Россия должна разработать и предложить своим партнёрам проект Евразийской энергетической хартии. Такую точку зрения 19 сентября высказал корреспонденту ИА REGNUM российский политолог, эксперт по проблемам Центральной Азии Юрий Солозобов.

Комментируя результаты первого форума по безопасности Евросоюз - Центральная Азия, который состоялся 18 сентября в Париже, Солозобов рассказал, что движение Евросоюза и Центральной Азии навстречу друг другу началось ещё в 2007 году. "Это произошло по инициативе Германии, когда состоялся диалог тройки ЕС и Центральной Азии и была разработана новая стратегия Евросоюза до 2013 года, подразумевающая более активное участие ЕС в делах Центральной Азии", - отметил политолог.

"Конечно, речь идёт прежде всего о новых трубопроводных маршрутах по доставке углеводородов из бассейна Каспийского моря и центральноазиатских стран, которые являются альтернативными российским маршрутам. Среди стран Центральной Азии мотором движения на сближение с ЕС является Казахстан, который, как известно, разработал специальную программу "Путь в Европу", также рассчитанную на 2011 - 2013 год. Это связано не только с тем, что Казахстан будет председателем ОБСЕ в 2010 году, но и ещё с двумя вещами", - отметил Солозобов. "Первое: Казахстан и все страны Центральной Азии заинтересованы в Евросоюзе как в доноре развития и поставщике технологий, особенно в сфере энерго- и водосбережения, что мы часто недооцениваем. И второе: центральноазиатские страны часто рассматривают Евросоюз как достаточно неповоротливого спокойного партнёра, но в то же время и как определённый зонтик, как коллективный успокоитель", - отмечает политолог. По его словам, Центральная Азия оказалась на перекрёстке влияния разных мировых центров силы, таких, как Китай, США и Россия, и безусловная ориентация на один из этих центров по ряду причин неприемлема для местных политических элит. "Поэтому они выбрали Евросоюз в качестве эдакого европейского дядюшки, посредника, способного погасить потенциальные конфликты в регионе. И они чётко понимают, что переговорная машина ЕС будет работать долго, этот партнёр принимает решения не быстро. Это даже удобно для стран Центральной Азии, поскольку речь идёт не о безусловной ориентации на Европу, а дополнительной возможности политического и экономического манёвра", - считает Солозобов.

Отвечая на вопрос о том, как в этой ситуации следует вести себя России, эксперт сказал: "Россия должна реагировать очень спокойно и по-деловому. Во-первых, нужно не повторять ошибок, допущенных при реализации проекта Баку-Джейхан, т.е. не делать обиженного лица, не отстраняться и т.д. Как известно, в форуме участвовал Сергей Лебедев, исполнительный секретарь СНГ, там были представители ЕврАзЭС, ШОС и других организаций. В итоговом заявлении форуме в разделе, который касается щекотливого вопроса о поставке энергоносителей, есть слова о привлечении заинтересованных стран. Этим надо пользоваться. Нужно активно влезать в повестку дня, активно разъяснять собственную позицию и блокировать неудобные для нас варианты", - утверждает политолог.

Он рассказал о том, что в итоговом заявлении участников форума есть формулировка, согласно которой все стороны заинтересованы в выработке неких общих правил игры на энергетическом рынке. "Сейчас договоры о поставках и транзите энергоносителей из Центральной Азии имеют, как правило, форму двусторонних договоров. И эти договоры совершенно не учитывают комплексных реалий. Европейская энергетическая хартия, предлагающаяся ЕС, носит односторонний характер и нас не устраивает. Но взамен Россия пока ещё не предложила свой вариант Евразийской энергетической хартии. Я думаю, это было бы очень сильным ходом со стороны Москвы - предложить такую хартию своим партнёрам по энергетическому сотрудничеству", - сказал эксперт. "Здесь надо опираться на выступление Нурсултана Назарбаева с трибуны ООН, который 26 сентября 2007 года предложил принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок. Нам необходимо соблюдать условия как поставщиков, так и транзитёров и продавцов. Все страны Центральной Азии и Россия выполняют несколько функций: мы одновременно поставщики, по нашей же территории транспортируется газ. И здесь наши интересы переплетаются. Не следует ждать, пока коллективную повестку выработают в Брюсселе: думаю, Москва имеет больше шансов и больше оснований выдвинуть свой вариант Евразийской энергетической хартии", - подвёл итог Юрий Солозобов.

Напомним, 18 сентября в Париже состоялся первый форум стран Евросоюза и Средней Азии по вопросам безопасности. В нем приняли участие министры 27 стран ЕС, центральноазиатских стран (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии), представители СНГ, ЕвразЭС, ШОС и ОДКБ. Также к ним присоединились представители министерств государств - кандидатов на членство в ЕС - Турции, Хорватии и Македонии. Во встрече приняли участие и представители России, Китая и Японии, а Афганистан участвовал в мероприятии как наблюдатель благодаря своему географическому положению и общим проблемам. Как говорится в заявлении Франции, председательствующей в этом году в Евросоюзе, основная задача форума в Париже - "подтвердить приверженность Европейского союза стратегии ЕС в Средней Азии, заявленной год назад при председательстве Германии в Евросоюзе ". Особое значение безопасность в Средней Азии имеет для Европы в связи с тем, что последняя зависит от поставок газа из региона через трубопроводы, проходящие по территории Турции и Грузии.

В совместной декларации по итогам заседания говорится, что стороны пришли к согласию относительно активизации политического диалога во всех формах, укрепления региональной стабильности, активизации борьбы с терроризмом, развития сотрудничества Средней Азии с ЕС в восстановлении Афганистана и стабилизации ситуации, объединения усилий в борьбе против торговли оружием, опасными веществами, наркотиками и работорговлей, укрепления сотрудничества в энергетике, использовании природных ресурсов и окружающей среды, помощи в создании всеобъемлющего подхода к безопасности в Средней Азии.