто не предупредили, что районов в крае аж 64.

"Первый шаг к выздоровлению".

("Красноярский рабочий", 08.04.03, Юрий Чувашев)

В канун посевной краевая власть решила, что ей делать с сельским хозяйством. И произошло это 3 апреля, на первом же заседании губернаторского совета с участием глав городов и районов края. Причем ставка была подчеркнуто сделана на системность подхода к решению проблем агропромышленного комплекса.

В ходе заседания, венчавшего первый этап работы группы по подготовке программы реформирования краевого АПК, в частности старались не уходить, обсуждая лишь наиболее принципиальные вопросы. К тому же особенно растекаться жалобной мыслью по раскидистому древу проблем не давал и сам губернатор. Александр Хлопонин традиционно прагматично дирижировал заседанием, оперативно комментируя самые острые и актуальные предложения хозяев территорий.

Деловой тон заседанию придали губернаторские слова о том, что по его итогам будут даны конкретные поручения по разработке необходимых законопроектов. А вообще в качестве главных задач Хлопонин определил конкретизацию отраслевой специализации сельскохозяйственных районов и формирование вертикально интегрированных агрохолдингов, в которых найдется место как производителям, так и переработчикам и реализаторам продукции. Помимо этого предусмотрено создание стабилизационного фонда размером до 1,5 миллиарда рублей, а также реструктуризация долгов сельхозпредприятий. Что же касается законодательной базы, то предстоит подготовить 5 краевых законопроектов, решающих проблемы подготовки и закрепления специалистов в селе, занятости высвобождаемого населения и развития личных подсобных хозяйств.

Глава Курагинского района Леонид Марченко, с ноября прошлого года возглавляющий рабочую группу по подготовке программы стабилизации и развития краевого агропрома, подчеркнул, что в ходе работы был изучен аграрный опыт не только наиболее успешных наших соседей - Омска, Томска, Новосибирска и Барнаула, но и всех основных сельскохозяйственных центров страны. Не остались без внимания и наработки лучших сельхозпредприятий и фермерских хозяйств.

Расставляя приоритеты, решено было устранять не последствия, а причины неблагополучия в сельском хозяйстве региона. Тот факт, что после смены собственника в отрасли управление ею оказалось нарушено, настоятельно требует приведения законодательной базы в соответствие с реалиями дня. В то же время сегодня наш агроцех во многом неконкурентоспособен, а директорский корпус зачастую не ориентируется в рынке. Более того, свыше 130 сельхозпредприятий края вообще прекратило производственную деятельность.

За последние годы удельный вес убыточных хозяйств вырос до 75 процентов. Посевная площадь в регионе сократилась на 600 тысяч гектаров. Поголовье крупного рогатого скота снизилось практически вдвое - на 46,7 процента.

Объем кредиторский задолженности сельхозпредприятий уже превысил 3,5 миллиарда рублей. Доля местных производителей в общем объеме продовольственных товаров на краевом рынке неуклонно снижается, тогда как объем ввоза провианта из соседних регионов постоянно растет. И это не говоря о прочих бедах отрасли - уже набившем оскомину диспаритете цен, крайней изношенности техники, отсутствии новых технологий переработки сельхозпродукции, угрозе социального взрыва в условиях массовой безработицы на селе...

Словом, впору говорить не о тенденциях развития отрасли, а хотя бы о попытках остановить ее дальнейшее падение. Понятно, что все и сразу не решить. Денег таких в бюджете нет. Поэтому решено с помощью первоочередных мер вначале стабилизировать ситуацию. На это отводится нынешний год. А уже с будущего года предстоит выводить агропром из того тупика, в котором он оказался.

В числе неотложных задач - разработка краевых целевых программ развития АПК на 2004-2010 годы, кадровое обеспечение этих программ, защита местного потребительского рынка и в целом устранение социальной несправедливости по отношению к сельчанам.

При всей общности забот у каждого главы территории своя правда. К примеру, глава Дзержинского района Юрий Иванов считает, что необходимо установить справедливый механизм дотирования сельхозпредприятий на 2004 год. Поскольку, мол, сегодня дотации получают только те, кто сильнее, - хозяйства Назаровского, Ужурского, Новоселовского и Канского районов.

Впрочем, Александр Хлопонин среагировал тут же: дотирование - при всей его необходимости в принципе - должно быть только для тех хозяйств, которые вписываются в новые экономические условия. В силу чего необходимо разработать нормативы по внутренней экономике, себестоимости продукции (с учетом особенностей района и хозяйства), чтобы не тратить деньги на тех, кто не может или не хочет работать. Что же касается ввоза продовольствия в край, достигшего сегодня уже более 70 процентов общего объема на краевом рынке, то и здесь все не так просто, как может показаться с ходу. Проблема в том, отметил губернатор, что регион сейчас в основном поставляет своим соседям продовольственное сырье, завозя от них в обратном направлении уже переработанную продукцию. И, соответственно, мы теряем на этом большие деньги. Так что от стародавних разговоров о развитии переработки пора бы уже наконец-то переходить к делу.

Практически в каждом выступлении говорилось о кадрах. Глава Шушенского района Владимир Граубергер выразил общее безрадостное настроение: в сельском хозяйстве края осталось только 26 процентов специалистов с высшим образованием. Кадры, можно сказать, ушли из отрасли. Поэтому-то и технологии не соблюдаются, и себестоимость продукции заоблачная, и качество все ниже. А о профессиональном росте специалистов и говорить не приходится. Технологи во многих хозяйствах и даже районных сельхозуправлениях никакую специальную литературу по своей профессии не читают, а потому ни о каких новациях отраслевых даже и не подозревают.

Глава Ирбейского района Василий Кованенко также сделал акцент на кадрах. В Красноярском аграрном университете, подчеркнул он, из района обучается сегодня около 100 человек, однако вернутся домой, как показывает практика, буквально единицы. Да и кто из молодых пойдет в хозяйство на зарплату в 500-600 рублей. И это при условии, что даже такую зарплату еще платят. И вообще о каком закреплении молодых специалистов на селе можно говорить, если сегодня среднегодовая зарплата работников сельского хозяйства в крае составляет около 10 тысяч рублей. Однако выход надо искать в любом случае, вплоть до специальных бюджетных надбавок сельским молодым специалистам.

Серьезность намерений власти поднять с колен село подтверждалась и конкретикой принятых решений. Были учтены предложения о госзаказе на производство сельхозпродукции, о списании кредиторской задолженности сельхозпредприятий, о разумном протекционизме власти по отношению к местным производителям.

Понятно, что сделан только самый первый шаг. Приняты конкретные решения, призванные "расшить" наиболее узкие места в АПК. Впереди - разработка законопроектов и краевых целевых программ. В частности, программа стабилизации и развития АПК на 2004-2010 годы должна быть представлена на рассмотрение Совета администрации края к 10 июля года нынешнего. Главное, чтобы потом хватило решимости и денег все задуманное реализовать. Впрочем, другого выхода все равно нет.

"Власть пошла в деревню".

("Комок", 08.04.03, Геннадий Васильев)

Они вас научат рынок любить.

По подсчетам специалистов ЗАО "Авангард" Шарыповского района, выручки от реализации полученной продукции земледелия не хватит на оплату текущих расходов (горючее, семена и прочее). По расчетам экономистов Новоселовского района, сеять нынче вообще бессмысленно. Новые долги - новая удавка на шее. Из 6 млрд рублей выручки по краю от реализации продукции урожая 2002 года 4 млрд составляет кредиторская задолженность хозяйств. В общем, впору кричать "караул!" и закрывать сельскую тему.

Можно привести еще такие цифры. По данным заместителя губернатора по селу Виктора Раздуева, только 20 сельхозпредприятий из 480 сегодня прибыльны. Часть нуждается в небольших вливаниях - пополнить оборотные, и при нормальной конъюнктуре рынка можно попытаться встать на ноги. Около 50 хозяйств находятся в стадии банкротства. 58 фактически прекратили свое существование. 300 остро нуждаются в финансовом оздоровлении.

Краевая власть намерена использовать федеральный закон о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий. Закон позволяет отсрочить и рассрочить долги. Это поможет хозяйствам расчистить счета, даст возможность снова брать кредиты, выстраивать финансовую и хозяйственную политику с учетом ошибок прошлого. Однако нет никакой гарантии, что, во-первых, все ошибки будут учтены (о причине - ниже), во-вторых - конъюнктура рынка сложится в пользу наших хозяйств. Красноярский край занимает срединное положение, имеющее как свои плюсы, так и серьезные минусы, связанные в первую очередь с дорогим транспортом (если, конечно, планировать интервенцию своей продукции в другие регионы).

Сильно осложняет дело состояние кадров на селе. Потому и нет гарантии,что финансовой помощи достаточно для выхода из кризиса. Сумеют ли руководители предприятий грамотно распорядиться деньгами? По признанию Виктора Раздуева, многие директора сельских ЗАО - люди случайные, занявшие свои места на волне демократии, имеющие смутное представление о специфике производства. Есть бывшие библиотекари, учителя, милиционеры. Большинство за последние несколько лет не прочитали ни одной специальной книги. Словом, кадры - такая же проблема, как финансы.

Чтобы решить вопрос комплексно, губернатор края поручил главе Курагинского района Леониду Марченко собрать специальную комиссию и разработать программу вывода аграрного сектора края из кризиса.

На недавнем выездном заседании президиума Губернаторского совета в Курагине проект программы был представлен и в основном одобрен, хотя не обошлось без поправок и замечаний. Но главные направления работы получили "добро". А в минувший четверг программа нашла поддержку всего Губернаторского совета.

Если коротко, программа предусматривает создание нормативно-правовой базы, призванной заполнить существующие пробелы в законодательстве. В частности, в крае должны быть разработаны и приняты законы "О развитии личных подсобных хозяйств населения", "О защите потребительского рынка Красноярского края", "О кадровом обеспечении агропромышленного комплекса края на 2004-2010 годы", "О развитии перерабатывающей промышленности". Обсуждались предложения по специализации районов края, эффективным механизмам финансовой поддержки предприятий села и прочие. Одно из ключевых направлений - создание вертикально интегрированных структур, или агрохолдингов, о которых недавно с энтузиазмом говорил губернатор Хлопонин. Губернаторский совет обязал соответствующие службы администрации края до 10 июля подготовить целевую программу "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004-2010 годы". Наконец, в бюджет будущего года предложено заложить 1,7 млрд рублей на финансирование упомянутой программы.

Пилотный проект по созданию агрохолдинга планируется реализовать на базе птицефабрик. К тем, что являются акционерными обществами и находятся в частных руках, вопросов чаще всего нет. Хотя, например, Канскую и Владимировскую (Назаровский район) фабрики акционирование не спасло. Но в основном АО живут самостоятельно и успешно развиваются. А вот государственные унитарные предприятия (ГУПы) почти все балансируют на грани банкротства. Недавно СМИ сообщали, как коллектив Енисейской птицефабрики героически противостоял судебным приставам, пришедшим описывать имущество: забаррикадировал вход и не пустил исполнителей. В крае пять предприятий бывшего "Птицепрома" находятся в государственной собственности: Березовская, Енисейская, Шушенская, Бархатовская фабрики и "Заря". Их решено собрать в один холдинг. Под ту же юридическую "крышу" подвести несколько зерновых хозяйств, которые должны служить производителями и поставщиками кормов. В этом есть вот какой дополнительный резон. В правительстве РФ гуляет законопроект, согласно которому предприятия сельского хозяйства станут платить единый налог с дохода в размере трех процентов. Птицефабрики подпадают под действие закона, если они не менее чем наполовину обеспечены собственными кормами.

Балансовые комиссии, проведенные по каждому предприятию, показали много интересного. Выделявшиеся бюджетные деньги расходовались неэффективно, многие управленческие решения были направлены не на развитие производства, а скорее наоборот, то же касается решений технологических. Разбег в зарплате менеджеров и рабочих переходил разумные грани. Птицефабрики, принадлежа одному собственнику, государству, по непонятным причинам играли друг перед другом ценой. Ценовой беспредел царил и при закупе кормов. Если одна фабрика покупает корма по цене 1300 рублей за тонну, другая там же - по 1800 рублей, вариантов два: либо тонна у кого-то из них не 1000 килограммов, либо попросту воруют. Угадайте, какой ответ правильный?

Пилотный проект покажет, верным ли путем идет новая администрация края. Если опыт окажется успешным (а причин сомневаться в этом нет, существуют примеры других российских регионов - положительные примеры), агрохолдинги будут создаваться и в других сферах. Они объединят товаропроизводителей, переработчиков, кредитные организации, торговлю. Пока многие руководители хозяйств относятся к перспективам настороженно, а то и вовсе скептически. Не только потому, что не верят в успех. Еще и потому, что реорганизация потребует большей прозрачности в финансовых и прочих делах. Это нравится не всем. Мутная вода - наиболее подходящая среда для ловли рыбы.

Есть и другие пути преодоления кризиса. Например, присоединение слабых хозяйств к успешным. Наверняка здесь не обойдется без скандалов. Зачем, к примеру, самодостаточным Толстикову (ЗАО "Искра", Ужурский район) или Исаеву (ЗАО "Назаровское"), занимающим первые строчки в российских рейтингах зерновых и животноводческих хозяйств, цеплять себе на шею аутсайдеров? Тема требует деликатного подхода. Любое механическое соединение только навредит.

"А мы просо сеяли, сеяли...".

("Комок", 08.04.03)

Анатолий Быков, как меценат и спонсор, выразил готовность поднять сельское хозяйство края. Нет, не так. Лев Кузнецов, заместитель губернатора, сообщил, что Быков выразил такую готовность. Правда, Быков говорил только о Назаровском районе. Но в таком деле главное начать, верно? А потом все как заколосится, и спасения не будет от удоев.

Сказано это было на заседании Губернаторского совета по АГК. Похоже на причитания иной мамы: "Нет у меня денег тебе на жвачку, а ты у дяди Толи попроси!" Может, он и купит. Так кто же у нас тогда получится Анатолий Быков - политик или хозяйственник? И кто получится администрация края?

Нет, логика понятна - у жителя края есть деньги. Он готов потратить их на буренок и прочие колосящиеся поля. Так ведь и у Александра Геннадиевича Хлопонина есть деньги. Разница, собственно, только в том, что Быков - житель края. А Хлопонин - губернатор края. Вот такой нюанс. Правда, есть и еще один крохотный нюансик. Как известно, в красноярском суде идет процесс, в котором Анатолий Петрович проходит как один из подозреваемых. А ну как Быкова в очередной раз упрячут за решетку, кто тогда будет инвестировать сельское хозяйство?!

А с другой стороны, ну далось оно нам, это сельское хозяйство. На губернаторском совете по АГК твердили - приоритетная отрасль, приоритетная отрасль... Сибирское лето коротко, так что отрасль, в общем, не базовая. Скорее декоративная. Ну, сами знаете - пальмы, туи, лимоны. А пшеница все равно не родится. Вернее, родится, но только кормовых сортов. И скотина в крае худая. Вернее, есть и упитанная, но это уже совсем другая скотина.

"Чтоб не нарушать очереди".

("Красноярский рабочий", 08.04.03)

Проблемы переселения северян рассматривались на заседании постоянной комиссии Законодательного собрания края по делам Севера и коренных малочисленных народов.

Уполномоченный по правам человека в крае Иннокентий Жмаков рассказал о том, как к нему обратились 19 семей из Игарки, не включенных в программу переселения "Север на юг". В 1999 году эти люди были внесены в списки переселяющихся и даже оплатили 30 процентов стоимости жилья. Однако квартиры игарчане так и не получили, поскольку краевое законодательство определило строгий перечень участников целевой социально-инвестиционной программы "Север на юг" (пенсионеры и инвалиды I и II группы). Жмаков предложил внести поправки в соответствующий краевой закон, чтобы признать эти семьи подлежащими переселению. Однако замгубернатора Николай Глушков высказал иную точку зрения. По его мнению, подобная поправка полностью разбалансирует очередь желающих переселиться, которых на сегодня насчитывается свыше 66 тысяч человек. В итоге депутаты приняли решение более подробно разобраться в непростой коллизии, чтобы оказать реальную помощь людям. В конце апреля этот вопрос будет рассмотрен в ЗС еще раз.

"Кострыкина отправили на биржу труда".

("Сегодняшняя газета", 08.04.03, Владимир Жилетов)

МИНУВШУЮ пятницу Верховный суд поставил точку в разбирательстве между центральной и красноярской избирательными комиссиями. Напомним, скандал разгорелся по результатам второго тура выборов губернатора Красноярского края. Комиссия под руководством Кострыкина проголосовала за признание выборов недействительными. Против этого решения протестовали только четверо из четырнадцати ее членов. Затем, с подачи юристов Хлопонина, прошел краевой суд, который обязал избирком все же утвердить результаты выборов. Голоса избирателей в крайизбиркоме подсчитали. Решение же осталось прежним: выборы стоит провести заново. Это повторное заседание регионального избиркома посетили члены ЦИК, неоднократно намекавшие Кострыкину сотоварищи на ошибочность их вердикта. Голосу представителей руководящей инстанции не вняли. Следствием чего стало заседание Красноярского краевого суда. После дебатов и прений судья принял решение распустить крайизбирком за "вопиющий профессионализм": права свои они знают, а вот об обязанностях забывают. Кострыкин, упорствуя, бессвязно объявил решение суда "юридической ошибкой ", отметил, что "к законности это не имеет никакого отношения" и обратился с апелляцией в вышестоящую инстанцию.

Верховный суд в пятницу рассмотрел кассационную жалобу краевой избирательной комиссии на решение регионального суда. После недолгого разбирательства судья конечной инстанции не только поддержал своего красноярского коллегу, но и решил поскорее опустить занавес в этой чересчур затянувшейся юридической комедии. Верховный суд подтвердил законность расформирования красноярского крайизбиркома, оставив в силе решение краевого суда от 27 января 2003 года, обратив свое решение к немедленному исполнению. По окончании заседания представитель Центризбиркома Владимир Бутаев заявил, что он лично, как и ЦИК, удовлетворен вынесенным решением, а в течение месяца в Красноярске будет сформирована новая избирательная комиссия. По словам Бутаева, в течение месяца ЦИК должен определиться с процедурой расформирования регионального избиркома, так как пока в законе такая процедура четко не прописана. Законодательство предусматривает лишь возможность выведения отдельных членов из состава избирательной комиссии. Бутаев не исключил, что четыре члена комиссии, проголосовавшие за признание выборов губернатора Красноярского края действительными, могут быть представлены в качестве кандидатов в состав нового крайизбиркома.

В тоже время юрист краевой избирательной комиссии еще надеется на "последний бой". Как сказал представитель крайизбиркома Александр Шемелев: "Красноярская краевая избирательная комиссия намерена обжаловать в надзорном порядке сегодняшний вердикт Верховного суда, подтвердившего законность решения о ее расформировании. Поскольку с сегодняшнего дня решение о расформировании вступает в законную силу, крайизбирком будет просить суд приостановить его исполнение до рассмотрения Президиумом Верховного суда надзорной жалобы". Как и прежде Шемелев утверждает, что краевой суд не указал, что итоги выборов в обязательном порядке должны быть признаны состоявшимися. По словам А.Шемелева, крайизбирком выполнил решение суда: подвел итоги выборов, хотя и признал их недействительными. Стоит отметить, что решений коллегии Верховного суда, отменяющих приговоры самого суда, можно перечесть по пальцам, и это дело имеет весьма мизерные шансы стать подобным прецедентом.

Тем временем в Красноярске глава избирательной комиссии Георгий Кострыкин с 4 апреля ушел в отпуск, стремясь избежать внимания к своей персоне. Обязанности председателя крайизбиркома возложены на его заместителя Александра Бугрея. "Проблема не в том, как расформировать крайизбирком, а в том, за что его расформировать. Никаких законных поводов для расформирования крайизбиркома нет. Я уверен в том, что система Вешнякова работает на беззаконие", - с нервозной резкостью заявил Александр Бугрей. Он отметил, что решение суда будет доставлено в Красноярск только на следующей неделе, а кроме того - будет опротестовано. Остальные члены крайизбиркома относятся к судебному разбирательству в Москве достаточно апатично, ведь в любом случае летом этого года истекает срок их полномочий.

"Крайизбирком".

("Красноярский рабочий", 08.04.03)

Верховный суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу избирательной комиссии края на решение краевого суда, вынесшего в январе вердикт о расформировании крайизбиркома. Таким образом, решение суда вступило в законную силу.

Об этом говорится в телеграмме в адрес крайизбиркома, подписанной председателем ЦИК Александром Вешняковым. Итак, избирательная комиссия края в нынешнем составе прекратила свое существование, а новый состав должен быть сформирован в течение месяца. Как нам сообщил вчера теперь уже бывший председатель крайизбиркома Георгий Кострыкин, порядок формирования остается прежним - по семь членов комиссии от краевой администрации и от Законодательного Собрания. Выдвигать своих кандидатов могут политические партии, представительные органы местного самоуправления, общественные объединения и ЦИК. Причем по новому закону кандидатуру председателя комиссии предлагает для избрания Центризбирком.

Для Кострыкина решение Верховного суда не стало неожиданностью. "Плетью обуха не перешибешь, - заметил он, - хотя мы намерены идти до конца и обжаловать определение в президиуме Верховного суда". По поводу своей дальнейшей карьеры Георгий Михайлович сказал, что не собирается участвовать в выборах в Госдуму, но рассмотрит предложения об избрании в состав нового крайизбиркома, если таковые последуют. "Для меня важно, от кого будут исходить эти предложения, - подчеркнул Кострыкин.- А вообще, у меня есть порох в пороховницах, накоплен почти десятилетний опыт в избирательной комиссии, мне еще работать да работать. Не хотел бы ступать на новую стезю. Я свое дело знаю и люблю".