Эксперт Мадридского университета: Необходимо выстраивать новые принципы взаимоотношений между государством и религиозными организациями
Иран, 6 ноября, 2008, 01:25 — ИА Регнум. В Киргизии прошла международная конференция "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений", передает корреспондент ИА REGNUM.
В рамках конференции с докладом выступил доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, эксперт института стратегического анализа и прогноза при Киргизско-Российском Славянском университете Кадыр Маликов. Тема доклада: Информационно-идеологический аспект безопасности Центральной Азии.
ИА REGNUM приводит текст доклада полностью.
Сегодня многие эксперты приходят к тому, что религиозные факторы относятся к числу особенностей определяющих или даже моделирующих облик государственности, а следовательно - геополитическую карту мира. Исторические свидетельства заставляют обратить внимание на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых большими странами внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии.
Скажу так, информационная эра изменила способ ведения идеологических войн, давая возможность напрямую воздействовать извне на сознание широких масс населения национальных государств, став самым опасным и действенным оружием в достижении политических целей. И Киргизия, как и другие страны нашего региона не является исключением. Главный инструмент, который используется "некоторыми" странами в продвижении демократии, это двойные стандарты в применении и понятии прав человека и естественно - трактовка "свободы" религиозного вероубеждения. 3 марта 2005 года, четыре американских конгрессмена - два сенатора
Давайте рассмотрим нашу специфику в информационно-идеологическом воздействии только в сфере религии. Так как нас волнует скорее вопрос о наших (внутри региональных) национальных интересах.
Первая проблема, это миссионерская деятельность из-за рубежа. На сайтах открыто заявляется, что главная цель миссионерских организаций (в основном христианских) - Евангелизация населения Казахстана, Киргизии. Для этого действует программа "Азия - 300" (спартанцев?).
В сфере идеологических и информационных войн проводимых в нашем регионе, как факт можно привести распространение деструктивных идеологий, центров и сект разного направления, в том числе и на территории Киргизии. Ясно, что данные религиозные течения (нетрадиционного) для ЦА, как правило, могут представлять прямую угрозу межконфессиональному миру и стабильности обществ. Различных таких нео-христианских центров, созданных в годы "холодной войны" вокруг территории СССР, было создано более двух с половиной тысяч. Составной частью среди них являются и те, которые специализируются только на религиозной проблематике, вопросах свободы совести.
Миссионерские программы практически всегда совпадали и в настоящее время совпадают с геополитическими интересами некоторых государств. Известно, что в процессе идеологической экспансии, миссионеры сыграли важную роль тем, что способствовали распространению на обширных территориях интересов и влияния своих стран. Результаты их деятельности сказывались впоследствии на политических, экономических и других взаимоотношениях с территориями, оказавшимися в сфере этого воздействия.
Вторая проблема - это религиозный экстремизм. Не секрет, что 11 сентября послужило хорошим предлогом для США, чтобы навязать свои правила игры, но беда в том, что некоторым государствам для решения своих "национальных интересов" - эти правила игры понравились. Антитеррористическая кампания начинает приобретать все более идеологический характер. Например, появившееся заявление на интернет-сайтах, что находящаяся военная база США в Киргизии (с которой обеспечивается поддержка в нанесении военных ударов по единоверцам в Афганистане) дает идейную "легитимность" для экстремистов в нанесении превентивного удара по Киргизии как "союзнику" США. Иными словами, дает право осуществлять на территории Киргизии любые акции протеста, в том числе и проведение террористических актов среди мирного населения. Потому, что согласно новой концепции джихада, любая военная база стран войны "даруль харб" на территории мусульманского государства с демократическим правлением (то есть доступа к свободному голосованию, а значит выбора), ставит население данной страны под прямую ответственность либо за свой выбор, либо за молчаливое одобрение политики своего руководства. Сегодня в транснациональных исламских радикальных группировках делается ставка на идеологически хорошо подготовленных членов глобального движения, которые призваны действовать предельно автономно вне рамок какой-либо организации, и будут руководствоваться лишь общими идеологическими установками. Отдельных одиночек, мелкие ячейки связывать будет только общая цель, общая идеология. Уже начинается активный процесс рокировки исламских группировок и их консолидация на основе общей идеологии борьбы со своими режимами под лозунгами глобального джихада для открытия третьего по значимости после Ирака и Афганистана фронта в ЦА. Это дает повод задуматься. По сути, мы можем наблюдать формирование сугубо исламского уровня идентификации и выходе мышления за национальные рамки. Однако стоит признать, что эти тенденции только начинают расти в среде мусульман и эта категория людей представляют пусть и постепенно растущее, но все же меньшинство.
Такие радикальные политизированные движения как партия
Главной проблемой, с которой неминуемо придется столкнуться государству, так это с растущим намерением основной массы мусульман, отстаивать свое право на учет интересов в общественно-политической жизни страны. В этой связи, в отличие от опыта Таджикистана, в Киргизии не стоит проблема легализации политического ислама как одной из ведущих сил в обществе. На данном этапе, который мы можем условно назвать "переходным", мусульманская община будет ставить перед собой задачу учета интересов религиозного большинства в общественно-политической жизни страны.
В то же время, умеренно-прогрессивное направление политического ислама в Киргизии только начинает формироваться и обретать отчетливую форму. На фоне роста политического самосознания, мусульманская община понимает необходимость отстаивания своих интересов в политике страны, что получает выражение в создании различных правозащитных, образовательных организаций и НПО, которые выступают за учет интересов религиозного большинства в политике и общественной жизни Киргизии.
Все это в дальнейшем будем содействовать, при условии понимания необходимости консолидации усилий, объединению разрозненных центров и организаций в одно движение и не исключено что оно будет иметь и политический характер.
В этой связи, можно сделать возможный прогноз, что в условиях продолжающегося роста исламского политического самосознания в Киргизии, мусульманская община неизбежно придет к объединению в рамках одной или нескольких партий и выдвижению инициатив политического характера.
Однако, реальное значение подобных движений будет ощутимо в среднесрочной перспективе, ко времени проведения вторых выборов по новым принципам формирования парламента страны. В данном случае, принимая во внимание главный тезис о том, что политизацию ислама остановить невозможно, формы политической организации мусульман, скорее всего, будут походить на турецкий вариант построения "Партии справедливости и развития" - светская форма, религиозное содержание. По нашему мнению, в условиях укоренившегося в обществе светского мировоззрения это наиболее приемлемый и бесконфликтный путь развития исламской политической мысли в Киргизии, который не будет вызывать резкой критики в обществе.
Стоит также отметить, что появление прогрессивной промусульманской партии, будет способствовать постепенной нейтрализации продолжающегося процесса радикализации в мусульманской общине. Возможность выхода ислама в сферу легальной политики, а также перспективы учета интересов мусульманской общины в общественной жизни страны, позволит оттянуть значительную часть мусульман, входящих в состав радикальных религиозных организаций. Безусловно, этот процесс носит долгосрочный характер, но, по нашему мнению, его не следует исключать из перечня возможных мер противодействия дальнейшей радикализации ислама в Киргизии.
Можно констатировать, что мусульманская община Киргизии, в результате пристального внимания к ней со стороны различных политических сил, включая государство, из объекта политики, постепенно превращается в полноправного участника политической жизни республики. Развитие исламского политического самосознания переживает период роста и повышения своего интеллектуального уровня, за счет влияния общих процессов мусульманского мира, а также ряда стран Центральной Азии, в частности Таджикистана.
Проведенный опрос в 2008 г. среди студентов (молодежь от 18 до 25 лет) светских вузов г. Бишкек и г. Ош, ясно показывает, что большинство респондентов не исполняют религиозных обрядов вообще, между тем существует тенденция роста религиозности среди молодежи, а это примерно от 25% до 30% студентов светских Вузов (которые не регулярно, но посещают мечеть на пятничные молитвы). Сравнивая полученные данные такого же опроса среди молодежи, проведенного в 2003 году (от 8% до 10% студентов светских вузов посещали пятничную молитву), можно видеть геометрический рост посещения молодежью пятничных намазов. При том, что более чем 52,76% молодежи "не религиозны", вместе с тем 62,8% идентифицируют себя в первую очередь как мусульмане, и только во вторую киргизами (национальность). Это показывает, что молодежь помимо культурной идентификации, ищет политическую и идейную в исламе (хотя более половины респондентов ответили, что ислам, только религия 55,53%, в то время как 32,66% опрошенных ответили, что ислам есть религия и одновременно идеология (политика).
Таким образом, постепенно ломается утвердившийся стереотип о поверхностной "религиозности" киргизов в отличие, например от узбеков. С наличием духовного вакуума, коррупции и как результат падение авторитета светских институтов власти, молодежь сегодня видит в исламе - ценностный ориентир, некую политико-идеологическую систему, а не просто традицию). Обращает внимание на то, что современная молодежь находиться на начальных этапах процесса идейной трансформации, от чисто традиционно-национального понимания ислама (киргиз - значит мусульманин), к приверженности общеисламским ценностям, религиозному ориентиру в идентификации, а значит повышается возможность в перспективе появлению протестной идейно-политической позиции. Большинство опрошенных позитивно оценивают участие высших государственных чиновников в проведении религиозных ритуалах верующих. Можно считать, что в целом около 66, 9% респондентов допускают, чтобы верующие имели права на создание политических партий. Также менее половины респондентов допускают политические права верующих (47%) и (24,11%) допускают религиозные права верующих. Но в то же время обращает внимание, что на фоне идеологического "единообразия" светских политических партий КР, молодежь может в будущем видеть некую альтернативу в появлении нового лица на политическом поле "светской партии но с про-исламской риторикой". Сегодня большинство респондентов (64,6%) считают, что ислам и демократия совместимы при определенных условиях. Это дает возможность говорить о позитивном восприятии демократии (свобод, прав) и традиционном восприятии ислама. В то же время (51,01%) респондентов видят будущую Киргизию со смешанной формой - светская система - исламские ценности (Малайзия, Турция), также 14,32% видят Киргизию чисто исламской (как Иран). Заставляет задуматься полученный результат, а это всего - 1,26% опрошенных видят Киргизию демократической страной с западной моделью как (США).
С другой стороны, в мусульманской общине Киргизии появляется объективная необходимость в модернизации религиозного мышления и институтов официального духовенства, для интеграции в общественно-политическую жизнь страны с принятием неизменности светского характера власти.
Таким образом, в условиях роста политизации ислама в стране и во избежание дестабилизации общественно-политической обстановки, необходим диалог и гармонизация отношений между светской властью и исламом. В этой связи, можно говорить, что сегодня Киргизия вступает в новый этап развития, который настоятельно требует максимальное вовлечение нравственного и интеллектуального потенциала ислама в процесс демократических преобразований в стране. Новый формат отношений государства к религии должен предполагать не грубое вытеснение ислама из политики, а направление его социально-политической активности в русло, отвечающее интересам государства.
Эффективность государственного подхода будет выше, если параметры участия ислама в политике получат исламское обоснование и если это участие будет опираться на позитивные начала мусульманской политической и правовой культуры, адаптированные к условиям светского, демократического государства.
Третья проблема - взаимоотношение государства и религии в национальных странах с большинством мусульманского населения. Здесь возникает дилемма, что должно стоять на первом месте: права человека (вернее их степени) или обеспечение общественной безопасности? Также в сохранении жестких идеологических подходов в соотношении светскости и религии, заложена бомба. Это уже приводит к глубоким внутренним столкновениям между светскими и исламскими ценностными системами в странах с большинством мусульманского населения. Цепочка рассуждений ведет к тому, что сохранение стабильности невозможно без правильной трактовки "светское" государство. В конституции Киргизии например отсутствует трактовка, что означает "светское" государство. Поэтому назревает необходимость, разрабатывать политико-правовые механизмы регулирующих принципы сосуществования светской и религиозной систем в рамках единой политико-правовой системы.
На мой взгляд, важен вопрос в создании 3 поясов информационной защиты от влияния деструктивных идеологий. И если в военной, организационной, информационной сферах основными союзниками наших стран в борьбе с международным терроризмом является прогрессивное мировое сообщество, то главным партнером стран ЦА в идейно-теоретическом противостоянии исламскому терроризму могут стать умеренные мусульманские режимы и авторитетные центры просвещенной исламской мысли дальнего зарубежья.
Вторым поясом защиты может выступать региональное информационное сотрудничество стран
Третий пояс - это национальный. В данном направлении подорвать влияние деструктивных сил возможно только при выработке своей (для каждой из стран) мусульманской идейной альтернативы, противопоставленной экстремизму и терроризму. В настоящее время шариат в большинстве стран ЦА воспринимается властными структурами как символ исламского фундаментализма и сепаратизма, что свидетельствует о крайне поверхностном восприятии ислама. В идеологическом плане, необходимо поэтапное изменение существующих стереотипов, сформировавшихся в обществе под влиянием советской идеологии. Здесь главным вопросом является соотношение между религией, государством и нацией. Прежде всего, надо исходить из того, что надо строить гармоничные взаимоотношения государства и религии на партнерских началах.
Сегодня общество, государство и религия взаимозависимы, поэтому наше государство должно видеть в религии своего партнера. Отсюда следует, что также и светской элите совместно с верующей частью населения нужно прийти к такому пониманию общего государства, которое объединит светские ценности со спецификой религии большинства своих граждан. Между тем перед государством остро стоит вопрос о том как будет развиваться дальше ислам в рамках национального государства? Тем более, что в последнее время растет число верующих желающих обращаться не в светские инстанции, а в религиозные по вопросам брака и развода, наследования на основе шариата. То есть в будущем может возникнуть и вопрос о частичном включении некоторых норм шариата в светское право (брак, развод и наследство). А для этого необходимо выстраивать новые принципы взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Но вопрос, сможем ли мы выстроить систему эффективного внутри регионального сотрудничества в данной сфере с учетом каждый своих национальных интересов, остается открытым.