Книга финского историка Осмо Хюутиа "Жемчужина финских земель" выпущена крупным издательским концерном Edita и представляет собой документальное повествование не только о военных событиях и политике финляндских властей на территории Советской Карелии в 1941-1944 гг., но также о промышленной, торговой и образовательной деятельности в захваченных районах республики, о быте местного населения и его взаимоотношениях с оккупантами. Названием новому исследованию послужила фраза из финской газеты военных времён, которая предрекала Восточной Карелии стать "жемчужиной финских земель". В книге использованы уникальные фотографии из военных архивов Финляндии, которые в России практически неизвестны.

Публикация нового труда Осмо Хюутиа вызвала интерес многих ведущих изданий соседней страны. В частности, крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat обратила внимание на тот факт, что концентрационные лагеря на оккупированной территории Карелии были созданы по приказу главнокомандующего финскими войсками, маршала Карла Маннергейма, который по-прежнему остаётся для многих финнов культовой фигурой. Это вызвало оживлённую дискуссию в финском обществе.

В свою очередь, корреспондент ИА REGNUM попросил поделиться впечатлениями от книги "Жемчужина финских земель" доцента Карельского исследовательского центра Университета Йоэнсуу, доктора исторических наук Антти Лайне, который считается в Финляндии одним из наиболее авторитетных исследователей финской оккупации Карелии.

ИА REGNUM: Доктор Лайне, издатель утверждает, что книга Осмо Хюутиа "впервые дает многоплановую и лишённую прикрас картину жизни на территории Восточной Карелии в 1941-1944 гг". Мне довелось познакомиться с несколькими работами финских исследователей, посвящённых оккупации Карелии. О некоторых фактах я, действительно, впервые узнал от Осмо Хюутиа. Например, о том, что Объединение охраны природы Финляндии предлагало военным властям организовать в Восточной Карелии национальный парк. А в чем, по-Вашему, новизна этой книги?

Это уже не первая попытка финских историков исследовать период оккупации Карелии. Моя докторская диссертация "Два лица Великой Финляндии. Гражданские и оккупационные власти Восточной Карелии 1941-1944 гг." появилась еще в 1982 году и тоже вызвала тогда большой интерес крупнейших финских газет и телеканалов. А в 2004 году в Финляндии вышла в свет книга Марьи-Леены Миккола "Утраченное детство", которая была посвящена финским концентрационным лагерям и основана на интервью с теми, кто их пережил. Книга Осмо Хюутиа затрагивает многое из того, что уже было опубликовано ранее, и, по большому счету, в ней нет ничего нового.

ИА REGNUM: Российские историки, как правило, не рассматривают участие Финляндии в войне 1941-1944 гг. отдельно от гитлеровской Германии. Для россиян финская оккупация Карелии была и остаётся частью событий Великой Отечественной войны. Однако финны эту войну называют "войной продолжения", как будто бы Финляндия участвовала в ней самостоятельно, не на стороне гитлеровской Германии. На мой взгляд, в книге Осмо Хюутиа достаточно хорошо описано, как Финляндия стала союзником Германии в войне против Советского Союза. Как Вам кажется, может ли новое исследование повлиять каким-либо образом на отношение финнов к "войне продолжения"?

В истории Финляндии "Зимняя война" 1939-1940 гг. - это первая война, в которой страна сражалась с Советским Союзом без каких-либо союзников. Когда Финляндия по Московскому мирному договору утратила часть своих территорий, финский народ был готов к новой войне. И это стало возможным, когда Германия приступила к разработке плана "Барбаросса", и Финляндии было предложено получить германскую военную помощь. Участие Финляндии в "войне продолжения" невозможно понять без "Зимней войны". Возвращение утраченных по Московскому договору территорий - это была внутренне одобренная каждым финном причина вновь воевать с Советским Cоюзом. Но то, что Финляндия выступила на стороне Германии, разделило финнов надвое, поэтому, когда началась новая война, финны стали активно исповедовать идею создания Великой Финляндии с присоединением российских карельских земель.

ИА REGNUM: Когда Осмо Хюутиа и другие финские исследователи описывают условия жизни населения на оккупированной территории, они признают, что финны проводили сознательную политику по разделению всех жителей Восточной Карелии на "национальное" и "не национальное" население. Но никто при этом не называет такую политику нацистской, хотя концентрационные лагеря в Карелии мало чем отличались от гитлеровских концлагерей. Почему в Финляндии обычно обходят эту тему молчанием? Рассказывают ли об этом финским школьникам?

Разделяя жителей Карелии на "национальное" и "не национальное" население, финские оккупационные власти исходили из того, что карелы являются родственным финнам народом, которые превратились бы после победы в граждан Великой Финляндии. Проживавшее в Карелии русское население и другие, не родственные финнам народы в глазах оккупационных властей не принадлежали к коренному населению Карелии, а были переселены в неё насильно в советское время. Должен заметить, что Германия не оказывала влияния на такую политику финских оккупационных властей. Немцы на оккупированной территории Карелии присутствовали только в районе Кестеньги и Ухты (нынешний поселок Калевала - прим.ИА REGNUM), но там проживало всего около 3 тысяч гражданского населения.

В начале войны в Олонецкой Карелии воевала одна немецкая дивизия, и уже осенью 1941 года она была выведена из этого района. Создание концлагерей было собственной политикой финских оккупационных властей, которые на тот момент практически ничего не знали о немецких лагерях. Но с другой стороны, концлагеря были известны ещё со времён англо-бурской войны в Южной Африке, концлагерями также можно было назвать и первые трудовые лагеря в Советском Cоюзе. В начале войны финны очень верили в свою победу и обсуждали возможность высылки русских в глубь Советского Cоюза после падения Ленинграда. Эта тема затрагивалась, в частности, в переговорах с германскими союзниками поздней осенью 1941 года. Но когда взять Ленинград не удалось, финнам пришлось оставить заключённое в концлагеря население на весь срок оккупации. Высокая же смертность в финских концлагерях была обусловлена недостатком питания, а не уничтожением заключённых, как в германских лагерях.

Вообще, идеи национал-социализма были поддержаны крайне малым числом финнов, речь идёт даже не о тысячах людей. Так что в Финляндии не было нацизма. А политическая идеология в отношении оккупации Карелии была чисто национал-романтической, правда, ультраправой. Сегодня о войне финнам стремятся говорить только положительные вещи. Тема известна, но о ней не очень любят вспоминать. На уроках истории в финских школах вообще отводится немного времени собственной стране и ее войнам, поэтому тему концлагерей попросту не затрагивают. Многие молодые редакторы финских СМИ даже не знают те книги о войне, которые выходили до их рождения, но вот тема финских концлагерей все же периодически, раз в 5-7 лет поднимается и в газетах, и на телевидении.

ИА REGNUM: Осмо Хюутиа в своем исследовании уделяет немало внимания образовательной политике на оккупированной территории. По мнению историка, население Восточной Карелии было в значительной степени русифицировано советской властью. Как Вам кажется, могли ли проживающие в Карелии карелы и вепсы сохранить свой язык и национальные традиции в условиях "финского национального образования"? Не пришла ли на смену "русификации" их "финизация"?

В задачу образовательной политики, проводившейся финскими оккупационными властями в Восточной Карелии входило обучение всех детей на финском языке по традициям финской школы. Это касалось карельских и вепсских детей, поскольку русских детей поначалу вообще не учили. Карельский язык идентифицировался финнами как диалект финского, и если бы финское влияние продолжалось дольше, карельский письменный язык вообще не смог бы получить своё развитие.

Справка:

Антти Лайне - родился в 1949 году, доктор исторических наук, доцент Карельского исследовательского центра Университета Йоэнсуу, автор нескольких научных работ, посвящённых истории Карелии, в том числе - "Два лица Великой Финляндии" (1982) и "Карелия в XX веке" (2004). В ближайшее время готовится к публикации его книга о новых жителях бывших финских территорий, отошедших Советскому Союзу после Второй мировой войны.