Политика

Президент Ильхам Алиев утвердил состав правительства. В новом кабинете был сменен только министр экономического развития. Вместо Гейдара Бабаева назначен Шаин Мустафаев, который до этого занимал должность первого заместителя министра налогов, а ранее вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) по экономическим вопросам (ИА АПА).

Как отмечает ИА АзерТАдж, Азад Рагимов вновь утвержден министром молодежи и спорта, Эльдар Махмудов - национальной безопасности, Эльмар Мамедъяров - иностранных дел, Абульфаз Гараев - культуры и туризма, Али Аббасов - связи и информационных технологий, Фазиль Мамедов - налогов, Фикрет Мамедов - юстиции, Физули Алекберов - труда и социальной защиты населения, Гусейнгулу Багиров - экологии и природных ресурсов, Исмет Абасов - сельского хозяйства, Кемаледдин Гейдаров - по чрезвычайным ситуациям, Мисир Марданов - образования, Натик Алиев - по промышленности и энергетики, Октай Ширалиев - здравоохранения, Самир Шарифов - финансов, Рамиль Усубов - внутренних дел, Сафар Абиев - обороны, Зия Мамедов - транспорта и Явер Джамалов - оборонной промышленности. Глава государства назначил и заместителей премьер-министра. Первым заместителем вновь стал Ягуб Эюбов. Абид Шарифов, Эльчин Эфендиев и председатель Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Али Гасанов утверждены заместителями премьер-министра.

Как отметил "Эхо" парламентарий, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов, назначение глав министерств - полномочие главы государства. "Я в целом положительно оцениваю политику обновления кадров. Мустафаев весьма опытный кадр, который работал заместителем министра налогов и знаком со структурой". Впрочем, до назначения состава правительства частные эксперты высказывали различные оценки. Как отметил до назначения состава правительства "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, ожидалась смена глав министерств, которые азербайджанская пресса считала одиозными. При этом Ахмедоглу не исключил того, что до конца второго срока правления президента Алиева полностью обновится весь состав Кабинета министров.

Национальный телерадиосовет (НСТР) Азербайджана намерен до конца года принять решение о прекращении вещания на национальных частотах программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" и BBC. Эту сенсационную новость в эксклюзивном интервью ИА "Туран" сообщил председатель НТРС Нуширеван Магеррамли. "На национальных частотах должны вещаться программы только национальных телерадиоструктур, это наша политика", - сказал Магеррамли. По его словам, НСТР проводит такую политику поэтапно на протяжении последних лет. Так, вначале было прекращено вещание российских и турецких телеканалов, затем радиостанций этих стран. Далее было приостановлено вещание французской радиостанции. По его словам, в будущем предполагается также пересмотреть межправительственный договор о вещании в Азербайджане первого государственного телеканала Турции - TRT1. "Что касается программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" и BBC, то НСТР твердо намерен принять до конца текущего года окончательное решение по этому вопросу", - сказал Магеррамли.

Новый генсек Международной организации в защиту свободы прессы Жан Франсуа Жуйар дал интервью ИА "Туран", в котором оценил состояние прессы и свободы слова в Азербайджане. По словам главы "Репортеров без границ", нынешняя ситуация со СМИ в Азербайджане остается очень напряженной. "Четверо независимых и оппозиционных журналистов остаются за решеткой по обвинениям, которые не были подтверждены. Ситуация была столь тяжелой, что некоторые из осужденных проводили голодовку. Мы просим освободить Эйнуллу Фатуллаева, осужденного на 8,5 лет в октябре 2007 года и который подвергался угрозам и давлению в тюрьме, Ганимата Захидова, осужденного на 4 года в марте 2008 года, его брата Сакита Захидова, осужденного на 3 года тюрьмы в октябре 2006 года, и Мушвига Гусейнова, осужденного на 6 лет по обвинению в получении взятки. Мы были особенно обеспокоены ситуацией по делу корреспондента газеты "Азадлыг" Агиля Халила, на которого было совершено несколько покушений и который подвергался физическому и психологическому давлению за публикацию материалов о коррупции офицеров Министерства нацбезопасности", - отметил Жуйар. На вопрос, почему Азербайджан в этом году опустился в индексе на 11 мест и занял 150-е место, глава организации отвечает, что это снижение объясняется наличием четырех журналистов в тюрьме, и несколькими попытками убийства Агиля Халила и давлением на других журналистов. "Это значит, что, несмотря на заявления властей Азербайджана, состояние свободы прессы в стране ухудшается. Вот почему мы призываем их начать диалог с прессой и отказаться от использования насилия", - отметил Жан Франсуа Жуйар.

В парламенте депутаты раскритиковали недавнее интервью Рустама Ибрагимбекова, опубликованное в Правде.ру. В нем драматург заявил, что "...в Баку нарушен нормальный ритм городской жизни". По его словам, это как демографическая катастрофа, "...город, в котором жили полтора миллиона человек, половина по каким-то причинам уехала, в том числе азербайджанцы, а вместо них приехало два миллиона людей, не подготовленных к городской жизни". Драматург заявляет, что "... каждая нация существует за счет своей элиты. Сейчас ее нет, и, самое главное, нарушен механизм ее образования". Задетые заявлениями Ибрагимбекова парламентарии потребовали, чтобы драматург попросил извинения у азербайджанского народа ("525-я газета"). Академик Ягуб Махмудов подчеркнул, что данное интервью - прямое оскорбление всего азербайджанского народа, интеллигенции. Народоизбранник не исключил, что слова драматурга были искажены. По его словам, "в этом случае он должен дать разъяснение, а в противном случае извиниться". Критику в адрес драматурга также высказали парламентарии Асеф Гаджиев, Фезаиль Ибрагимли, Бахтияр Алиев и Низами Джафаров. Причем последний заявил, что "я разбираюсь в писательском деле и никогда не считал Р.Ибрагимбекова великим писателем". "Он не случайно, а умышленно высказал подобные мысли. Если он считает себя азербайджанцем, то должен попросить прощения у своего народа". В свою очередь, народоизбранник Асеф Гаджиев подчеркнул, что в Азербайджане все же есть элита.

Прошедшие президентские выборы вновь актуализировали тему внесения парламентом поправок в закон АР "О политических партиях". Закон "О политических партиях" был принят 3 июня 1992 года, и сегодня нередко можно услышать мнения типа того, что многие пункты этого закона давно устарели и не отвечают требованиям Конституции, - пишет "Эхо". Один из функционеров правяшей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Сиявуш Новрузов заявил журналистам, что подготовлены и переданы в Милли Меджлис ряд предложений по пересмотру закона "О политических партиях", в которых оговорен и вопрос государственного финансирования партий. Новрузов отметил, что правящая партия выступает за государственную поддержку только тех партий, которые выставили своих кандидатов на недавних президентских выборах. После этого заявления партии, не участвовавшие в выборах государства, заявили, что будут препятствовать принятию подобного закона всеми имеющимися у них возможностями.

А заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов заявил ИА 1news, что он тоже выступает за пересмотр закона "О политических партиях". По его словам, пора начать широкое обсуждение этой темы, поскольку вопрос обновления закона назрел, и вообще это является требованием времени. "Этот вопрос уже длительное время обсуждается общественностью. На нынешнем этапе развития общества открытость источников финансирования политических партий и прозрачность их деятельности, демократичность их внутренней жизни, наличие условий для политического соревнования начинают приобретать важное значение для всех. Можно сказать, что таков политический заказ общества, и если найдутся такие, кто захочет ему противостоять, они неизбежно будут смыты и отброшены с политической арены", - заявил Гасанов.

"Во-первых, я думаю, что пересмотр закона "О политических партиях" - вопрос уже давно назревший, - заявил в комментарии "Эхо" на эту тему директор Центра политинноваций и политтехнологий Мубариз Ахмедоглу. - Ведь он был принят еще при покойном президенте Абульфазе Эльчибее, аж в 1992 году! Представить только, сколько лет минуло с тех пор, сколько изменений пережила республика. И конечно же, закон того вида уже не соответствует современным реалиям. Кстати, в нем и не было записано четко как, из каких источников должны финансироваться партии Азербайджана. И в этом смысле очень хорошо, что, судя по звучащим заявлениям, азербайджанская власть готова принять на себя такую обязанность. Сегодня во всех цивилизованных странах политические силы материально поддерживаются из внутренних бюджетных доходов государств. А вовсе не из зарубежных источников". Я ожидал подобного поворота событий в нашей стране, говорит политэксперт. "Потому что с недавних пор наше государство взялось за организацию финансовой помощи прессе. Сейчас, кстати, готовится очень важный документ, согласно которому финансирование внутренних СМИ государство полностью возьмет на себя, - добавил Ахмедоглу. - Можно сказать, что уже полностью неправительственные организации Азербайджана финансируются из бюджета страны. Правда, общая сумма выделенная НПО, пока не очень велика. Но, думаю, тут нет проблемы, наверняка в ближайшие годы эта сумма вырастет до нужных размеров. В конце концов это дело должно было дойти до партий, и уже дошло".

Переговоры в Москве по Карабаху

2 ноября в подмосковном замке Майндорф состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Армении - Ильхама Алиева, Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна. Как сообщает "Новости-Азербайджан", лидеры Азербайджана и Армении поручили главам МИД активизировать переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, говорится в декларации, подписанной по итогам трехсторонних переговоров. "В декларации отмечается, что президенты Азербайджана и Армении договорились продолжить работу в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне над согласованием политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - сказал Медведев, зачитав декларацию. "Президенты Азербайджана и Армении поручили своим министрам иностранных дел активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ", - сообщил далее президент России. По его словам, создание условий для реализации мер по укреплению доверия стороны называют самой важной задачей. Инициатором организации нынешнего саммита стал президент РФ. Переговоры в подмосковном замке Майндорф продолжались в рамках трехсторонней встречи более часа.

"Я ожидал от Москвы более решительных действий", - заявил в интервью "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу. Несмотря на это, политолог отметил, что это новый этап в урегулировании карабахского конфликта. "До сих пор Армения настаивала на участии армянских сепаратистов в переговорном процессе. А сейчас уже никто не вправе требовать, чтобы представители "НКР" приняли участие в переговорах", - пояснил политолог. Одновременно эксперт указал, что изменилась философия урегулирования конфликта. Ранее Минская группа ОБСЕ и европейское сообщество считали, что вначале должны быть восстановлены экономические связи, а потом уже созданы условия для решения данного конфликта. "А в подписанной в Москве декларации суть вопроса поставлена иначе. Смысл этого документа в том, что первоначально должен быть решен конфликт, и после этого стороны могут достичь региональной стабильности, регионального сотрудничества, и так далее. Кроме того, у этого документа есть конкретная цель. А это позволяет более убедительно заняться урегулированием конфликта", - продолжил Ахмедоглу. Эксперт указал, что до конца года можно ожидать еще одной встречи, которая состоится в трехстороннем формате. "Не исключено, что до конца сего года может быть подписан договор о выводе армянских войск из семи оккупированных районов, возвращении на эти земли азербайджанских вынужденных переселенцев. Возможно, после этого будет открыта дорога Москва-Баку-Ереван", - отметил политолог. При этом эксперт также не исключил, что в ближайшее время в Армении могут начаться массовые акции протеста и даже произойти государственный переворот, с целью смещения Саркисяна. Но эти игры с Москвой не пройдут.

Политолог Расим Мусабеков считает, что подписанный в Москве документ служит интересам российской пропаганды (ANS-Press). "В этом документе ничего содержательного нет. Единственным новшеством является только то, что все этапы переговорного процесса должны быть подтверждены международными гарантиями. Но суть этого также не раскрывается. Единственно, что открыто отмечается Россией, так это то, что впервые за 15 лет по Нагорному Карабаху подписывается какой-то документ". Политолог думает, что Россия предлагала президентам Азербайджана и Армении выразить свое отношение к ее предложениям в тот же день, но они на это не пошли. По мнению политолога, Ильхам Алиев и Серж Саркисян захотели детально обсудить эти предложения со своими сторонниками: "Президент Азербайджана поедет в Турцию, а Саркисян во Францию. Кроме этого, главы обоих государств будут ждать итогов президентских выборов в США. Дело в том, что Азербайджан связывает свои надежды с победой Маккейна, а армяне ждут прихода Обамы". Поэтому Мусабеков считает, что стороны могут вернуться к российским предложениям только после итогов выборов в США.

Как заявил глава пресс-службы МИД АР Хазар Ибрагим, официальный Баку считает важной декларацию, подписанную в воскресенье в Москве президентами Азербайджана, Армении и России. "Это очень важный документ, который отражает все основные моменты переговоров, которые обсуждались между азербайджанской и армянской сторонами", - цитируют его Day.az. Как подчеркнул Хазар Ибрагим, подписанный в Москве документ является первой декларацией, под которой стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Коснувшись статуса Нагорного Карабаха, Ибрагим отметил: "Статус Карабаха может быть определен в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики только после того, как представители азербайджанской общины Нагорного Карабаха, являющиеся в настоящее время вынужденными переселенцами, вернутся в свои дома". Хазар Ибрагим подчеркнул, что карабахское урегулирование будет осуществляться поэтапно. На первом этапе армяне должны вывести свои войска с оккупированных земель.

Как отмечает ИА "Тренд", сопредседатели Минской группы ОБСЕ не были допущены на встречу президентов Азербайджана, России и Армении для переговоров по решению конфликта в Нагорном Карабахе, хотя их на эту встречу приглашали, сказал один из сопредседателей Метью Брайза. По его словам, это не соответствует способам работы Минской группы ОБСЕ. Сопредседателей Минской группы на этой встрече не было, и декларацию они не обсуждали. Сопредседатель Минской группы от РФ Юрий Мерзляков комментарии давать отказался.

А вот по мнению главы Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, Московская декларация состоит из общих слов, и в ней нет ничего нового для урегулирования карабахского конфликта. Декларация по сути явилась отражением того, что устно говорилось на протяжении долгого времени ("Зеркало"). Касаясь роли России, Керимли расценил усилия Москвы как попытку улучшить имидж после августовских событий в Грузии. Настораживающим Керимли назвал то, что, несмотря на серьезные разногласия между РФ и США по событиям в Грузии, в отношении карабахского конфликта Москва и Вашингтон демонстрируют общую позицию. При этом он усмотрел угрозу навязывания Азербайджану определения статуса НК путем проведения референдума. Из-за нерешительности Баку вопрос о референдуме все еще остается в повестке дня переговоров. Как считает Керимли, официальный Баку должен найти в себе силы и исключить данный вопрос из обсуждений.

Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар выразил мнение, что перехват Россией инициативы в карабахском урегулировании не отвечает интересам Азербайджана. Оценивая декларацию, Гамбар назвал ее "коротким и неопределенным по содержанию документом". Вместе с тем он усмотрел в этом документе моменты давления на Азербайджан, имея в виду ссылку на Мадридские предложения, предусматривающие проведение референдума в НК. Он призвал руководство Азербайджана не поддаваться на давление. Вместе с тем И.Гамбар расценил подписание Алиевым декларации как отступление им от своей прежней позиции (ИА "Туран").

"Зеркало" отмечает: "Итак, подписание совместной декларации по Нагорному Карабаху фактически не ответило ни на один из стоящих в обществе вопросов, зато породило множество новых. Прежде всего пока не видно того компромиссного варианта, на который могут согласиться и Баку, и Ереван. Пересечение позиций по этому вопросу почти нулевое, у сторон почти нет точек соприкосновения, поэтому и не видно серьезных перспектив для урегулирования. Анализ последних событий вокруг данной проблемы показывает, что пока стороны конфликта не идут на взаимные уступки. И, разумеется, переговоры на данный момент носят бессмысленный характер. А противоречия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта все более усугубляются. Таким образом, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда при полном отсутствии политической воли у властей Армении и Азербайджана к принятию компромиссных, а значит, и непопулярных решений, мировые и региональные державы пытаются решить карабахский конфликт. Ведь решение данного конфликта невозможно без уступок одной из сторон. Кроме того, подписанная в Москве декларация между Азербайджаном и Арменией считается не чем иным, как очередным раундом борьбы за влияние на мировую политику между Россией и Западом. И, как бы то ни было, ясно одно: до подведения итогов выборов в США каких-либо серьезных подвижек в урегулировании нагорно-карабахской проблемы не будет".

Российский политолог Александр Караваев в интервью "Эхо" выразил уверенность в том, что Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонная встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы". Так прокомментировал в беседе с "Эхо" известный российский политолог Александр Караваев инициативу российского президента Дмитрия Медведева, в рамках которой 2 ноября президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саркисян провели в Москве трехстороннюю встречу, посвященную мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. По словам российского политолога, в последнее время Россия проявляет активную миротворческую инициативу по отношению к урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Это, как он сказал, происходит по всем понятным причинам. "В первую очередь, в настоящее время Россия должна продемонстрировать возможность мирного урегулирования конфликтов на фоне тех событий, которые произошли в Грузии, когда Россия поставила окончательную точку в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, в одностороннем порядке признав их независимость", - отметил политолог. Теперь же, по его мнению, требуется не продолжение военной линии, а новые варианты развития процессов в кавказском урегулировании, то есть мирный сценарий, учитывающий реалии отношений между Азербайджаном и Арменией. Правда, по словам политолога, как бы там ни было, но в треугольной системе отношений Россия - Азербайджан - Армения ни о каком применении силы не может быть и речи. Однако при этом, как он сказал, вполне понятно, что процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта должен быть сдвинут с места. "Должно быть какое-то движение. И желательно, чтобы это движение было произведено по инициативе России, чтобы Москва оказалась лидером в этом миротворческом процессе", - отметил Александр Караваев. Впрочем, именно поэтому, по его словам, в новых условиях, в частности, после августовской войны и некоторого кризиса в российско-американских отношениях, Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Для карабахского урегулирования с точки зрения России нужно найти такой вариант, который с одной стороны позволил бы ей иметь продолжающиеся отношения, военно-политическое влияние и проекты в Армении, а с другой не растерять позитивный потенциал на азербайджанском направлении, который был накоплен при президенте Владимире Путине. Это большая сложность, и Дмитрию Медведеву предстоит напряженное дипломатическое лавирование для разрешения этой проблемы", - подчеркнул Караваев. При этом он еще раз обратил внимание на то, что в рамках российской инициативы обязательно должно быть продемонстрировано некое движение в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Хотя бы должен быть сделан первый шаг, а первый шаг - это, безусловно, освобождение Арменией нескольких оккупированных азербайджанских районов", - напомнил российский политолог.

Вместе с тем, как указал политолог, те новые реалии, которые закладываются в настоящее время на Южном Кавказе, будут влиять на глобальную расстановку сил. "Ясно, что мировая система отношений находится в кризисе. Это абсолютно безусловно проявляется на региональном уровне, а поскольку процесс будет в дальнейшем разворачиваться таким образом, что будет произведена реформа ООН и более сложные глобальные процессы, Россия должна на региональном уровне не растерять ни партнеров, ни союзников, а как минимум увеличить их число. Поэтому дальнейшие переговоры по карабахскому урегулированию, скорее всего, будут происходить в синхронизации с российско-турецкими отношениями", - пояснил Караваев, добавив, что Турция станет еще одним из гарантов нагорно-карабахского урегулирования. Говоря о возможности прорыва, который может стать результатом трехсторонней встречи в Москве, Александр Караваев сказал "Эхо", что "прорыва ожидать следует, однако не надеяться на то, что он произойдет слишком быстро". "Скорее всего, будет намечена краткосрочная повестка на перспективу ближайших нескольких месяцев. Правда, произойдет это только в том случае, если в этот процесс не вмешаются какие-то обстоятельства. Это может быть новая волна активизации США на Южном Кавказе, хотя это произойдет только в первой половине 2009 года, когда новая американская администрация вступит в свои права. Либо произойдут еще какие-нибудь неприятные явления, например, новые удары мирового экономического кризиса. Именно эти факторы могут, и, скорее всего, внесут те или иные корреляции в эти планы. При всем этом, я четко понимаю, что если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонняя встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы вообще", - заключил Александр Караваев.

На переговорах по карабахскому урегулированию наступает решающий этап. В регионе нарастает напряженность, и Россия пытается подтолкнуть лидеров Армении и Азербайджана к мирному соглашению с целью восстановления своего авторитета. Об этом в интервью Радио "Голос Америки" заявила Программный директор Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. На вопрос, на чьей стороне будет Россия, если возобновятся военные действия, Фрейзер ответила, что Россия выступает в качестве гаранта безопасности Армении. "В случае возникновения нового противостояния Россия окажется в сложном положении. Правда, и у Азербайджана есть свои союзники. Но думаю, что создание на Кавказе второго очага конфликта было бы плохо, поэтому все будут думать только о мирном урегулировании. Если не использовать нынешнюю благоприятную ситуацию, Пражский процесс может полностью остановиться. Возобновить его будет трудно, поэтому необходимы усилия всех сторон", - сказала Фрейзер.

По ее мнению, Азербайджан "не должен хвастаться своим военным бюджетом", ибо и Армения экономически развивается и повышает военные расходы. Вместе с тем Армения не должна думать, что время работает на нее и что де-факто независимость Нагорного Карабаха само собой превратится в реальность. Эксперт позитивно оценила визит президента Турции в Ереван. "Улучшение отношений между Турцией и Арменией полезно не только для этих стран, но и для всего региона в целом. Это сближение следует оценивать именно с точки зрения решения карабахской проблемы. Надеюсь, что Турция может выступать как полезный посредник", - сказала Фрейзер. По ее мнению, усиление международного внимания к карабахской проблеме также является редким шансом, и такой возможности может больше не быть ("Зеркало").

Турция во все времена будет считать Азербайджан братским государством и защищать его интересы. Об этом заявил журналистам посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж ("Эхо"). По его словам, именно как братская с Азербайджаном страна, Турция тогда закрыла границы с Арменией и по-прежнему не собирается их открывать до разрешения нагорно-карабахской проблемы". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что в его стране приветствуют предстоящую встречу в Москве президентов Азербайджана, России и Армении, придавая этим переговорам достаточно большое значение.

Азербайджан-Россия

"Зеркало" пишет: "Россия пытается наращивать свою роль и влияние как посредника в урегулировании проблем на Южном Кавказе. Именно как демонстрацию Россией своего влияния в данном регионе и стремление укрепить взаимодействие как с Азербайджаном, так и Арменией можно расценить подписание Московской декларации. Перед встречей президентов в Москве создавалось такое впечатление, что якобы подготовлены какие-то решения и Россия торопится зафиксировать их. С другой стороны, согласие Баку и Еревана на встречу в Москве могло бы стать косвенным свидетельством о признании ими повышения роли России в делах региона. В этом аспекте подписание Московской декларации можно рассматривать как успех именно Кремля. России уговорила президентов Азербайджана и Армении встретиться друг с другом, и не где-нибудь, а именно в Москве..."

Москва с 2004 года готовила в Грузии реализацию того самого сценария, по которому она действовала в Азербайджане в 1993 году. С таким сенсационным заявлением в интервью французской Le Monde выступил Андрей Илларионов, бывший советник Владимира Путина во время его президентства. "Целью России было свергнуть Саакашвили, войти в Тбилиси под прикрытием революции или государственного переворота, сопровождающегося вооруженными столкновениями. Такой сценарий уже имел место на Кавказе в 1990-х, и тогда за границей это мало кого беспокоило", - сказал Илларионов в интервью Le Monde, напоминая о событиях 1993 года в Азербайджане.

"Эхо" пишет: "По сути дела, Андрей Илларионов оказался первым представителем российского политического истеблишмента, кто заговорил вслух о "российском следе" в событиях 1993 года. В самом деле, нельзя сказать, чтобы в Азербайджане вообще не предпринималось никаких попыток анализа того, что произошло в Азербайджане в 1993 году. И за 15 лет, прошедших с тех трагических событий, было написано и сказано предостаточно и о том, что через год после своего прихода к власти лидеры НФА уже не располагали прежней поддержкой, и об отсутствии у них опыта государственного управления и т.д. Однако при этом тема "внешних медиаторов" практически не затрагивалась. Притом что на июль 1993 года правительство НФА планировало подписание того самого "Контракта века" на разработку иностранными компаниями месторождений нефти "Азери", "Чираг" и "Гюнешли". Теперь уже понятно: для подписания такого документа, как "Контракт века" недостаточно провести переговоры и наметить дату. Надо еще и достаточно уверенно контролировать ситуацию внутри страны. А этим "фронтовики", увы, похвастать не могли, что и доказал мятеж Сурета Гусейнова. И нетрудно догадаться, что, подталкивая Сурета Гусейнова к мятежу, московские эмиссары, коих в окружении гянджинского "полководца" было предостаточно, явно рассчитывали сорвать именно подписание контракта. А привести к власти рассчитывали того самого Аяза Ниязовича Муталибова - с 20 января 1990 года других достаточно управляемых марионеток у Москвы так и не появилось. К тому же первый президентский срок Муталибова к этому моменту еще не истек. Вообще-то после своего заявления об отставке рассчитывать на возвращение к власти Азяу Муталибову уже не приходилось, но лучшей карты в рукаве у Москвы просто не нашлось. Но вместе с тем ясно и другое: возвращение к власти Гейдара Алиева тогда не просто "смешало карты", а по-настоящему сорвало московский сценарий. Потому как Алиеву удалось создать в Азербайджане то, чего здесь не было с начала 80-х годов - эффективную и авторитетную систему власти. И чувствовать себя достаточно уверенно для того, чтобы уже примерно через год, 20 сентября 1994 года, подписать тот самый "Контракт века". И вот тут уже нельзя не заметить, что через две недели, 3-4 октября 1994 года, в Азербайджане Сурет Гусейнов вновь пытается поднять мятеж, обещая "разорвать" подписанные контракты..."

Азербайджан-США

Заместитель госсекретаря США по вопросам коммерции Джон Салливан прибыл в Баку. Цель визита - обсуждение двусторонних вопросов в области торговли и других сферах экономики (ИА "Тренд").

"Зеркало" пишет: "Визит в Баку очередного высокопоставленного американского политика перед "московской встречей" президентов Азербайджана, Армении и России нельзя назвать случайным. Видимо, США в очередной раз захотели получить от официального Баку внятный ответ на вопрос: ожидаются ли виражи во внешнеполитическом курсе Азербайджана? Дело в том, что И.Алиев неоднократно называл главным союзником Азербайджана США и заявлял, что именно при содействии США были реализованы энергетические проекты. Алиев понимает, что без поддержки Вашингтона ему будет крайне сложно обеспечить международную поддержку. Правда, официальный Баку в последнее время делал жесты и в сторону России. По крайней мере, и для Москвы, и для Вашингтона важно, чтобы политическая обстановка в Азербайджане оставалась стабильной. И как бы ни относилась оппозиция к Алиеву, переизбранному президентом страны на второй срок, политические круги Запада и России считают, что в данный момент в Азербайджане нет другого политика, способного обеспечить стабильность. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что направление внешней политики целиком зависит от того, как удастся президенту Азербайджана поставить себя перед лидерами супердержав. Судя по прогнозам, ему придется проявить все свои способности лидера и политика в предстоящей борьбе за поддержку Вашингтона и Москвы. Выбор внешнеполитической ориентации Баку в большой степени зависит от проблем нефтедобычи и транспортировки азербайджанской нефти, хотя наличие нефти и экономический фактор еще не означают скорого расцвета демократии западного образца в Азербайджане. Сейчас, когда в связи с вступлением новых государств в ЕС и расширением НАТО на Восток расклад мировых сил каждый день приобретает новые узоры, как при легком повороте детского калейдоскопа с цветными стеклышками, Азербайджану более чем когда-либо необходима взвешенная, гармоничная внешняя политика. Потому что условие нашего выживания - здравый смысл, инстинкт самосохранения и стратегический расчет".

Председатель Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли считает, что не стоит ожидать каких-либо коренных изменений в политике Америки по отношению к Азербайджану в случае победы того или иного кандидата. "У США имеются государственные интересы, и президент страны действует исходя именно из этих интересов", - сказал он. Но в любом случае, считает Керимли, и Обама, и Маккейн в ранге президента США для Азербайджана более приемлемы, чем нынешний хозяин Белого дома. "Команда Джорджа Буша, можно сказать, являлась рупором нефтяных магнатов. И Америка проводила в Азербайджане политику, которая соответствовала интересам этой прослойки", - сказал лидер Народного фронта ("Зеркало"). А.Керимли считает не случайным то, что президент Буш предпочитал закрывать глаза на то, что творится в Азербайджане. "Хотя он немало сделал для победы демократии в других регионах мира", - заявил председатель ПНФА.

Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар заявил "Зеркало" о том, что личность президента и то, какую партию он представляет, не играет значительной роли при формировании внешней политики США. "Поэтому я не считаю, что в азербайджано-американских отношениях могут произойти какие-то изменения", - сказал башкан. Что же касается относительно возможности признания так называемого "геноцида армян", то, как заявил Иса Гамбар, всякий раз во время президентских выборов в Америке хотя бы один из кандидатов выступает с обещаниями о признании "геноцида армян". "Но впоследствии эти обещания не выполняются", - сказал политик. Но при этом И.Гамбар отметил усиление кампании за признание так называемого "геноцида армян". "И Турции, и силам, которые занимают в этом вопросе объективную позицию, все сложнее препятствовать этому", - сказал башкан. Политик уверен, что сотрудничество между Вашингтоном и Баку в области нефтедобычи будет продолжено в любом случае. Обещание Барака Обамы уменьшить цену на нефть до 30 долларов И.Гамбар прокомментировал следующим образом:"США, безусловно, имеют решающее влияние в образовании цен на нефть, но не только президент Америки определяют эту цену", - заявил Иса Гамбар.