В Башкирии оперативно откликнулись на акт агрессии Грузии против осетинского народа. Правительство республики в числе первых направило технику и гуманитарные грузы в пострадавшие районы. Однако в риторике ряда прозападных СМИ прозвучала идея о том, что в таких регионах, как Башкирия могут возникнуть рецидивы сепаратизма. В редакцию ИА REGNUM поступил специальный опрос фокус-группы - руководителей башкирских общественных организаций и лидеров общественного мнения, проведенный экспертами Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов по Республике Башкирия в конце августа.

Как сообщалось в ряде СМИ в августе в Казани был создан так называемый Координационный Совет Народов Идель-Урала (КСНПУ), куда вошли руководители национальных организаций удмуртского, башкирского, чувашского, марийского и татарских народов. От Башкирии в него вошел председатель Исполкома Всемирного курултая башкир Румиль Азнабаев. Этот Координационный Совет был создан как ответ на "притеснение национальных прав нерусских народов России, на запрет получения образования на родном языке, с целью защиты прав этих народов". Координационный Совет принял Заявление "Сохраним Самобытность Народов". В этом Заявлении говорится о нарушении принципов равенства наций и федерализма в России, о несоблюдении национальных прав, а также намерении апеллировать к мировому сообществу.

ИА REGNUM публикует результаты опроса по изучению эволюции взглядов лидеров башкирского национального движения на федеративные отношения и национальную политику в стране в связи с грузино-югооситинским конфликтом и признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

По специально разработанному вопроснику были проинтервьюированы следующие лица:

1. Румиль Азнабаев - председатель Исполкома Всемирного курултая башкир.

2. Кадим Аралбаев - зам. председателя Исполкома Всемирного курултая башкир.

3. Тимур Лукманов - руководитель молодежного совета Исполкома Всемирного курултая башкир.

4. Риф Исянов - председатель правления Башкирского народного центра "Урал".

5. Фаузиль Маликов - председатель правления Союза башкирской молодежи РБ.

6. Фирдаус Хисаметдинова - директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, бывший министр образования РБ, доктор филологических наук, профессор.

7. Марат Кульшарипов - декан исторического факультета Башкирского государственного университета, доктор исторических наук, член Исполкома Всемирного курултая башкир, экс-председатель правления Башкирского народного центра "Урал", идеолог башкирского национального движения.

8. Фаниль Файзуллин - заведующий кафедрой философии Уфимского государственного авиационного технического университета, доктор философских наук, академик Академии наук РБ, член Исполкома Всемирного курултая башкир, один из главных идеологов башкирского национального движениям.

9. Азат Сальманов - сопредседатель башкирского общественного движения "Кук буре" ("Серые волки"), радикального крыла молодежного башкирского национального движения.

Глубинный опрос лидеров и активистов этнических организаций показал, что признание Абхазии и Южной Осетии актуализирует крайнюю неудовлетворённость башкирской элиты сегодняшним набором прав и полномочий Республики Башкирия. В лексике башкирской этноэлиты всё чаще упоминается термин "право наций на самоопределение", сначала применительно к осетинам и абхазцам, а затем и к башкирам. Проблематика необходимости расширения "полномочий Башкортостана", фактически - региональной власти, выявляется в следующих позициях, выраженных представителями башкирской общественности:

1. Возрождение квазигосударственности Башкирии под влиянием признания Абхазии и Южной Осетии. Признавая, вслед за руководством РФ, за абхазским и осетинским народами право на самоопределение, представители башкирской этноэлиты ожидают расширения прав титульного этноса Башкирии, повышения фактического и формального статуса этого субъекта Федерации.

2. Этноязыковой "ценз" для главы субъекта Федерации. По мнению представителей элиты Башкирии необходимо возродить, законодательно закрепить и использовать норму, согласно которой президентом Башкирии может стать только башкир по национальности, являющийся носителем башкирского языка.

3. Выборность главы субъекта Федерации. По единодушному мнению опрошенных башкирских лидеров общественного мнения, необходимо вернуть норму и практику всенародного избрания главы субъекта РФ.

4. Фискальная политика РФ относительно региона-донора. Нынешняя ситуация, в которой большая часть собранных на территории региона средств перечисляется в федеральный центр, вызывает неприятие лидеров башкирской общественности.

5. Урезание полномочий региональной власти, разрастание федеральной бюрократии. Представители Башкирской этноэлиты выражают несогласие политикой федерального центра по сокращению полномочий исполнительной власти Республики Башкортостан.

ИА REGNUM приводит конкретные высказывания этноэлиты Башкирии, зафиксированные в исследовании Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов по Республике Башкирия. Возрождение квазигосударственности Башкортостана под влиянием признания Россией Абхазии и Южной Осетии. События на Кавказе, связанные с агрессией режима Саакашвили против народа Южной Осетии вызвали сочувствие у лидеров башкирских национальных общественных движений. Они однозначно осуждают применение военной силы против мирных жителей непризнанных республики и поощряют признание Россией Абхазии и Южной Осетии. Одной из причин такого поощрения действий федеральной власти может быть надежда на то, что они дадут повод для требований о расширении прав и полномочий "национальных" субъектов РФ, сильно сокращённых за последние 8 лет во время выстраивания "вертикали власти".

"Все народы имеют право на самоопределение, это и в международных правовых документах нашло свое отражение. На это ссылался и наш президент Медведев, когда подписывал документ о признании самостоятельности Южной Осетии и Абхазии. Я признаю право народа на определение, но в какой форме - это тоже вопрос. Здесь много можно говорить, к сожалению, у нас часто извращается это право. Если на Западе территория признана автономной, то у нее действительно автономные права. Как только Владимир Путин стал президентом, права, как политические, так и экономические, у национальных республик сильно были урезаны. В Конституцию РБ так же изменения были внесены под видом приведения в соответствие с Конституцией РФ", - заявил Марат Кульшарипов.

"Я обрадовался, когда Ельцин подписал документ о разграничении полномочий, действительно я думал, что мы получим какую-то самостоятельность при решении внутренних экономических вопросов, об отделении республики Башкортостан от России. Но, однако, с приходом другого президента все мы прекрасно знаем, что происходило - что происходило с Чечней, которая действительно пыталась отделиться, что с ней сотворили, всем известно", - сказал Риф Исянов.

"Есть республики, типа Башкортостана и Татарстана, которые могут выполнять все государственные функции, кроме обеспечения безопасности, общефедеральных и ряда других функций. Есть небольшие народности, территориальные округа, как северные, например, которые все эти функции выполнять не могут. Значит, они должны их адресовать федеральному центру. Должны быть определены компетенции, возможности, и отношения должны строиться на договорной основе. Те договора, которые были подписаны, для примера, с Республикой Башкортостан, к сожалению, не соблюдаются со стороны федерального центра. Необходимо отстаивать права народа на самоопределение", - заявил Фаниль Файзуллин.

"Те полномочия, которые были в начале 90-х годов, когда мы приобрели суверенитет Башкортостана, год от года урезаются. Договоры, заключенные в 90-х годах, не выполняются. Я считаю, что нужно вернуться к этому вопросу, заключить новый федеративный договор и не нарушать его", - сказал Румиль Азнабаев.

"Если какая-то нация не реализуется в каком-то месте в мире, то она начинает вести деструктивную политику. Все политические теракты, которые в Москве совершались, они же не чеченцами были совершены - они были как раз совершены теми народами Кавказа, которые не имели должного национального представительства: будь то народ, будь то ногайцы, балкарцы, другие народы, которые заявлены как народы России, но не наделены должными правами. Башкира, если не поставят в Башкортостан, то и вся иерархия начнет рушиться. Начнутся кровавые разборки, те или иные группировки начнут действовать против системы, потому что они будут на руках иметь аргументы типа "Мы не имеем никакого представительства, нас никто не слушает!", - заявил Тимур Лукманов.

"Если это национальная республика, конечно, то её народы имеют право и на самоопределение, и на то, чтобы на договорной основе построить свои отношения, ну, скажем, с Россией. Та же Южная Осетия могла бы на договорных основах строить свои отношения с Грузией", - сказал Фирдаус Хисаметдинов.

"Действительно ли нужно больше самостоятельности таким республикам? За именами этих республик - Башкортостан, Татарстан и Осетия - стоят народы, которые имеют свою глубокую историю. Если эти народы разрознились, как подобие областей, в ходе политики выравнивания: что Курская область, что Орел или Башкортостан, Татарстан, то это будет иметь плачевные последствия. История человечества имеет очень много примеров, когда императоры или цари хотели уничтожить государства, но народы живыми, потому что народ имеет свой язык, культуру, обычаи самобытные. Их сразу так просто нельзя уничтожить. Точно так же, как и Россия, как Грузия, грузинский, они представляют грузинский народ, грузин. Россия представляет русских. Нельзя считать, что малым народам - малый суверенитет. Каждая нация, будь она малой или большой, имеет право на собственную государственность, и они могут жить, народ Южной Осетии, отдельно от Грузии. Грузия, тем самым, не только пощечину дала осетинскому народу, но и российскому, и собственному народу", - сказал Кадим Аралбаев.

"Башкиры заслуживают права на национальное самоопределение. Мы не такой уж отсталый народ. Надо заглянуть в историю. Для того чтобы этот вопрос задать, заслуживает ли башкирский народ или народ Башкортостана права на национальное самоопределение. Башкирский народ разрешил [другим народам жить на своих землях], тогда не было еще русских, украинцев, других национальностей, все они пришли, получили земли у башкир. Башкиры имеют свои права на земли по жалобным грамотам Ивана Грозного. Башкиры их [другие народы] припустили на свои земли. Так сейчас мы все задаем вопрос: достоин ли башкирский народ права на национальное самоопределение?" - Кадим Аралбаев.

"Этноязыковой ценз" для главы Башкирии.

В Башкирии регулярно, с периодичностью в четыре года, всплывает вопрос о языковом и этническом цензе для претендентов на пост главы субъекта Федерации. Эта норма вводилась местным законодательством в 1990-е годы для отсечения потенциальных кандидатов в президенты Республики Башкирия по языковому признаку, но была отменена. Несмотря на отмену этой дискриминационной нормы, лидеры башкирской общественности единодушно настаивают не только на том, чтобы человек знал башкирский язык как второй государственный, но и был этническим башкиром.

"Президент должен владеть обязательно двумя языками", - сказал Кадим Аралбаев.

"Президентом обязательно должен быть башкир. И это - не из-за языка", - считает Тимур Лукманов.

"Я считаю, что любому претенденту РБ - не важно, какой он национальности - нужно знать башкирский язык. Поскольку у нас называется Республика Башкортостан, и принят закон о языках, которыми должен владеть президент республики, человек должен выполнять закон", - заявил Фирдаус Хисаметдинов.

"Президентом РБ должен быть человек из местной элиты, знающий культуру, обычаи, язык - он более близок к народу и знает народ изнутри. От этого зависит атмосфера в республике. Какой бы человек грамотный не пришел к власти в республике, в сознании народа остается: "А почему не из нашей нации руководитель?", - считает Румиль Азнабаев.

"Вполне нормально, когда Россией руководит русский, в Башкирии, пусть даже десять процентов население башкиры, все равно должен быть башкир", - сказал Азат Сальманов.

"Здесь я однозначно считаю, что президентом, руководителем республики должен быть обязательно представитель титульной нации. Это не противоречит понятию демократии и свободы, в условиях многонациональной России это обязательно. У нас своя национальная республика, президент должен быть представителем титульной нации и знать башкирский язык как государственный", - сказал Марат Кульшарипов.

"Я считаю, что это обязательно должен быть представитель коренной нации. Мы и так по существу все растеряли. Если даже и руководство не будет представлять коренную национальность, что же у нас остается? Меня еще сын в детские годы спрашивал, ему было 4-5 лет, он умел читать, почему нет башкир и татар среди членов Политбюро", - высказывается Фаниль Файзуллин.

"Во-первых, человек должен быть приросший к этой земле, а не гость, приезжий из Московской области или дальше... Обязательно должен быть из титульной национальности. Если в нации есть сотни претендентов на эту должность, почему со стороны должен быть человек? [А если претендент - житель Башкортостана, но другой национальности] - пусть едет в Удмуртию, Татарию. Это должно быть как закон, природа, обычай. Таков наш обычай", - сказал Риф Исянов.

Восстановление выборности главы субъекта Федерации.

Лидеры башкирской общественности глубоко не удовлетворены принципами формирования исполнительной власти регионов, принятыми в Российской Федерации с 2004 года, согласно которым глава субъекта РФ избирается региональным парламентом по представлению Президента РФ. Независимо друг от друга они высказывают мнение, что оптимальной схемой для формирования губернаторского корпуса является возврат к выборам глав субъектов Федерации. Это же мнение солидарно озвучивалось в июне-июле 2008 года президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и президентом Башкирии Муртазой Рахимовым.

"Выборность должна быть, народ должен выбирать. А не по блату и не за деньги. Покупаются же сейчас все должности, все говорят об этом, и суммы называют уже. Должны быть выборы. Не фальшивая должна быть демократия, не проталкивание своих людей во время избирательных кампаний", - сказал Риф Исянов. "Если мы пишем, что мы демократическая страна, то, естественно, руководитель должен быть всенародным. Все остальное оставляет возможности для манипуляций. Даже во время выборов манипуляция такая, что дальше некуда, а без них - тем более", - считает Фаниль Файзуллин.

"Это действительно демократический принцип, и я против назначения "сверху". Если президент укажет на кого-то, он не может не стать или президентом или губернатором, потому что обязательно парламенты республик или другие местные власти обязательно проголосуют за кандидатуру, указанную президентом. В противном случае, этот парламент будет распущен, а ни один депутат не хочет лишиться депутатского места", - сказал Марат Кульшарипов.

"По человеческим нормам это вполне естественное стремление к выборности. Сколько можно жить в империи? То Советский Союз, то Российская империя - все назначения. И вот опять. Погубят страну ведь таким образом", - считает Азат Сальманов.

"С точки зрения демократии эти должности должны быть выборными. При назначении допускаются определенные ошибки, не учитывается мнение населения, менталитет населения. С другой стороны, в наше время очень трудно в республике, где титульная нация не имеет численного перевеса... Русских-то больше. Башкир больше, чем татар. Дело в том, что здесь начинается "черный PR" - начинают поднимать разные национальные вопросы, происходит обман народа. В этом опасность", - говорит Румиль Азнабаев.

Фискальная политика РФ относительно в Республике Башкирия.

В 90-е годы межбюджетные взаимоотношения между федеральным центром и Башкирией определялись договором о разграничении полномочий от 3 августа 1994 года и выстраивались "с учётом самобытности многонационального региона", то есть большая часть денежных потоков контролировалась руководством республики, не попадая под финансовый контроль органов исполнительной власти РФ. Сейчас фискальная политика страны в Башкирии проводится на общих основаниях, что даёт повод башкирской этноэлите пропагандировать тезис о том, что "большую часть (от 70% до 80%) наших денег федеральный центр забирает себе, оставляя нам жалкие крохи".

"Самостоятельности республики мешают и политическая власть, и экономическая политика. Там агрессия (Грузии относительно Южной Осетии - прим. ИА REGNUM) получилась при помощи огня и меча, а здесь вот экономическая блокада. Например, Башкортостан, сколько платит налогов? Больше 80%. Все налоги берет центр. Почему мы бедствуем? Да, поэтому, из-за этого только. Если я ошибаюсь, вы спросите в Минфине, они вам конкретно скажут. Это и есть укрощение путем экономических блокад", - считает Кадим Аралбаев.

"Мы многократно выступали, митинговали 6 раз за последние 5 лет, в отношении, например, когда направили нам чиновника в государственную налоговую инспекцию, когда огромными налогами стали нас обкладывать. Мы даже пикетировали в кабинете этого начальника управления. Мы отстояли в прошлом году, его не поставили начальником", - сказал Риф Исянов.

"Необходимо не так, как диктует центр, перечислять абсолютно все зарабатываемое в центр, а потом у них с протянутой рукой просить вернуть на строительство дорог, жилья и т.д. Если сейчас возвращается 35%, а 65% уходит в центр, то это никуда не годится. Каждая республика должна жить по принципу "как трудимся, так и получаем". Коммунистический принцип", - считает Фаниль Файзуллин.

"Отчисления в бюджет я тоже считаю неправильным. Остается очень малая часть бюджета, большая часть уходит к России. С одной стороны, существует объяснение, что существуют дотационные режимы, с другой стороны - мы не обязаны на них работать. Пускай тоже трудятся как мы, и они тоже будут хорошо жить. Также по другим вопросам нужно дать самостоятельность", - считает Румиль Азнабаев.

"Если конкретно говорили бы, что мы федерация, либо конфедерация как Швейцария: 30% оставить на уровне муниципалитета, 30% на уровне земли, дохода, и 30% - конфедеративный центр. Допустим, в Германии пятьдесят на пятьдесят: муниципальные земли отдаются, соответственно земля 50% на 50% забирает себе центр. У нас же именно проблема-то в том, что у нас ежегодно пересматривается процентное соотношение. У нас говорится о федерации, что как таковой федерацией не является. Допустим, сейчас у нас отчислялось 74-75% в федеральный центр от всего поступления бюджета. Оставлялось, допустим, 24-26%. Давайте хотя бы скажем, что в этот год будет пускай 70% в федеральный бюджет. Самое идеальное для федерации это 50/50", - заявил Тимур Лукманов.

Урезание региональных полномочий, расцвет федеральной бюрократии.

Тезис о "засилье" в Башкирии представительств федеральных органов власти стал транслироваться президентом РБ Муртазой Рахимовым в 2000-ые годы в качестве реакции на укрепление "вертикали власти". С его лёгкой руки, эти воззрения стали преобладать и среди этноэлиты. "Плохая и чужая" федеральная бюрократия, которая не знает местной специфики и непатриотична, противопоставляется "хорошей и своей" бюрократии, с которой всегда можно найти общий язык.

"В республике Башкортостан не должно быть служб, кроме военных, действительно федеральных служб - милиция, налоговая полиция, судьи. То, что сегодня на нашу территорию бросили другие надзорные службы - Роспотребнадзор, Роснедвижимость, их надо истреблять как сорняки. Идет дележ между нашими региональными службами и федеральными - кто сильнее, кто умнее, у кого прав больше", - сказал Риф Исянов.

"Необходимо создать определенную социальную комиссию, которая согласовывает интересы федерального центра и различных национальных республик. К великому сожалению, сегодня этого нет. Если ее не создают, то мы не можем ничего согласовать, получаются постоянные лозунги, постоянные действия со стороны федерального центра к приведению системы законов, конституции в соответствие", - сказал Фаниль Файзуллин.

"В 2002 году у нас была принята новая Конституция, уже куцая. Я даже в свое время использовал термин "кастрированная". Конечно, республикам нужна большая самостоятельность для решения социальных, экономических, духовно-культурных проблем. Потому что такое наступление на права народов ни к чему хорошему не приводит. В Конституции нет ни слова о праве башкирского народа на самоопределение. Нужно вернуть положения о суверенитете, о праве народа на самоопределение и очень важный пункт - это собственность. По Конституции республики Башкортостан 1994 года есть интересная статья №10 о собственности "Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Башкортостана являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан". Эта статья была изменена, и сейчас по существу народ Башкортостана не является собственником своих природных богатств, ресурсов на территории Башкортостана, это все федеральная собственность. Это в корне неверный подход. Получается, мы лишены своей земли. Здесь надо обязательно внести изменения, я об этом говорил, выступал, и буду выступать", - говорит Марат Кульшарипов.

"На местах мы лучше знаем, что нужно делать, чем это видно из Москвы. Насчет того, что нужно строить - мы тоже лучше знаем. Сейчас эти вопросы приходится решать в Москве, поэтому я считаю, что самостоятельности нужно дать больше. Но мы в душе россияне. Наше мнение - все земли и леса, которые сейчас переходят в федеральную собственность, предприятия - вот в этом вопросе надо принять решение. Мы считаем, что в этом вопросе мы обижены. Москва очень много функций забирает себе. Москва некоторые вопросы не понимает, на местах решать вопросы гораздо проще. Мне кажется, права республик надо несколько расширить", - заявил Румиль Азнабаев.

Таким образом, материалы опроса свидетельствуют о том, что грузино-югооситинский конфликт, а вслед за ним и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии спровоцировал новую волну сепаратистской риторики башкирской этноэлиты, делают вывод эксперты Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов по Республике Башкирия.