В воскресенье прошли выборы в законодательные собрания объединенных Иркутской области и Забайкальского края. Таким образом, практически завершен процесс слияния Иркутской области и Усть-Орды, а также Читинской области и Агинско-Бурятского округа. О новых планах по укрупнению субъектов Федерации пока что ничего не слышно, пишет сегодня "Независимая газета".

Более того, как отмечает издание, даже разговоры об укрупнении российских регионов, еще год назад являвшиеся чуть ли не главными в политической повестке дня, постепенно сходят на нет. Последний раз о возможном слиянии субъектов Федерации президент России Дмитрий Медведев говорил во время поездки на Чукотку. Да и то обошелся расплывчатыми словами о том, что, мол, он не против укрупнения, но только, как говорится, по обоюдному согласию: когда население "за", а власти, соответственно, идут навстречу требованиям трудящихся.

Ранее идеология процесса укрупнения была иной. Федеральный Центр просто называл регионы, нуждающиеся в укрупнении, а уже потом население (после соответствующей агитационной и пропагандистской работы, подкрепленной финансовыми вливаниями) на референдуме инициативы властей поддерживало. Причем особой аргументацией избирателя не баловали, приводя, как правило, лишь два "железных" аргумента в пользу укрупнения - чиновников якобы станет меньше, а жить населению станет лучше.

Теперь, похоже, эта схема уже не работает, продолжает издание. По крайней мере, руководство страны каких-то планов на этот счет не озвучивает. Судя по всему, потому что планов подобных просто нет. Хотя еще несколько лет назад каких только вариантов не звучало. Правда, не из уст чиновников, а от политологов. Причем все они даже имели некое обоснование: ликвидация "матрешек", присоединение слабых регионов к донорам, необходимость уменьшить административный аппарат и т.д. А главное - говорили о необходимости покончить с практикой бесконечной бюджетной поддержки регионов-реципиентов за счет субъектов-доноров, к которым отстающих собирались прикрепить. Неужели эти проблемы уже решены? Неужто отстающие стали передовиками и не нуждаются в плече зажиточного соседа? Не похоже.

Представляется, что главная беда - в подходе к проблеме. До сих пор нет никакой внятной концепции - как и кого объединять и уж тем более - зачем. Никто из высокопоставленных чиновников ни разу не сказал, по каким критериям должен проходить этот процесс. Ни разу не было слышно, чтобы какой-либо мозговой центр по заказу государства провел соответствующие расчеты и выяснил, что в интересах экономики регион А должен быть объединен с регионом Б. Даже в Минрегионразвития, судя по всему, такими расчетами никто не занимается. А если и занимается, общественность об этом почему-то ничего не знает.

В итоге процесс, о необходимости которого так долго говорили власти, начал затухать. Всплески на солнце наблюдаются лишь в том случае, когда кто-то из глав богатых регионов в каком-либо интервью скажет, что неплохо бы его территории прирасти соседской. После чего выясняется, что соседний глава региона имеет не меньший политический вес и своих лоббистов на самых верхах. Дискуссия заканчивается обещаниями "рассмотреть вопрос в неопределенном будущем".

Между тем всем понятно, что нынешняя политическая карта России скроена по лекалам советской экономики. Она досталась в наследство от СССР с его плановой экономикой и мощной системой дотирования слабых. Эту систему неизбежно нужно менять. И процесс укрупнения регионов должен зависеть не от политических веса и амбиций тех или иных губернаторов. Он нуждается в строгом научном подходе. Он должен быть разработан поэтапно и внедряться шаг за шагом.

Но пока о подобных разработках, по крайней мере, на серьезном государственном уровне, никто не говорит.