В Киргизии продолжается международная конференция "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений", передает корреспондент ИА REGNUM.

Сегодня, 5 ноября, с докладом выступил исполнительный директор ОФ "Центральная Азия - мир и согласие" Алмат Тоекин. Тема доклада: "Многовекторная" политика как условие становления и выживания центрально-азиатских государств на примере Казахстана в 1990 - 2000 годы.

ИА REGNUM приводит текст доклада полностью.

Прошло 17 лет со времени выхода Казахстана на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Становление Казахстана и обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными, что во многом связано с нынешней ситуацией на мировой арене.

Казахстану необходима была четкая и конкретная концепция развития общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Поэтому в какой-то степени был учтен исторический опыт прошлых правителей казахской степи, проводящих политику физического выживания этноса.

Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось также Казахстану, которое было вызвано не только огромной территорией, колоссальными природными богатствами, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР (4-е место в мире).

Уникальность геополитического положения Казахстана в том, что он находится в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией, которая должна быть использована в его интересах. Это стало определяющим обстоятельством при формировании внешнеполитической доктрины Казахстана и выбора многовекторной политики.

На международной арене Казахстан стремился развиваться по собственной логике, диктуемой национально-государственными и прагматичными интересами, целью которой является занятие достойного места в мировом сообществе. На это накладывает специфика географического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и рациональную, взвешенную дипломатию.

Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Этому послужило и инициирование форума СВМДА, как инструмента по обеспечению безопасности в азиатской части Евразии.

Что такое "многовекторность" Казахстана?

Казахстанский политолог и политический деятель Ермухамет Ертысбаев пишет: "Собственно говоря, многовекторная внешняя политика Казахстана - это не субьективное желание или "доктрина" Нурсултана Назарбаева, а скорее следствие географического расположения молодого независимого государства, появления новой геополитической реальности в мировой политике - Центральной Азии". В этой интерпретации отмечено базовое содержание данной внешнеполитической доктрины. На наш взгляд, содержание многовекторной внешней политики намного шире и она, наряду с физической рефлексией на географическое окружение, является "ответом" нового субъекта международных отношений на "вызовы" сложной, непредсказуемой среды. Географические факторы, влияющие на формирование внешнеполитического курса республики, ставшие тем самым геополитическими детерминантами, сегодня разносторонне изучаются казахстанскими учеными. В целом данная проблематика разрабатывается с разных точек зрения: политической, экономической, международной и региональной. А влияние международной среды на формирование внешней политики Республики Казахстан как будто очевидно, но отдельной проблемой в казахстанской политической науке оно не ставилось. Нет никакой тайны в том, что на внешнеполитическое поведение нашей страны на международной арене прямо или косвенно влияют Россия, Китай, США и более или менее значимые международные факторы. Здесь важно знание степени, механизмов и каналов влияния того или иного фактора на положение нашей страны.

Жизненно важным интересам Казахстана соответствует дальнейшее закрепление тенденции к утверждению в отношениях между государствами основополагающих принципов международного права как средства решения и регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего геополитического положения Казахстан придерживается политики многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений, как с европейскими, так и с азиатскими странами.

Основные направления внешней политики РК в порядке приоритетов

1. Российский вектор

С Россией отношения строятся на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга. Кремлевские политики должны понять, что наличие у Казахстана дополнительных транспортных выходов в конечном итоге положительно повлияет на развитие по-настоящему партнерских отношений между РФ и РК. В противном случае у Казахстана будут оставаться опасения возобновления имперской политики, а вместе с ними и желание избавиться от ее воздействия. Казахстан же всегда будет дружественным России государством.

2. Китай

Важным здесь является поддержание добрососедских отношений, так как Китай представляет самый большой вызов безопасности РК. Углубление связей в энергетической и торгово-экономической сфере, а также в рамках ШОС.

3. Республики ЦАР и СНГ

На центрально-азиатском направлении Казахстан предпринимает активные усилия по экономической кооперации и интенсификации торговых связей. Казахстан стремится развивать и укреплять братские отношения с центрально-азиатскими республиками, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.

США и страны ЕС

США рассматриваемая как супердержава и лидер евроатлантического мира, отношения с которыми крайне важны. Однако развитие связей с ней не должно вредить отношениям с Россией, КНР и другими странами. В целом лучше не провоцировать обострения геополитического соперничества в регионе.

Со странами Европейского сообщества Казахстан позиционирует себя как евразийское государство, сознательно сделавшее европейский выбор (например, футбольная команда РК входит в УЕФА). Для тесной интеграции он должен вступить в различные европейские структуры, в первую очередь Совет Европы, или как минимум стать наблюдателем в них. Сотрудничество РК с ЕС полезно во всех отношениях и не только в нефтегазовой сфере.

Участие Казахстана в региональных интеграционных объединениях - таких, как СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ОДКБ и ШОС

Приоритет России во внешней политике Казахстана

Важность взаимоотношений с Российской Федерацией в Казахстане никем не оспаривается. Самая протяженная в мире сухопутная граница (около 7500 км) говорит сама за себя. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует.

Для Казахстана первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией. Я также исхожу из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность. Не стоит обходить такой аспект казахстанско-российских отношений, как проживание в Казахстане миллионов этнических русских (около 33%) и возникающие в связи с этим псевдоконфликтные ситуации.

Историческая общность, взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основу казахстанско-российских отношений.

Россия же рассматривает Казахстан в качестве своего самого надежного партнера на постсоветском пространстве, чем показателен первый визит Дмитрия Медведева в Астану.

Следует исходить также из того, что Россия в настоящий момент и в перспективе представляет собой наиболее широкий и надежный рынок для разнообразной казахстанской продукции, и наоборот, источник получения необходимых для нас товаров и технологий. Товарооборот в настоящее время между странами достиг порядка 20 млрд долларов США. Стабильное и динамичное развитие казахстанско-российских связей в новых исторических условиях обеспечивается серьезной договорно-правовой базой, одной из которой является Договор о вечной дружбе.

Определенные шероховатости в двусторонних отношениях с Россией вытекают не только из объективных различий в подходах, диктуемых национально-государственными интересами двух стран, но и из противоречивости в определении для себя приоритетов на международной арене в условиях незавершенного формирования внешнеполитических доктрин. Это можно отнести к последним событиям на Кавказе, где произошел разлом мировой архитектуры безопасности. Несмотря на то, что Астана не признала суверенитета новых стран, важно отметить, что только Казахстан из стран СНГ выразил публичную поддержку действиям РФ в Южной Осетии, осудил агрессию Грузии и начал выводить оттуда свои активы. Призвал обе стороны конфликта к поиску мирных решений, оказав как Южной Осетии, так и Грузии гуманитарную помощь, чем вновь показал сбалансированность внешней политики.

Многовекторность как оправданная и вынужденная политика

Полагаю, что именно "многовекторность" Казахстана позволяет ему проводить политику взвешенности с великими державами, чтобы в какой-то "исторический" момент не оказаться "подмятыми" и стать вассалами этих стран. Это уже было в СССР и обратного пути не должно быть. В этом случае перед страной реально стояла бы угроза превращения в "провинциала" в мировом сообществе.

Необходимо принимать во внимание уязвимость Казахстана перед угрозами внешних факторов таких как, "тихая" экономическая экспансия Китая, с учетом малого населения и больших территорий страны; в случае доминирования в российском истеблишменте ультра националистов существует гипотетическая опасность разыгрывания "русской карты" под видом защиты интересов соотечественников.

Достижение баланса между глобальными, региональными, субрегиональными и национальными подходами в решении проблем мира и безопасности к этому собственно стремится и Казахстан.

Именно т.н. "казахстанский путь" многовекторности, развитие стабильных и стратегических отношений с РФ, КНР, США и другими центрами силы с главной приоритетностью российского направления позволяет мировым игрокам уважать суверенитет и независимость Казахстана и соответственно, его самостоятельный выбор как субъекта международных отношений.

Что касается других республик ЦА, то у них, как у Казахстана существуют свои национально-государственные приоритеты, в первую очередь, связанные с закреплением неожиданно "свалившихся на голову" суверенитетов. Эту независимость страны региона получили не в результате национально-освободительной борьбы (они сами, можно сказать, и не хотели этого), а в результате развала СССР по инициативе наших славянских братьев в Беловежской Пуще. Именно от президентов Ельцина, Шушкевича и Кравчука идет не только разрушение сверхдержавы, попыткой создания некоего славянского сообщества, но и попыткой отторжения от себя среднеазиатских и кавказских республик.

Это был первый сигнал к тому, что европейская часть бывшего СССР взяла курс на Запад, а остальные были "брошены" на произвол судьбы. Второй сигнал со стороны России -- выдавливание из своей рублевой зоны путем ввода российского рубля, что привело к катастрофическим последствиям для всех республик. Здесь уместно вспомнить тщетные усилия Нурсултана Назарбаева по сохранению не только СССР, хозяйственно-экономических связей республик и рублевой зоны, но и его предупреждения негативных последствий всего этого для СНГ. Неоднократные попытки Назарбаева достучаться до руководства России в этот период, а также инициативами по тесной интеграции в СНГ, в том числе путем создания Евразийского союза не нашли понимания и поддержки в российской элите. В этот период Россия активно заигрывала с Западом с целью получения кредитов, тесной интеграции, напрочь забыв о судьбе своих бывших младших братьев. Все это и подтолкнуло к тому, что республики Средней Азии и Казахстана в суровых условиях стали искать свое место в мире, проецировать внешнюю политику, с учетом своих возможностей, что определило в целом выбор многовекторности для всех республик, за исключением Туркменистана.

В этих непростых условиях республики ЦА были вынуждены выбирать и примерять различные модели экономик, определять и выстраивать свою внешнюю политику, вариться в "собственном соку" и устанавливать зарубежные контакты с теми странами, которые интересовались регионом. Активность проявляли Турция с надеждой заменить опустевшее место "старшего брата", США, КНР и исламский мир. И в настоящее время мы являемся свидетелями того, что имеем сейчас.

Надо отметить, что у Казахстана после обретения независимости не было "шараханий" из стороны в сторону во внешней политике в угоду сиюминутной политической и экономической конъюнктуре, в отличие от некоторых стран региона. Несмотря на прохладцу со стороны Москвы в 1990-х годах Казахстан всегда тянулся к России и до сих пор считает отношения с ней главными.

В настоящее время Казахстан в рамках интеграционных структур СНГ, ШОС, ЕврАзЭС пытается позиционировать себя самостоятельным центром силы в политике и экономике. Обретя суверенитет и независимость, он стремится занять свое достойное место и само идентифицироваться в мировом сообществе, а не быть "тенью" какого бы то ни было государства.

Политика "многовекторности" является вынужденной мерой, это удел тех стран, которые идут на пути своего развития и становления. По большому счету в эпоху глобализации большинство стран мира проводят т.н. многовекторную политику. Все политико-экономические процессы в мире в той или иной степени переплетены между всеми странами.

С приходом Владимира Путина российский вектор в центрально-азиатском начал увеличивать свои обороты и активность. Использовался термин "жесткого прагматизма" не только с дальним зарубежьем, но и ближним.

Сегодняшние действия РФ в отношении Центрально-Азиатского региона все еще отличаются невысокой эффективностью и отнюдь не способствуют его стабилизации, улучшению качества управляемости и усилению государств.

В последнее время Москва усиливает гуманитарное и экономическое присутствие в регионе, наряду с наличием доминирующего информационно-культурного влияния, особенно это видно в Казахстане и Киргизии.

Оборотной стороной "многовекторности" для республик Центральной Азии является невозможность объединения их на данном этапе в более тесное обособленное и интегрированное объединение. На мой взгляд, идеальным было бы в плане интеграции для республик ЦАР - это ее объединение по географическому признаку в некий экономико-политический союз, с привилегированными и тесными отношениями с Россией, Китаем и Ираном. Реализации такого интегрированного объединения способствовали бы имеющиеся двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств. Однако этому не суждено сбыться, несмотря не только на отсутствие политической воли элит стран региона и объективных политико-экономико-территориальных и иных предпосылок, а также по причине "не желания" видеть данное монолитное интегрированное образование со стороны внешних, глобальных игроков, таких как РФ, КНР и США.

Некоторые аналитики в России усматривают в казахстанской внешней политике стремление "лавировать между США и Россией, возбуждая в этих великих державах своего рода ревность относительно своего приоритета для Казахстана и выторговывая у обеих стран дополнительные преимущества".

Хотелось бы заметить, что вся история дипломатии и великих и не слишком великих государств строилась именно на данных основаниях: не зря российские политики "патриотического направления" так любят к месту и не к месту вспоминать фразу российского самодержца о том, что у России есть только два союзника - ее армия и флот.

Кстати, сегодняшний прагматизм Дмитрия Медведева и Владимира Путина, реализуемый во взаимоотношениях с ближними и дальними соседями России - это и есть та же "многовекторность", позволяющая не забывая союзнические отношения, строить межгосударственную линию поведения, основываясь на первостепенных приоритетах национальных интересов и заинтересованного присутствия в исторических зонах влияния страны.

Западный вектор во внешней политике Казахстана

С Европейским союзом Казахстан сближает общая заинтересованность в области региональной и международной безопасности, экономики, социального и культурного развития, в проведении инвестиционной деятельности, крупных международных проектов, привлечения в страну передовых технологий и знаний.

Казахстанско-американские отношения строятся на основе долгосрочного и стабильного партнерства. Обе страны сближают вопросы взаимодействия по обеспечению международной энергетической стабильности и безопасности, борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом.

Соединенные Штаты остаются одним из важнейших глобальных акторов, способных оказывать значительное влияние на развитие мировых политических и экономических процессов. США являются крупнейшим иностранным инвестором РК.

Интерес США к расширению сотрудничества с Казахстаном обусловлен следующими объективными факторами:

Геополитический фактор. Вашингтон нуждается в укреплении отношений с центральноазиатскими странами с тем, чтобы оказывать влияние на развитие политических и экономических процессов в этом регионе. Не секрет, что Вашингтон рассматривает Казахстан как один из объектов продвижения собственных геополитических интересов в Центральной Азии.

Энергоресурсы. Обеспечение Вашингтоном энергетической безопасности. В этой связи казахстанские резервы нефти и газа представляют значительный интерес для США в качестве альтернативы Ближневосточному региону. Об этом свидетельствует регулярность контактов между Казахстаном и США, направленных на расширение сотрудничества в области энергетики.

Безопасность и борьба с терроризмом. Одним из наиболее приоритетных аспектов сотрудничества Вашингтона с Казахстаном является сфера безопасности. После 11 сентября 2001 г. Казахстан предоставил воздушный коридор для авиации США в рамках операции "Несокрушимая свобода", поддержал контртеррористическую операцию США в Афганистане. В данное время Казахстан оказывает активную гуманитарную помощь в восстановлении Афганистана. Незадолго до этой конференции Казахстан вывел инженерно-саперный отряд из Ирака, который находился там 5 лет.

Все это, безусловно, укрепило связи Казахстана и США в области обеспечения региональной безопасности, борьбы с терроризмом и военного сотрудничества.

Основу сотрудничества в сфере обеспечения безопасности составляет прочная договорно-правовая база между РК и США в таких областях двустороннего взаимодействия, как совместное противодействие международному терроризму, развитие миротворческих сил, укрепление боеспособности Сил воздушной обороны казахстанских Вооруженных Сил, развитие военной инфраструктуры Каспийского региона и ВМС, создание военного института иностранных языков и т. д.

Продвижение демократии. Ключевым элементом политики США в отношении Казахстана является продвижение демократии и поддержка успешного и планомерного проведения политических реформ. С этой целью Вашингтон оказывает финансовую поддержку различным негосударственным организациям, осуществляют взаимодействие с гражданским сектором страны.

На современном этапе политика США в отношении Казахстана определяется такими факторами, как обеспечение геополитических интересов и энергетической безопасности США, сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с терроризмом, а также поддержка политических реформ и продвижение идеалов западной демократии.

Однако, все же под комплексом сфер сотрудничества проглядывается долгосрочная американская политика по постепенному отдалению Казахстана от России. Призывы и поощрение Госдепом США самостоятельной внешней политики, которая особенно обнажилась после событий на Кавказе в августе этого года.

Активно развивая отношения с Казахстаном, особенно в сфере безопасности, энергетики и технологий, США вызывают опасения у России и Китая, что, безусловно, способствует обострению геополитической игры в ЦАР. США видят потенциальную угрозу и со стороны ШОС, рассматривая эту организацию как инструмент России и Китая по продвижению собственных интересов в Центральной Азии, используемый для противодействия политике Вашингтона и сокращения ее влияния в регионе.

Геополитическое соперничество в ЦА ведущими державами повышает конфликтный потенциал в регионе и может способствовать его милитаризации, что противоречит внешнеполитическим интересам всех республик. В этой связи Казахстан, несмотря на различия в интересах его партнеров, и впредь будет придерживаться взвешенного и разумного внешнеполитического курса, развивая в равной степени взаимовыгодное сотрудничество как с Россией, так с Китаем и США.

Заключение

Таким образом, важно, чтобы регион в целом и не только Казахстан, на данном историческом этапе мог "лавировать" между интересами внешних игроков, между "струйками". В случае если отдельные республики Центральной Азии будут чисто пророссийскими или проамериканскими, процесс развития региона будет поставлен под угрозу, так как это будет подрывать основы для региональной интеграции.

Для Казахстана внешнеполитическая составляющая стратегии национальной безопасности должна быть ориентирована на партнерство и сближение с теми государствами, сообществами и центрами силы, которые способствовали бы укреплению его политики, по-настоящему отвечающей долгосрочным интересам страны, хорошо понимаемой и принимаемой всеми.

Казахстану важно сохранить за собой имидж государства, которое является абсолютно самостоятельным актором не только в рамках процессов, разворачивающихся на постсоветском пространстве, но и так называемой "большой международной игры".

Кроме того, несмотря на то, что Россия является главным стратегическим союзником Казахстана, неизбежным представляется то, что в перспективе могут возникать конфликты интересов сторон. Казахстан, во все большей степени превращающийся в источник инвестиций на постсоветском пространстве, будет восприниматься в качестве конкурента российскому капиталу. В особенности этого можно ожидать в условиях, когда Москва проводит активную политику экономической экспансии, в первую очередь в странах Центральной Азии, и воспринимает себя в качестве государства с правом первого выбора в отношении тех или иных перспективных проектов.