Общественное движение черкесов созывает внеочередной чрезвычайный общенациональный съезд. Объявление об этом было сделано в ходе состоявшегося в октябре заседания Адыгэ Хасэ КЧР. Датой проведения съезда первоначально назначалось 4 ноября. Накануне съезд был перенесен на 9 ноября. О причинах созыва чрезвычайного съезда в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель общественного движения черкесов КЧР Адыгэ Хасэ Мухамед Черкесов:

ИА REGNUM: Что означает термин "общенациональный", кто примет участие в съезде?

В съезде примут участие представители черкесских общественных движений из Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской республики, Республики Абхазия и зарубежной диаспоры, приглашение также послано новому руководству Карачаево-Черкесской республики.

ИА REGNUM: Что стало причиной созыва чрезвычайного съезда, значит ли это, что будут решаться чрезвычайные задачи, и в чем они заключаются?

В 1990-х годах, во время выборов президента Карачаево-Черкесской республики создалось противостояние между двумя субъектообразующими народами республики - черкесами и карачаевцами. Разрешить эту конфликтную ситуацию удалось только с участием Москвы. Тогда была выработана устная договоренность о национальном паритете во властных структурах КЧР. В том случае, если президент карачаевец, то председатель правительства должен быть черкесом. Хрупкое равновесие в межнациональных отношениях, которое сохранялось до сих пор, благодаря соблюдению договорённостей, достигнутых в 1990-х годах, с приходом к власти нового президента КЧР Бориса Эбзева было нарушено. Черкесы потеряли пост премьер-министра, принадлежавший нам по условиям паритета. Против личности Владимира Кайшева - нового председателя правительства Карачаево-Черкесской республики - мы ничего не имеем, но возмущены отношением нового руководства республики к черкесам и принижению статуса этого народа в Карачаево-Черкесской республике.

ИА REGNUM: Является ли назначение накануне на пост председателя парламента КЧР Дохшкова, черкеса по национальности, альтернативой посту премьера?

В качестве альтернативы Борис Эбзеев предлагал нам место Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкессой республики, но мы против такой альтернативы по двум причинам. Во-первых, замена поста премьер-министра на пост председателя законодательного органа не может считаться равноценной заменой. Подобная расстановка полностью исключает черкесское представительство в исполнительных органах власти и экономическом блоке. Взамен черкесы получили формальный пост в законодательной власти, который не дает нам никаких реальных рычагов защиты наших интересов, так как черкесы составляют меньшинство в Парламенте КЧР. Во-вторых, пост спикера согласно договоренностям 1999-го года принадлежал русским.

ИА REGNUM: Вам могут возразить, что паритет 99-го года, основанный на приоритетном праве большинства, не способствовал профессиональному отбору кадров и в настоящее время такой подход устарел? Подобные возражения в условиях КЧР являются нонсенсом. Объективно республика живет не по Российскому праву, а именно по праву большинства. Яркий пример: в этом году представители карачаевского народа, составляющего статистическое большинство в КЧР, в частности депутат Народного Собрания Ислам Крымшамхалов и многие другие заявляли о том, что в качестве президента карачаевский народ примет только карачаевца. И президентом Москва назначила карачаевца.

ИА REGNUM: Cъезд черкесского народа является ответом на кадровую политику?

В какой-то степени да, но проблема гораздо глубже. Вопрос стоит о соблюдении политических и социальных прав черкесского народа, о сохранении черкесов вообще. Нас около 700.000 в четырех субъектах РФ и более 4 миллионов в зарубежных диаспорах. Народ, вносящий неизмеримый вклад в политическую и культурную жизнь большого количества стран мира, России в том числе, чудом и ценой огромных усилий сохраняет свою целостность и культурную идентификацию. Мы никогда не отличались этнической нетерпимостью, толерантность является для черкесов исторической традицией. Я не хочу заранее раскрывать программу съезда однако могу сказать, что мы будет вырабатывать стратегию и тактику консолидированного разрешения стоящих перед черкесами глобальных задач. Если же говорить отдельно о КЧР, мы с пониманием отнесемся к кадровым перестановкам в республике, если в Народном Собрании и в правительстве будет представлено равное количество субъектообразующих народов. Что же касается президента Карачаево-Черкесской республики, то нельзя не отметить тот факт, что уже не одно десятилетие это место занимает карачаевец и мы примем следующее назначение Москвы только в том случае, если это будет черкес.