Иваново лидирует в информатизации процесса учета и регистрации граждан в России. Так обосновали руководители "Союза городов Центра и Северо-Запада России" проведение межрегионального семинара "Интеграция информационных ресурсов города" именно в Иванове. Организаторами семинара, который прошел 16 апреля, выступили ивановская мэрия, "Союз городов Центра и Северо-Запада России" и Федеральный научно-технический центр "Единая государственная система управления и передачи данных" (ФНТЦ "ЕГСУПД").

По словам заместителя директора ФНТЦ Александра Виноградова, Иваново на протяжении последних лет было опорной базой по реализации федеральной программы создания программных продуктов для обеспечения информацией муниципальных образований. В будущем, город станет экспериментальной площадкой для осуществления совместного проекта Минэкономразвития и Госстроя РФ по интеграции муниципальных информационных ресурсов и информационного обеспечения реформы ЖКХ.

За туманной формулировкой стоят вполне конкретные задачи - обеспечить получение как можно более достоверной информации о жителях города и наладить электронный документооборот между различными городскими структурами (например, между Центром регистрации граждан и управлением соцзащиты или налоговой полицией), а также решить проблемы с обеспечением достоверности электронной подписи.

Как заявил президент некоммерческого партнерства "МИИТ ЖКХ" Госстроя РФ Александр Сурнин, проблемы возникают не только технические, но и психологические. Так, например, директорам МУПов в различных городах России и административным работникам пришлось долго объяснять, что секретарь не имеет права ставить электронную подпись начальника в документе. В итоге, почти год ушел на то, чтобы научить директоров работе с компьютером.

В идеале, если система заработает, граждане смогут сохранить свое время и нервы, которые сейчас тратятся в очередях паспортных столов. Ядром системы станут городские центры регистрации граждан. На семинаре опытом создания центров поделились ивановцы и костромичи.

По словам директора костромского Центра регистрации граждан Ирины Дородных, сейчас 200 тысяч жителей Костромы обслуживают 50 операторов-паспортистов. За 5 лет работы Центра удалось высвободить начальников ЖЭКов от несвойственных им функций, наладить взаимосвязь со всеми структурными подразделениями города, обеспечить достоверность информации о гражданах, оперативность информации об освобождающемся муниципальном жилье, организовать выезд паспортистов на дом. Базой данных пользуются костромской ЗАГС, отдел начисления субсидий, расчетно-кассовый центр, избирательная комиссия, отдел по предпринимательству и управление архитектуры. В Иванове аналогичный центр открылся перед Новым годом. Сейчас в нем собирается база данных по Ленинскому району г. Иванова и отрабатывается схема взаимодействия с ЗАГСом. Уже выработаны стандарты обмена информации с районными ЖРЭУ. Изъявили свое желание воспользоваться базой данных Центра УМП "Водоканал", ивановский филиал "ЦентрТелекома", "Межрегионгаз". По словам заместителя ивановского Центра регистрации граждан Натальи Басаловой, главный итог первых месяцев работы - уменьшение количества ошибок в документах (теперь граждане не заполняют их самостоятельно) и уточнение информации областной паспортно-визовой службы (как выяснилось, расхождение фактической информации и находящейся в ПВС достигает 30%).