Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 8-14 сентября 2008 года.

Переезд в промышленных масштабах

На минувшей неделе правительство Ленинградской области обнародовало планы по созданию в регионе 19 новых промышленных зон. Власти субъекта призывают городские предприятия переселиться на свою территорию. СМИ изучили реакцию бизнеса на приглашение.

Петербургский "Коммерсантъ" сообщил 12.09: "Главный архитектор области Валерий Ким на форуме "Архитектурный диалог" объявил, что проект схемы территориального планирования региона (местный Генплан) уже почти готов и в нем зарезервировано 19 промзон для инвесторов, каждая - от 300 га. Приоритет при их распределении будет отдаваться петербургским предприятиям, но областной чиновник призвал городской бизнес поторопиться, так как к промзонам уже "активно присматриваются" инвесторы из других регионов, а чем раньше городские предприятия переедут, тем дешевле это будет".

Издание излагает мнение главного архитектора о том, почему городской бизнес должен соблазниться приглашением в Ленинградскую область: "Господин Ким уверен, что производство в городской черте Петербурга становится неэффективным по причине высоких налогов на землю, транспортного и логистического коллапса в мегаполисе, а в Ленобласти есть необходимая инфраструктура и налоги на землю меньше" (12.09).

Опрошенные "Коммерсантом" руководители крупных предприятий, тем не менее, осторожничают. Так, генеральный директор ОАО "Звезда" Павел Плавник полагает, что принципиальный вопрос - "баланс рабочей силы": "Создание производственной площадки предполагает наличие свободных трудовых ресурсов, которые бы обеспечили работу предприятия. Однако, насколько я знаю, уровень безработицы в Ленобласти составляет 1%, то есть свободных кадров нет" (12.09). А заместитель гендиректора по стратегическому развитию и корпоративным вопросам ОАО "Климов" Александр Вознесенский заявил, что даже если ставка налога в области будет равна нулю, многое зависит от того, где именно расположены предлагаемые промзоны. "Если участки у КАД - это одно дело, если в 15 км от нее - то никакая ставка не поможет. Рабочие могут не захотеть ездить в область и перейдут на смежные предприятия типа "Красного октября", а многие специалисты у нас "штучные". Даже при нашей готовности организовать доставку, люди психологически не готовы ездить на работу за город" (12.09).

Тем временем один из крупнейших петербургских производителей все же решился переместиться. Однако не за город, а на границу с Ленинградской областью. "Ведомости" сообщают: "Вчера правительство Петербурга выделило "Силовым машинам" 104,5 га земли в промзоне "Металлострой" под изыскательские работы для строительства завода энергетического оборудования. Неделю назад чиновники разрешили компании изыскательские работы на соседнем участке в 44 га" (10.09).

Досье ИА REGNUM

Компания "Силовые машины" - ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения, включающих инжиниринг, производство, поставку, монтаж, сервис и модернизацию оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. В 2000 году производители энергетического оборудования: "Ленинградский Металлический завод" (ЛМЗ), "Электросила", "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ), "Калужский турбинный завод" (КТЗ) и сбытовая компания "Энергомашэкспорт" (ЭМЭ) объединились в единую структуру. Проект по объединению предприятий был реализован холдинговой компанией "Интеррос". В 2003 году в состав компании "Силовые машины" вошло "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" (НПО ЦКТИ).

В настоящее время основной акционер ОАО "Силовые машины" - компания Highstat Ltd., конечным бенефициаром которой является Алексей Мордашов.

Капитализация в млн. долл. США

2000г. 11,30

2001г. 14,00

2002г. 33,90

2003г. 64,10

2004г. 252,62

2005г. 446,00

2006г. 757,50

2007г. 1669,70

По данным журнала "Эксперт".

"Ведомости" пишут: "Силовые машины" планируют построить в "Металлострое" современное производство и постепенно перевести на эту площадку мощности трех петербургских предприятий - Ленинградского металлического завода (ЛМЗ), "Электросилы" и Завода турбинных лопаток (ЗТЛ), рассказал представитель концерна. Перевод компания планирует завершить в 2012 г. По его словам, компания панирует выводить производство из города по мере запуска новых мощностей, чтобы не допустить сбоя в исполнении заказов" (10.09).

Эксперты газеты подсчитали, что на реализацию проекта потребуются 500-800 миллионов долларов и 5-6 лет. К освобождающимся площадям уже присматриваются девелоперы. Они оценивают землю под заводами холдинга - 118,7 га - в 1,2 миллиарда долларов, считая самыми привлекательными участки под ЛМЗ и "Электросилой". Площадка под ЗТЛ, по мнению экспертов, годится только для строительства технопарка. Примерная стоимость освоения земель "Силовых машин" оценивается в 3-4 миллиарда долларов.

"Эксперт - Северо-Запад" напоминает: "Переезд заводов "Силовым машин" из центра города обсуждается давно. Но до сих пор он откладывался из-за частой смены акционеров концерна. Дело пошло после того, как собственником концерна стал владелец "Северстали" Алексей Мордашов" (15.09).

Напомним, что город, действительно, задолго до появления инициативы Ленобласти начал развивать профильные промзоны с тем, чтобы перевести туда предприятия из центра Петербурга. Но, как констатирует "Эксперт - Северо-Запад", "сегодня уже очевидно, что усилия властей как Петербурга, так и Ленобласти по созданию промзон для рядовых, нестратегических инвесторов зашли в тупик. Главная причина - отсутствие у государства свободной земли (разрешенной для промышленного использования). Проведенная петербургским Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли инвентаризация показала, что из 18 тыс. га промышленных территорий лишь около 1 тыс. га - свободные участки, находящиеся в собственности города" (15.09). Журнал предлагает идти другим путем - создавать частные индустриальные парки. Издание приводит несколько примеров уже существующих в Петербурге ИП и сообщает: "Эксперты убеждены, что частные ИП могут стать весьма эффективным способом решения проблемы дефицита таких участков. Но при этом не вызывает сомнений, что подобные проекты должны поддерживаться государством, иначе они будут малопривлекательны для инвесторов" (15.09).

Потому не вполне ясно, при каких условиях промышленники задумаются о переезде в сопредельный регион. "Коммерсантъ" напоминает по этому поводу: "Любопытно, что губернатор Петербурга Валентина Матвиенко ранее обращалась к идее о переводе промышленных предприятий в Ленобласть только в связи с вопросом объединения двух регионов. Пока из Смольного комментариев на предложение вывести заводы из центра города не на окраины, а в область, не поступало" (12.09).

Порт заштормило

Петербургская пресса обнаружила на минувшей неделе проблемы, свалившиеся на порт Петербурга. Их масштабы - разные. Первая - глобальна и перспективна: Большой морской порт может потерять часть потока из Китая, обеспечивающего почти 90% контейнерных грузов, идущих через Северную столицу. Другая - локальна, но остра: серьезно повздорили между собой акционеры второй по величине стивидорной компании "Петролеспорт".

"Большой порт Петербурга может лишиться части своих контейнерных морских перевозок с Китаем. Об этом на заявил на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок заместитель руководителя представительства компании "Евросиб-Логистика" в Пекине Майкл Чжао. Он видит причину в возможном переходе части контейнерных грузопотоков из Большого порта Санкт-Петербурга в южные порты страны в нехватке терминальных площадей на территории Северной столицы" ("Коммерсантъ", 10.09).

Издание пишет: "В своем выступлении Чжао отметил, что главный российский контейнерный порт - Санкт-Петербург - перегружен. И уже сегодня используется путь доставки китайских грузов через Новороссийский порт. "Набирает популярность схема доставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского Ильичевска и российского Новороссийска. Надо отметить, что Констанца начинает играть в Черном море такую же роль, какую играют порты Гамбург, Роттердам на севере Европы""(10.09).

Проблема состоит в том, что, по оценкам экспертов "Коммерсанта", почти 90% контейнерных грузов, принимаемых в Большом порту Санкт-Петербурга, приходится на Китай.

СПРАВКА ИА REGNUM

По информации Северо-Западного таможенного управления, из стран дальнего зарубежья по стоимостному объему импорта через порты Северо-Западного федерального округа первое место принадлежит Китаю - 3,566 млрд. долларов. За последний год доля Китая выросла с 12% до 14,9%, стоимостный объем увеличился в 1,5 раза. Из Китая импортировались машиностроительная продукция, средства наземного транспорта, изделия из пластмассы, одежда и обувь. Объем перевалки контейнеров в январе-июле 2008 года Большого порта Санкт-Петербург вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 1,14 млн TEU. За первое полугодие 2008 года в Новороссийске контейнерный грузооборот составил 215 тыс. TEU, что на 40% превысило показатель за тот же период прошлого года.

Собеседники издания, однако, успокаивают - по их мнению, Новороссийск сможет "отбить" у Петербурга от 10% до 25% контейнерных грузов; хотя и этот объем не кажется маленьким. Так, Дмитрий Васильев, руководитель компании ARIVIST Logistics Overseas GmbH (Гамбургское отделение таможенно-логистического холдинга Arivist) прогнозирует: "Вряд ли порт Новороссийск сможет взять на себя больше 10% от контейнерных морских перевозок Петербурга. Теоретически возможно, что Новороссийский порт наладит с Китаем прямые судоходные линии. Однако, во-первых, порт в Новороссийске ограничен пропускной способностью Босфорского пролива, который смогут пройти не все океанские суда. Во-вторых, сами производительные компании, находящиеся в районе Петербурга, не заинтересованы в том, чтобы детали и комплектующие доставлялись к ним через Новороссийский порт" (10.09).

Впрочем, перспектива потери части контейнерного потока в действительность пока не воплотилась. Зато вторую по величине компанию, что с этим самым потоком работает, сотрясает вполне реальный скандал. Миноритарии стивидорной фирмы "Петролеспорт" пытаются оспорить решение основного акционера о принудительном выкупе их акций.

"Виктор Коноваленко и Черил Энн Сигсби, которым принадлежит несколько акций "Петролеспорта", на этой неделе подали иск к Transportation Investments Holding в Арбитражный суд Москвы", - сообщают "Ведомости" (12.09). Миноритарии уверены, что основной акционер выкупает их бумаги по заниженной цене и требуют провести независимую рыночную оценку их стоимости.

"Ведомости" отследили сюжет в развитии: "Входящая в "Н-транс" (до 2008 года - "Северстальтранс") Transportation Investments к апрелю собрала 84% акций "Петролеспорта" и предложила остальным акционерам продать ей бумаги номиналом 10 руб. по 1936 руб. ($75). В начале августа, консолидировав 96% петербургского стивидора, Transportation Investments инициировала процедуру обязательного выкупа бумаг мелких акционеров по той же самой цене" (12.09).

При этом, как заверили "Ведомости" в "Н-трансе", независимая оценка акций проводилась - компанией ФБК.

Издание напоминает: "В апреле "Антанта пиоглобал" в своем отчете называла справедливую цену акций стивидора в $237 за штуку, при том, что тогда они торговались по $135. Последние сделки с акциями компании в РТС прошли в июле по цене $110 за штуку" (12.09).

"В июне этого года "Н-транс" объявила о планах по консолидации своих портовых активов в новую компанию GlobalPorts. В нее должны войти "Петролеспорт", Восточная стивидорная компания, а также 50%-ные доли в "Моби Дике", строящемся сухопутном терминале в Янино (Ленинградская область) и в контейнерных терминалах в Муссало и Вестерн-Харбор (Финляндия). Руководство "Н-транс" не исключало, что после консолидации активов акции GlobalPorts могут быть выведены на биржу" (12.09).

СПРАВКА ИА REGNUM

"Петролеспорт" - вторая после Первого контейнерного терминала стивидорная фирма. По данным за первое полугодие 2008 года, ее доля в грузообороте большого порта (29,6 млн тонн) состваляет13,3 % против 19,6% ПКТ. По итогам восьми месяцев 2008 года - с января по август - суммарный грузооборот ОАО "Петролеспорт" составил 5,3 млн тонн. По отношению к аналогичному периоду прошлого года объем перевалки увеличился на 13,8%, сообщает пресс-служба группы компаний "Н-Транс".

Хасанский базар

Судебная тяжба между компанией ОМИ, управляющей Хасанским рынком, и Смольным, похоже, разрешилась в пользу последнего. Арбитраж Петербурга переиграл собственный вердикт и разрешил выставить землю под Хасанским на аукцион, который состоится 16 сентября.

В течение ушедшей недели стороны обменялись ударами. Ситуация развивалась с переменным успехом. Напомним, что недавно Управление федеральной антимонопольной службы по инициативе ОМИ наложило мораторий на проведение спорных торгов. После, как сообщают "Ведомости", "Арбитражный суд Петербурга в обеспечение иска "ОМИ" определил приостановить действие постановления правительства о вынесении на торги участка площадью 4,2 га на ул. Хасанской" (08.09).

Но к концу недели аргументы комитета по управлению городским имуществом приобрели больший вес. ИА РБК сухо проинформировало: "Арбитражный суд отменил обеспечительные меры по приостановке торгов по продаже права аренды территории Хасанского рынка, расположенного в Красногвардейском районе города" (12.09). Информагентство цитирует сообщение пресс-службы Фонда имущества Петербурга: "В настоящее время создана нездоровая ситуация вокруг строительства продовольственного рынка на Хасанской улице. Судебные разбирательства снижают привлекательность этого участка для потенциальных инвесторов. Тем не менее, фонд имущества намерен проводить торги в установленном законом порядке и рассчитывает увидеть среди претендентов всех заинтересованных лиц, в том числе и ООО ОМИ, в настоящий момент сдающую в аренду торговые места на рынке" (12.09).

ЗакС.ру передает возмущение адвоката компании ОМИ: "Решение Арбитражного суда беспрецедентно, потому что отмена решения бывает после изменения обстоятельств. А в этом случае никакие обстоятельства, как известно, не менялись", - заявил корреспонденту ЗакС.ру Григорий Соломинский, юрист компании "ОМИ"... Юрист также подчеркнул, что заявки на торги уже поданы. "Там уже за все заплачено, - считает он. - Прием заявлений прекратился еще вчера и позавчера. Все заявления были в любом случае поданы, пока приостановление было. Они продолжали принимать заявления во время приостановки дела и дальше, вероятно, будут выполнять все ранее намеченные планы" (12.09).

Предприниматели, испробовавшие все способы борьбы за место под солнцем, ждут окончательного вердикта - городской суд должен вынести решение по иску, оспаривающему само постановление правительства о проведении аукциона, а не его процедуру, 7 октября.

Как писали некоторые петербургские СМИ еще летом, представители "ОМИ" считают. что их место хочет занять ООО "Лента", которое планирует расширить свой гипермаркет, расположенный по соседству. Но официально в "Ленте" отказываются от претензий на эту территорию.

Пока же бизнесмены пытаются повлиять на ситуацию неординарным способом. ИА REGNUM сообщает: "В Санкт-Петербурге сегодня, 15 сентября, 2 500 предпринимателей торгового комплекса "Хасанский" проведут молебны в четырех городских храмах разных конфессий. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе комплекса, молитвы в Князь-Владимирском соборе, Большой Хоральной синагоге, Соборной мечети и Санкт-Петербургском дацане будут прочитаны "за здоровье и благополучие губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко".

Предполагается, что в Князь-Владимирском соборе "благопожелания во здравие губернатора города" будут прочитаны в течение трех дней, и отдельно будет заказан Сорокоуст за здравие.

В Соборной мечети города прочитают молитву за то, чтобы Матвиенко пошла навстречу предпринимателям. В буддийском храме отметили, что на 15 сентября приходится "15-й день лунных суток, когда любое благопожелание человеку усиливается в 1 000 раз, а сам человек при посещении храма или при произнесении за него молитв успокаивается душевно и может достичь в этот день большого духовного озарения".

Планируется, что в Большой Хоральной синагоге специальную молитву произнесет ректор еврейской семинарии раввин Хаим Толочинский, который составил "Молитву за успехи предпринимателей торгового комплекса "Хасанский", чтобы власть пошла им навстречу, и за здоровье Валентины Матвиенко" (15.09).

Напомним, что торги по участку назначены на 16 сентября, их победитель должен в течение трех с половиной лет построить на участке продовольственный рынок. Стартовый размер арендной платы на этот срок -381 млн руб. На участке находится открытый рынок, им управляет ООО "ОМИ", арендовавшее этот участок с 2000 г. В 2004 г. срок аренды истек, но компания считает договор продленным. В 2005 г. ей удалось через суд отменить торги. Городская администрация полагает, что территория используется под рынок незаконно.

Монополия на монополиста

Власти города решили консолидировать тепловые сети, сформировав единую теплосетевую компанию на базе ТГК-1 и ГУП "ТЭК СПб". Подробности проекта излагает RBC Daily (12.09).

"Петербургские власти обратились с предложением к акционерам ТГК-1 о создании в городе единой теплосетевой компании. Об этом вчера рассказал председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Александр Бобров. Сейчас городские тепловые сети принадлежат ТГК-1 и ГУП "ТЭК СПб", в будущем Смольный хотел бы получить контроль в свои руки. Основная идея чиновников - конкуренция в теплосетевом бизнесе невозможна, поэтому необходимо, чтобы этот сектор регулировался государством", - сообщает газета.

Издание напоминает: "Идею создать в Петербурге единую теплосетевую компанию менеджмент "Ленэнерго" выдвигал еще до разделения компании по трем видам деятельности в ходе реформы РАО "ЕЭС" и, соответственно, до возникновения ТГК-1. Однако тогда она не нашла поддержки у властей. Тем не менее, весной этого года представители Смольного сами выступили с предложением о создании подобной структуры". Ссылаясь на господина Боброва, RBC Daily пишет: "Вчера он отметил, что город сформулировал свои предложения по созданию такой компании и направил их на рассмотрение совету директоров ТГК-1. По данным г-на Боброва, в ближайшее время Госдума вернется к рассмотрению закона о теплоэнергетике, который будет предусматривать разделение деятельности по производству и транспортировке тепловой энергии. Таким образом, создавать новую компанию все равно придется".

На какую точную долю в новой теплосетевой компании рассчитывает Петербург, Александр Бобров не сказал. Однако ранее он говорил, что поскольку у города больше сетевого имущества, чем у ТГК-1 (у компании нет распределительных сетей, только магистральные), то его пакет должен быть больше.

RBC Daily цитирует экспертов: "Аналитик "Брокеркредитсервиса" Ирина Филатова отмечает, что, имея в собственности теплосети, ТГК-1 может влиять на уровень тарифов на тепло. С передачей сетей в другую компанию такая возможность исчезнет. "Для города смысл создания новой структуры состоит в получении контроля над теплосетями, - отмечает директор информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Денис Демин. - Аналогичная стратегия была применена правительством Петербурга в отношении электросетевой компании "Ленэнерго" (в этом году город получит 25% ее акций. - РБК daily). Однако судить о том, насколько такой вариант невыгоден для собственников ТГК-1, можно будет только после того, как станут понятны условия возможного выделения".

СПРАВКА ИА REGNUM

ГУП "ТЭК СПб" обеспечивает 45% потребности Петербурга в производстве тепловой энергии и 85% - в ее транспортировке. В сфере ответственности 377 котельных ГУПа - 2,5 миллиона жителей Петербурга. Тепло и горячая вода поступают в 14 тысяч зданий, в том числе более 8 тысяч жилых домов, 1,5 тысяч зданий социально-бытового назначения. Протяженность тепловых сетей ГУП "ТЭК СПб" - 5321,8 км.

ОАО "ТГК-1" - ведущий производитель и поставщик электрической и тепловой энергии в Северо-западном регионе России. Компания является стратегическим поставщиком тепловой энергии в Петербурге, Петрозаводске, Мурманске, гг. Кировск Ленинградской области и Апатиты Мурманской области. Генерирующие активы компании включают в себя электростанции различных типов (тепловые, гидро-, дизельные, комбинированные) в четырех субъектах РФ (Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях). Также в структуру активов входят тепловые сети протяженностью свыше 940 км. Установленная электрическая мощность компании 6 278,4 МВт, тепловая - 14 754 Гкал/ч. Выработанная электроэнергия частично экспортируется в Финляндию и Норвегию.

Основные акционеры ОАО "ТГК-1": 28,66 % акций принадлежит ОАО "Газпром", 17,65 % акций - ООО "Русские энергетические проекты", 25,66 % акций - "Fortum Power and Heat Oy", 5,60 % акций - ОАО "ГМК "Норильский Никель".

В состав ЗАО "Лентеплоснаб" входят 52 котельные, 15 центральных тепловых пункта (ЦТП) и 4 станции смешения; 540,66 километров тепловых и 970 километров электрических сетей; 306 трансформаторных подстанций; 262 котельных агрегата. Компания обеспечивает теплом более 300 тысяч жителей южных пригородов Петербурга; осуществляет теплоснабжение более 2300 зданий, из них 1800 жилых домов и порядка 500 зданий социально-бытового назначения - больницы, школы, детские сады, производственные объекты. В 2007 году предприятие выработало 1,417211 млн. Г/кал тепловой энергии.