Синьцзян станет узловым регионом на обретающем новую жизнь Шелковом пути. Об этом, как сообщает "Тяньшаньнет", заявил председатель администрации Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая Нур Бакри.

По его словам, в Синьцзяне будет создана крупнейшая в Азии база текстильной промышленности, крупнейшая в стране база нефтеперерабатывающей промышленности, база по производству фруктовой и овощной продукции, а также крупнейшая база производства товаров народного потребления в Китае.

Кроме того, СУАР, граничащий с восемью странами, насчитывает 17 государственных контрольно-пропускных пунктов первой категории. Район служит коридором, соединяющим Китай и Центральную, Южную и Западную Азию, а через них и Европу.

Согласно последним данным, в январе-июле этого года объем товарооборота между Синьцзяном и торговыми партнерами составил $10,2 млрд.

Синьцзян-Уйгурский автономный район расположен на северо-западе Китая. Имеет сухопутную границу протяженностью 5 600 км с восьмью государствами: Монголией, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном, а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном. Население района - 20,9 млн человек.

Отношения СУАР с российской Западной Сибирью, с которой граничит Синьцзян, практически не развиваются и характеризуются крайне низкими показателями по сравнению с приграничными территориями России и Китая на востоке. Как уже сообщало ИА REGNUM, внешнеторговый оборот между СУАР и Россией в 2007 году составил $600 млн (при общем товарообороте между РФ и КНР в $48 млрд).

По мнению губернатора СУАР Нур Бакри, потенциал развития отношений между Россией и СУАР огромен, но практически не освоен. Препятствует дальнейшему развитию отсутствие дороги между Урумчи и российским Горным Алтаем. Власти Китая считают, что, если не решить вопрос о строительстве автомобильной и железной дорог через пограничный перевал Канас, то говорить об интенсификации отношений между Синьцзяном и Западной Сибирью бессмысленно. "В настоящее время товарооборот идет через Казахстан, что не способствует его (товарооборота) росту", - заявлял Нур Бакри на заседании координационного российско-китайского совета по приграничному сотрудничеству в июне этого года. По его словам, китайская сторона может завершить работы по строительству дорог до Канаса в течение двух лет.

Однако проект строительства этой дороги, впервые озвученный в 1998 году, имеет немало противников в России. Одним из главных аргументов противников строительства дороги является опасение якобы неизбежной после строительства дороги неконтролируемой миграции китайцев. Кроме того, в 1998 году российское плато Укок, по которому должна пройти проектируемая дорога, было внесено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем резко против этого проекта выступают экологи и западная общественность.

Таким образом, ведущую роль в транзите товаров из Китая в Европу и в обратном направлении, начинает играть Казахстан. Буквально в течение этого года власти Казахстана предприняли ряд мер, закрепляющих роль Казахстана как главного транспортного посредника между западными районами Китая, Средней и Центральной Азии и Европой. Среди таковых мер можно назвать модернизацию пункта пропуска "Хоргос" и активизацию использования КПП "Алашанькоу", который, по прогнозам, в ближайшие годы может обогнать по объему грузоперевозок КПП "Маньчжоули", расположенный на российско-китайской границе в Забайкальском крае.