Рунету кризис не помеха, считают руководители ведущих интернет-компаний, с которыми "Финнам" организовал 17 октября интернет-конференцию. По мнению Германа Клименко (глава Liveinternet.ru), любой кризис - это скорее плюс: для экономики вообще и для рунета, в частности. "В последние года два в рунете появились все признаки "перегрева". Как грибы после дождя стали создаваться ТопФорТопы. Инвесторы стали верить в чудеса, обещаемые "Дибровами": "за 20 млн и год работы мы станем круче Яндекса"... Кризис возвращает управление процессами профессионалам. И это во благо".

Сергей Шкарупа (генеральный директор рекламного агентства "Роквелл") отмечает, что "наконец все станут считать деньги, а не сливать их в интернет потому, что это модно". "Всегда очень смешно смотреть на новые сайты, 20 рекламных мест, цена задрана, уже посчитано, что заработают миллион. А потом ничего. Зачем делал? Для чего? Только для освоения бюджетов. Эти шальные деньги, по моему мнению, и не дают качественного роста в интернете. Что за последние годы интересного сделали? Только "Одноклассники" и "В Контакте". И на этом все. Так можно и угробить интернет. Останутся только генераторы новостей и полупорнографические сайты типа комиксов". Юрий Белоусов (генеральный директор компании E-generator.ru): "Кризис является хорошим фильтром - на рынке предложения останется меньше "шелухи".

По мнению экспертов, в момент кризиса следует ожидать поглощения крупными компаниями более мелких и появления новых проектов. Кризис - "самое время, когда спокойно можно делать дело и затеять что-нибудь новое при условии долгосрочного финансирования и в условиях высвободившихся профессионалов. Между тем ряд экспертов считают, что с новыми проектами стоит немного подождать - пока кризис не затронул интернет-индустрию - примерно, до весны следующего года.

Евгений Агроник, (директор по развитию бизнеса Miсrosoft в России): "По моему, всегда стоит разрабатывать проект во время кризиса, чтобы он вышел на рынок во время очередного бума и снял "максимальное количество сливок". Такой вариант гораздо привлекательней другого сценария - начал на пике и сделал продукт прямиком к началу падения". Что касается компании Miсrosoft, которая располагает значительными резервами ликвидности, то кризис для нее - уникальная возможность пополнить портфель приобретений, сказал Агроник, не называя эти самые возможные приобретения.

Если взглянуть на историю развития российского интернета, то как раз в кризис и появляются лидеры. Примеров много - Яндекс, РБК, mail. Кто переживет кризис и правильно сориентирует свою площадку под нужды пользователей, тот и станет развиваться в послекризисный период, говорит Сергей Шкарупа (генеральный директор рекламного агентства "Роквелл").

По мнению Владимира Долгова (глава представительства Google в России), в силу достаточно большой эффективности рекламы в интернете (если ее измерять в ROI - возврате инвестиций), этот сегмент пострадает последним (если пострадает вообще). "Вообще-то, из-за большой доступности интернет-рекламы для всех компаний, от крупных до среднего и малого бизнеса, создается дополнительная защищенность этого коммуникационного канала. Как мне кажется, серьезно пошатнуть позиции этого сегмента может только глобальный и всеохватный кризис". При этом эксперты отмечают, что первым следствием кризиса станет увеличение денег в интернет-рекламе, как альтернативе другим более дорогим рекламным носителям. У интернета в этом плане еще достаточно большая подушка - вложения в интернет-рекламу могут снизить темп роста, но относительно других каналов будет наблюдаться заметный рост. Но это в первое время. Потом же будет снижение темпов роста. Причем существенное снижение, считают одни - другие отказываются делать какие-либо прогнозы на ближайшую перспективу.

Анна Знаменская (коммерческий директор "Рамблер Медиа"): "Основная часть доходов рунета - это, безусловно, реклама, медийная и контекстная. Основными рекламодателями являются автомобильные компании, FMCG сектор (международные бренды), российские сотовые операторы. Традиционно большую долю рынка занимали банки и страховые компании, но в связи с финансовой ситуацией их доля в будущем году сократится". "Как кризис будет воздействовать на формирование рекламных компаний на 2009 год, будет зависеть от конкретной компании, от конкретного продукта. Бытовая техника, автомобили и прочие товары без рекламы не обойдутся. Бюджеты будут меньше - это точно. Площадкам нужно будет пересматривать в 2009 году прайсы в сторону уменьшения или введения мест для фирм с маленькими ценами", - считает Сергей Шкарупа.

Мария Черницкая (генеральный директор агентства контекстной рекламы iConText): "Понятно, что недвижимость, кредиты и автомобильные бренды - будут уже не так активны. При этом активнее будут те, кто знает, что интернет-реклама эффективна, как support прямых продаж, автодилеры и автосервисы, интернет-магазины и т.п....Рынок контекстной рекламы в России, как и во всем мире, последние пять лет рос стремительно. Удваиваясь каждый год, если говорить о русском рынке. В 2009 году можем ожидать снижения роста. Но никак не падения рынка. Ну рос он 200-250% пять лет подряд. Теперь будет расти на 25-35%. Можно ли эти все еще астрономические темпы роста назвать падением? Контекстная реклама в первую очередь инструмент по привлечению целевых переходов, "покупка покупателей". Основу потребителей контекстной рекламы составляли компании малого и среднего бизнеса. Исчезновение клиентов из секторов - банки, строительство, недвижимость - не существенно повлияет на эту индустрию".

В относительных цифрах Рунет сильно зависит от рекламных денег, говорит Юрий Белоусов (генеральный директор компании E-generator.ru). Но это не мешает преспокойно существовать и расти таким категориям, как дейтинговые сервисы и онлайн-игры, где рекламная модель не является основной. По мнению Владимира Долгова, прибыль в рунете приносят электронная коммерция, реклама, продажа контента - причем под эти три определения подходят практически все существующие направления (с небольшими даже пересечениями: так, например, не совсем понятно, что такое продажа музыки: e-commerce или продажа контента). По некоторым данным, объем рынка рекламы 2007 году оценивался в $400 млн, а электронной коммерции - в несколько миллиардов.

Несмотря на финансовый кризис, аудитория рунета будет расти. Сегодня она оценивается в 30-35 миллионов, в зависимости от источника. Это ниже уровня проникновения интернета в других странах. И самое главное - это не количество, а качество проникновения интернета. Что касается ШПД, мы значительно отстаем от Западной Европы и США, не говоря уже о Японии и Ю. Кореи. Я думаю, что проекты по развитию ШПД, запускаемые российскими Телекомами, приведут к новому этапу роста в ближайшие три года и позволят насытить рунет тяжелым контентом (видео, интернет-телевидение), считает Евгений Агроник.

Анна Знаменская: "Если и правомерно говорить о снижении роста числа пользователей, то только в Москве. У рунета колоссальные возможности роста, российский интернет-рынок - один из самых динамично развивающихся рынков мира. Сейчас мы занимаем 2 место в Европе по количеству пользователей, нас опережают лишь Великобритания и Германия, но количество населения этих стран не может сравниться с Россией. Рост аудитории рунета будет происходить за счет регионов и проникновения широкополосного доступа".