После 10-летнего руководства чувашским УФАС Татьяны Петровой на эту должность в июле 2008 года назначен 36-летний Вячеслав Борисов. На федеральную службу он перешел с должности начальника экспертного управления Администрации президента Чувашии, которую занимал с мая 2006 года. ИА REGNUM публикует первое интервью и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашии.

REGNUM: Вячеслав Аркадьевич, в сентябре глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев встречался с руководителями территориальных органов ФАС - состоялся совет, членом которого вы являетесь, а также расширенная коллегия. Какие в целом ставились цели и задачи, как Артемьев оценил работу чувашской службы?

В ходе трехдневной работы Игорь Артемьев особое внимание уделил второму пакету поправок к антимонопольному законодательству ("второй антимонопольный пакет"), в рамках которого предполагается внести значительные изменения как в действующее антимонопольное законодательство, так и в ряд других законов в сторону усиления контроля и ужесточения наказания. В ряде случаев за нарушения предусматривается не административная, а уголовная ответственность - к примеру, за систематические нарушения антимонопольного законодательства, за картельные сговоры.

В рамках второго антимонопольного пакета возрастает ответственность чиновников. В частности, в антимонопольном законодательстве есть статья, посвященная непосредственно актам, деятельности или бездеятельности органов власти, в результате которых ущемляются конкурентные отношения. За принятие порой безграмотных актов сегодня не предусмотрена ответственность. К примеру, достаточно часто встречаются сейчас нарушения на рынке пассажирских перевозок, когда заказчиками выступают органы государственной и муниципальной власти.

Игорь Артемьев призвал к более усиленным и жестким мерам применения антимонопольного законодательства и законодательства об административных правонарушениях по отношению к нарушителям. То есть мы должны не только пресекать нарушения после их выявления, но и привлекать к ответственности.

Что касается работы Чувашского УФАС, то по итогам января-июля 2008 года в рейтинге среди 75 территориальных служб по предварительным материалам мы занимаем 31 место. С 1 июля текущего года. региональных служб стало 82. Задачи поставлены, есть над чем работать.

REGNUM: На сентябрьском заседании координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства глава Чувашии Николай Федоров подверг резкой критике необоснованно завышенные тарифы со стороны естественных монополистов. При этом, в частности, со стороны предпринимателей были жалобы на постоянный рост платы за присоединение к электросетям, недостаток лимита газа для предприятий промышленного производства и жесткие, порой невыгодные условия договора о поставках газа. Какова ваша оценка данной ситуации? С какими еще проблемами в сфере работы естественных монополий приходится сталкиваться?

ФАС осуществляет контроль за исполнением антимонопольного законодательства со стороны всех хозяйствующих субъектов, но при этом субъекты естественных монополий - в зоне повышенного внимания. На координационном совете прозвучал призыв к предпринимателям обращаться в суды в ситуациях злоупотребления доминирующим положением со стороны естественных монополистов, однако не секрет, что судопроизводство - достаточно долгий процесс. Зачастую вмешательство антимонопольной службы, которая в отличие от судов достаточно оперативно рассматривает дела, приводит к положительному результату еще до вынесения решения. К примеру, в первом полугодии 2008 года предпринимателю после приобретения им в Янтиковском районе магазинов предъявили вместо подписанного обычного договора энергоснабжения техусловия на подключение мощностей. При этом в магазинах до продажи уже все было подключено и новых мощностей не появилось. Сразу после возбуждения дела техусловия были отозваны. Это говорит о том, что субъекты естественных монополий очень внимательно относятся к подобным обращениям, поскольку за нарушение их ждут серьезные штрафы - от 1 до 15% годового оборота на рынке правонарушения, которые введены в законодательство в 2007 году. В качестве примера можно привести известное дело "Мечела": как известно, за злоупотреблением доминирующим положением ФАС наложил штраф порядка 800 млн рублей. Это и есть оборотный штраф.

Опыт работы Чувашского УФАС показывает, что в целом 60-70% нарушений в сфере антимонопольного законодательства приходится на услуги монополий, работающих в области электро- и теплоснабжения. При этом достаточно частым нарушением является предъявление необоснованных требований по техсоединениям. К примеру, возбуждено дело в отношении ООО "Коммунальные технологии" за нарушение антимонопольного законодательства, которое выразилось в необоснованном требовании к одной из организаций проложить трубопровод на участке тепловых сетей строящего объекта только из нержавеющей стали. До этого организация, руководствуясь действующими техническими требованиями, закупила обычные трубы, не из нержавеющей стали, и в итоге их ставят перед ситуацией новых экономически необоснованных затрат. Комиссия с учетом заключения специалистов Ростехнадзора установила, что согласно действующим стандартам допускаются обычные трубы.

Вообще, рынок электротеплоэнергетики - достаточно серьезная тема. К примеру, во "втором антимонопольном пакете" включены правила недискриминационного (универсального) доступа к сетям монополий, что исключает предъявление каких-то индивидуальных требований. В частности, на координационном совете предприниматели рассказывали о том, сколько порой приходится пройти инстанций, чтобы подключить к объекту небольшую мощность. При этом выполнение условий, предъявленного в рамках договора со стороны естественных монополий, может обойтись крайне дорого. К примеру, один из предпринимателей на координационном совете признался, что даже пришлось прекратить строительство дома после получения техтребований по подключению, так как себестоимость жилья в этом случае будет крайне высокой.

REGNUM: Также на координационном совете глава Чувашии предложил создать консультативный орган, включающий представителей всех заинтересованных сторон, чтобы снять проблему необоснованно завышенных сумм за услуги естественных монополистов. Каким вы видите данный совет, и как он может помочь чувашскому УФАС в решении обозначенной проблемы?

Скорее, как совещательный орган помощи предпринимателям по работе с естественными монополиями. К нам достаточно часто обращаются предприниматели с теми или иными жалобами. Однако, нередко при этом приходится сталкиваться с ситуацией, когда с их стороны для разрешения конфликта реальных действий нет. А на основе устных заявлений мы не можем возбуждать дела. Поэтому данный орган может стать очень полезным, нужным и важным начинаем в консультационной и организационной помощи предпринимателям.

REGNUM: Очень актуальным вопросом для потребителей является ситуация на молочном рынке и рынке нефтепродуктов. В первом полугодии оба эти рынка отличались нестабильностью, резким подорожанием. Чувашское УФАС начало проверки в мае. Что они показали?

Что касается рынка нефтепродуктов Чувашии, то у нас действительно вызывают определенные вопросы одновременное и одинаковое повышение цен, которое было в первом-втором квартале 2008 года со стороны трех ведущих в Чувашии участников рынка: "Чувашнефтепродукт", "Лукйол-Волганефтепродукт" и ИП Дельман. Сейчас мы практически завершили анализ того, были ли действия этих участников вызваны соответствующими обстоятельствами на товарном рынке. Итоги озвучим в ближайшее время. Кроме того, по поручению ФАС России в Чувашии, как и в других регионах страны, еженедельно ведется мониторинг цен на нефтепродукты - бензин, керосин и дизельное топливо, устанавливаемые доминирующими игроками.

Отмечу, что с начала года в территориальных органах ФАС России в отношении доминирующих хозяйствующих субъектов на рынке нефтепродуктов были возбуждены десятки дел по согласованным действиям и злоупотреблением доминирующим положением. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша даже признался в том, что именно слаженные действия ФАС не дали монополистам взвинтить цены на жидкое топливо.

В результате проведенного в мае-августе 2008 года двухэтапного комплексного анализа рынка молока и молочной продукции были выявлены 16 локальных рынков, на ряде их было определено доминирование определенных перекупщиков, крупных переработчиков и других хозяйствующих субъектов. Дальше мы изучали, злоупотребляют ли эти хозяйствующие субъекты своим доминирующим положением. В частности, нас интересовала проблема сырого молока, которое закупалось в декабре 2007 года по цене свыше 12 рублей за литр, а во втором-третьем квартале 2008 года - за семь и даже менее рублей. То есть цены упали почти в два раза. По итогам анализа в отношении одного из предпринимателей Шумерлинского района и общества Ядринского района были возбуждены дела по признакам нарушения закона о конкуренции, которые выражаются в установлении низких закупочных цен на локальных рынках закупки сырого молока указанных районов. Кроме того, в отношении еще двух организаций возбуждено дело по ч.1 ст.11 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с установлением соглашения между субъектами по определению цены продукции.

В результате анализа также был выявлен ещё ряд предпринимателей, хоть и занимающие не более десяти процентной доли рынка, но злоупотребляющие своим положением: они закупают молоко ниже средней рыночной цены. Однако, в данном случае к ним невозможно применить антимонопольное законодательство, поскольку они не занимают доминирующего положения на рынках. В то же время отмечу, что в рамках "второго антимонопольного пакета" предполагается отмена порога доминирования. Если бы эти нормы уже действовали и мы бы установили рыночную власть предпринимателя в данный момент и в данной ситуации, доказали злоупотребление, то и эти участники рынка понесли бы ответственность.

REGNUM: Если столь пристальное внимание к молоку и нефтепродуктам вполне понятно, то чем объясняется интерес антимонопольной службы к поставкам минеральных удобрений?

Согласно антимонопольному законодательству мы имеем право возбуждать дела по заявлениям любых сторон, по поручениям вышестоящей организации и руководства страны, по собственной инициативе и по материалам средств массовой информации. В данном случае рынок поставки минеральных удобрений заинтересовал нас после журналистских публикаций. В частности, в одной из статей журналист, исследуя ситуацию на рынке минеральных удобрений, написал, что серьезную озабоченность вызывает повышение в Чувашии цен на минеральные удобрения. Сейчас мы проводим анализ рынка республики, чтобы понять, есть ли в этом повышении вина наших оптовиков. Отмечу, что тема повышения оптовой цены на минеральные удобрения достаточно активно обсуждается и в российских СМИ.

REGNUM: Значительное внимание в последнее время уделяется и рынку рекламы...

Да, в рамках закона о рекламе мы выявляем нарушения на этом рынке, при этом чаще всего встречается недобросовестная реклама. Хотелось бы подчеркнуть, что большую помощь и поддержку в этом направлении работы могли бы оказать сами граждане республики, которые наверняка нередко сталкиваются с нарушениями со стороны рекламодателей, рекламораспространителей, изготовителей. Напомню, что к грубым нарушениям относятся реклама алкогольной и табачной продукции на витринах магазинов, фасадах зданий. Категорически нельзя рекламировать сам процесс курения, иногда этим злоупотребляют журналы.

Как вы знаете, реклама должна быть достоверной, а при рекламировании финансовых услуг, если в ней содержится хотя бы одно условие, влияющее на ее стоимость, необходимо указывать все остальные условия, влияющие на нее. К сожалению, при этом в законе не введены стандарты размещения этих условий, то есть зачастую прочитать их можно, образно говоря, только с лупой. К примеру, одна из пивоваренных компаний при рекламировании акции по розыгрышу призов среди покупателей продукции все основные условия указала на этикетках настолько мелким шрифтом, что прочитать можно было только с лупой. А условия одного из банков по получению "автокредита за 0%" мы смогли прочитать только после того, как сфотографировали рекламный щит и увеличили изображение. Согласно закону рекламодатели, безусловно, правы, поскольку разметили все основные условия, но с другой стороны - эти же самые условия даже человеку с хорошим зрением прочитать крайне тяжело. Поэтому в этой части, на наш взгляд, еще требуется соответствующая детализация в законодательстве.

Справка ИА REGNUM:

Борисов Вячеслав Аркадьевич родился 29 июня 1972 года в Красночетайском районе Чувашии. Окончил в 1993 году Чувашский госуниверситет в Чебоксарах (специальность - математика), в 1996 - Российскую академию государственой службы в Москве (специальность государственное и муниципальное управление, квалификация - экономист). После окончания университета работал программистом, с 1994 - в Администрации президента Чувашии - начиная с должности специалиста первой категории до консультанта. В 2000 году назначен заместителем министра имущественных отношений, затем руководителем Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике. С мая 2004 - министр транспорта и дорожного хозяйства. В сентябре 2005 года правительство было реорганизовано, и Минтранс ликвидирован. С мая 2006 года возглавил экспертный отдел Администрации президента Чувашии.