Решение Народного собрания Гагаузии о признании независимости Абхазии и Южной Осетии следует рассматривать в нескольких тесно связанных друг с другом аспектах. Такую точку зрения высказал 22 сентября ИА REGNUM эксперт по региональным проблемам постсоветского пространства Владимир Зотов.

"Прежде всего, Гагаузия выражает стремление к резкому повышению своего статуса внутри молдавского государства. Постоянное политическое и экономическое давление на автономию со стороны официального Кишинёва вызывает в Комрате всё более сильное противодействие. Признание двух кавказских республик является декларацией того, что Гагаузия осознаёт себя отнюдь не бессловесным сервильным придатком, каковым её хочет видеть Кишинёв, а самостоятельным политическим субъектом, имеющим право на участие в международных отношениях", - считает эксперт. "Отчасти это можно рассматривать как желание отомстить Кишинёву за события последнего лета, когда коммунистическое руководство Молдавии всеми правдами и неправдами стремилось получить контроль над Народным собранием автономии. С другой стороны, Комрат хочет, чтобы Кишинёв принял как факт то, что игнорировать мнение Гагаузии по принципиальным для всего молдавского государства вопросам более невозможно", - утверждает политолог.

"Во-вторых, в контексте урегулирования приднестровского конфликта - а всё, что сейчас происходит в молдавской политике, необходимо рассматривать именно в этом контексте - признание независимости Абхазии и Южной Осетии говорит о том, что Гагаузия в данном вопросе стремится придерживаться собственной политической линии с тем, чтобы в будущем получить для себя максимум выгоды", - полагает Зотов. "Гагаузское руководство ранее заявляло, что в случае вхождения Приднестровья в состав Молдавии Гагаузия будет претендовать на равный ему статус. По всей видимости, Комрат активизировал свою игру на данном направлении, что, накануне начала переговоров, становится для Кишинёва достаточно неприятным сюрпризом. Можно не сомневаться, что по ходу обсуждения будущего статуса Приднестровья активность гагаузского руководства будет нарастать. Конфронтация с Комратом в нынешних условиях крайне невыгодна Молдавии. Нынешнюю обстановку элита Гагаузии будет стремиться использовать для реализации своей давней мечты - обрести фактическое самоуправление, номинально оставаясь в составе молдавского государства", - отметил эксперт.

"В-третьих, это признание, являясь дружественным сигналом России, знаменует стремление добиться ответной поддержки. В отличие от Приднестровья, Москва никогда не оказывала активного покровительства полностью пророссийской Гагаузии, и это, несомненно, было стратегическим просчётом. Сейчас при переговорах по приднестровскому вопросу использование "гагаузского фактора" может стать дополнительным рычагом давления на Кишинёв, что, в свою очередь, и хочет продемонстрировать Москве Комрат", - утверждает политолог. По его мнению, в интересах России сделать всё возможное для того, чтобы донести позицию Гагаузии до всего мирового сообщества, не дав проигнорировать мнение населения автономии и её руководства. "Переговоры о приднестровском урегулировании являются переговорами и о судьбе Гагаузии. В интересах России, чтобы в будущей федеративной Молдавии - а никакая другая Молдавия России не нужна - Гагаузия заняла достойное место. Помня о заявлении главы Гагаузской автономии Михаила Формузала о том, что в случае интеграции Приднестровья в Молдавию Гагаузия будет претендовать на такой же статус, Москве следует настаивать на том, чтобы этот статус был как можно более высоким", - подвёл итог Владимир Зотов.

Как сообщало ИА REGNUM, Народное собрание Гагаузии на заседании 19 сентября признало независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия и заявило о безоговорочной поддержке действий России в отношении этих республик. За обращение к президенту и парламенту Молдавии с призывом признать независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, в котором заявляется о признании независимости этих республик Народным собранием Гагаузии, проголосовали 18 из 34 депутатов. Основанием для этого решения послужили двусторонние договоры, заключенные самоопределившейся Гагаузской Республикой с Абхазией и Южной Осетией в 1992-93 годах. Стоит отметить, что депутаты Народного собрания Гагаузии от правящей в Молдавии Партии коммунистов бойкотировали заседание.