Около двухсот представителей народа сету из Псковской области и Эстонии после крестного хода, прошедшего вокруг Псково-Печерского монастыря и торжественного молебна с участием Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, посвященного великому православному празднику Успения Божьей Матери, собрались на свой национальный праздник "Кирмаш". Как сообщает сегодня, 29 августа, корреспондент ИА REGNUM во дворе одной из школ Печорского района области для гостей были накрыты столы с блюдами национальной сетуской кухни.

Праздник открыли король сету Сильвер Хюдси и председатель этнокультурного общества "Экос" Хелью Маяк. Почетными гостями праздника стали руководитель финно-угорского культурного центра Российской Федерации Светлана Белорусова, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов Сергей Габов и директор Изборского музея-заповедника Наталья Дубровская. Несмотря на дождь, перед гостями выступили народные коллективы из Печор и Эстонии. Под звуки народных сетуских песен, гости имели возможность пообщаться со свими земляками, проживающими на территории Эстонии, обсудить насущные проблемы приграничного сотрудничества.

"Кирмаш" - традиционный праздник для всех финно-угорских народов, занимающихся сельским хозяйством. Он символизирует окончание сельскохозяйственных работ и приурочен к православному празднику Успения Божьей Матери.

Напомним, сету или полуверцы - реликтовый финно-угорский народ, издревле проживающий на северо-западе Псковской области. Язык сету напоминает южный диалект эстонского языка. Ареал проживания народа сету на протяжении всего исторического периода и вплоть до 1920 года находился на территории Псковской вечевой республики, государства Псковского и Псковской губернии. Территория расселения народа сету с XV века характеризовалась "чересполосным расселением", когда деревни и хутора с сетуским населением, чередовались с деревнями с русским населением. В ряде населенных пунктов наблюдалось смешанное население. Наибольшая численность народа - 22 тысячи человек - была зафиксирована в 1902 году. Наибольший подъем культура и народные ремесла сету достигли к 1917 году, когда в Российской империи активно обсуждался вопрос о создании его этнокультурной автономии.

После заключения Эстонией в 1920 году Тартуского мирного договора с большевиками, весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. После 1920 года сету стали подвергаться ассимиляции со стороны эстонского правительства. Официальная эстонская идеология не признавала и до сих пор не признает существование сету как отдельного народа, считая его просто "дикими эстонцами". Большинство сету вынуждены были принять эстонские фамилии и имена, несмотря на то, что с XVI века сету исповедовали православие (до этого они исповедовали язычество) и носили православные фамилии и имена. В 1944 году часть ареала расселения сету, включая город Печоры, перешла к Псковской области.

К 1987 году на территории Псковской области проживало около пяти тысяч представителей народа сету. После 1991 года правительство Эстонии, применяя экономические и политические преференции, склонила к переезду в Эстонию большую часть сету - жителей Псковской области. Исходя из данных последних исследований, проведенных в 2008 году профессором Геннадием Манаковым, в настоящее время на территории Псковской области проживает 172 представителя народа сету.