Активизация Тегерана, выступившего с предложением о посредничестве в урегулировании карабахского конфликта, знаменует формирование конкуренции вокруг карабахского процесса. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор Фонда "Нораванк" Гагик Арутюнян. По его мнению, активизация Ирана и его инициатива о посредничестве является естественной реакцией на аналогичные действия Турции. Он заметил, что игнорирование роли Ирана в процессах на Кавказе не может создать полноценную базу для стабильности в регионе, и это осознают, в первую очередь, в самом Тегеране.

Говоря же о самом предложении властей Ирана стать посредником в урегулировании карабахского конфликта, Арутюнян напомнил, что разговоры о подключении Ирана к переговорному процессу, звучали и ранее. "Со стороны Анкары и Тегерана ведется лоббинг в Баку и Ереване для участия в переговорном процессе",- заметил он. Эксперт не согласен с теми суждениями, что Тегеран опаздывает в своей инициативе, которая, по мнению некоторых аналитиков, теперь перешла к Анкаре. Он отметил, что иранской дипломатии свойственна определенная медлительность и рассудительность. "Тегеран решения на скорую руку не принимает, и в данном вопросе Иран не опоздал, тем более, что его заявления были достаточно ожидаемыми ", - отметил аналитик. Арутюнян заметил, что трудно с уверенностью говорить о том, что в действительности повлияло на столь заметную активизацию Анкары и Тегерана в вопросе урегулирования карабахского конфликта, однако очевидно, что югоосетинский конфликт стал катализатором процессов вокруг Нагорного Карабаха.

По мнению эксперта, на данный момент официальный Ереван оказался - в определенном смысле - в удобной ситуации. Заметив, что Армения действует исходя из своих интересов, и имеет достаточно гибкую и конструктивную позицию в вопросе урегулирования конфликта, чем Азербайджан, предоставляя место для маневра, Арутюнян отметил, что в этом плане инициатива Тегерана благоприятствует армянской стороне. "Очевидно, что у Ирана - в контексте своих национальных интересов - имеется своя позиция в вопросе урегулирования карабахского конфликта, и можно предположить, что она - скорее всего - более проармянская в том плане, что тем самым будет соблюдаться баланс сил и интересов в переговорном процессе",- пояснил он.

Аналитик не исключил также, что на активизацию Анкары и Тегерана мог повлиять усилившийся в регионе российский фактор, однако лишь в комплексе разных внутренних и внешних воздействий. При этом Арутюнян не согласен с тем, что действия Ирана обусловлены возможностью ударов со стороны США. "Каждый год говорят, что будет предпринят удар со стороны США или Израиля, однако я не уверен, что атака на Иран в ближайшее время последует", - отметил Арутюнян. По его мнению, те шаги, что делают Соединенные Штаты по отношению к Исламской республике, говорят о том, что в Вашингтоне уже в определенной мере свыклись с политикой властей Тегерана. Кроме того, по словам эксперта, Иран является крупной геополитической единицей, имеющей достаточно сильную армию и свой вес в исламском мире. Эксперт напомнил также ранние заявления экс-начальника Генштаба ВС России Юрия Балуевского и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что Иран может иметь тактическое ядерное вооружение. Эксперт исключил возможность каких-либо действий со стороны США в ближайшее время также по причине президентских выборов в этой стране.

Напомним, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания платформы мира и стабильности на Кавказе, объединяющей пять стран, и провел предварительные переговоры с Грузией, Россией, Арменией и Азербайджаном. Впервые свою инициативу он озвучил в Москве, куда прибыл для встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым. МИД Армении положительно оценил инициативу Турции.

Отметим, что вопрос реализации "Кавказской пятерки" присутствовал почти с первых дней после распада СССР и формирования независимых государств на Южном Кавказе. В первый раз инициативу создания кавказской платформы безопасности проявил президент Турции Сулейман Демирель, однако в связи с достаточно натянутыми отношениями с Ереваном по карабахскому вопросу, инициатива Анкары не увенчалась успехом. Затем, в период правления Хатами, эстафету у Анкары перенял Тегеран, который также обратился к государствам Закавказья и Москве с подобной инициативой в формате "3+3", однако также безуспешно.

Напомним также, что посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре заявил в Баку, что официальный Тегеран начинает переговоры с Баку и Ереваном о посредничестве в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.