Выступление президента Дмитрия Медведева с посланием к Федеральному Собранию РФ продемонстрировало решимость главы России провести революционные демократические реформы в стране. Причем речь идет о значительном усилении именно демократических институтов и механизмов России. На этапе постперестроечной и, если хотите, постельцинской стабилизации страны президентом Владимиром Путиным решались первоочередные экономические, военно-стратегические и геополитические задачи. Определялось - быть или не быть России как государству и Цивилизации.

Сегодня, когда ни у кого нет сомнения в том, что Россия крепко стоит на ногах и активно отвоевывает статус второй сверхдержавы мира, можно придать дополнительный импульс демократическим институтам. Теперь гражданское общество, партии и независимые СМИ получат новые возможности в деле управления страной и прямого влияния на принятие политических, экономических, геополитических и прочих решений. Дмитрий Медведев поставил крест на рассуждениях отдельных политиков и экспертов о необходимости "закручивания гаек" в условиях кризиса. Теперь уже точно можно сказать, что "военного коммунизма" в России не будет. Кризис будет преодолен не в условиях диктатуры, а как раз наоборот - на фоне возрастающей роли гражданского общества, партий и каждого отдельного человека. Этот парадокс, кажущийся нонсенсом для любителей "твердой руки" и косной бюрократии, на самом деле имеет свое логичное объяснение. Чем активнее развиваются внутренние, в том числе социально-политические, процессы в государстве, тем быстрее оно исцелится от кризиса.

Следует отметить, что демократический вызов Дмитрия Медведева - это не только дорожная карта России, но и сигнал для всех пророссийских анклавов за пределами страны. Послание к Федеральному Собранию должно быть внимательно изучено в Приднестровье. Дискуссия, которая ведется сегодня в нашем обществе, если мы считаем себя пророссийской республикой, должна быть откорректирована с учетом мнения главы Российской Федерации. Нелепы мысли отдельных чиновников и псевдо-идеологов о том, что нам не нужны гражданское общество, многопартийная система, а выборы по партийным спискам необходимо выбросить в мусорное ведро. Следует прямо и принципиально поставить вопрос о начале пакетной демократической реформы в ПМР. Конечно, если мы хотим развиваться и быть рядом с Россией.

На этом пути нас подстерегает много преград и опасностей. К сожалению, в Приднестровье сложилась влиятельная генерация чиновников, заинтересованных в замораживании внутренней ситуации. Для них это очень удобно, потому что любые изменения связаны с напряжением сил, с необходимостью принимать ответственные решения, генерировать новые идеи и подходы. А это их не устраивает.

Более того, демократические реформы сделают власть более прозрачной, подотчетной гражданскому обществу, ориентированной не на абстрактные общественные, а на конкретные индивидуальные проблемы человека и, что самое важное, менее коррумпированной. Желание косного чиновничества и дальше пребывать в "великом бездействии" лежит в основе периодически вбрасываемых в общественное сознание идей о бессмысленности и вредности политических реформ, многопартийной системы, независимых средств массовой информации, сильном и влиятельном гражданском обществе.

Нам пытаются внушить, что жить по старинке лучше, но при этом никто не может объяснить, почему живя так, мы испытываем все большие экономические и социальные трудности. Почему молодежь и люди среднего возраста массово покидают Приднестровье в поисках работы, а сама инфраструктура государства все явственнее отстает от тех образцов и стандартов, которые мы можем увидеть в той же России и на Украине, не говоря о Западной Европе. Конечно факторы непризнанности, экономической блокады и отгремевшей в 1992 году разрушительной агрессии Молдавии серьезно усугубляют наше положение. Но торможение, застой и антиреформаторство на самом деле более опасные явления. Они не позволяют нам уверенно заявить о вхождении в двадцать первый век.

Сохранение этой тенденции грозит самому существованию приднестровской государственности. Один из важнейших маркетинговых принципов гласит: "изменяйся или умри". Поэтому если Приднестровье не будет динамично и последовательно развиваться в сторону существующих мировых стандартов - оно умрет.

И еще: мы любим ссылаться на результаты референдума от 17 сентября 2006 года, который подтвердил наше право на независимость и союз с Россией. Сразу после референдума в Приднестровье началась активная дискуссия о необходимости унификации государственных систем ПМР и РФ. Понятно, что не Россия должна была двигаться в сторону Приднестровья, а наоборот. Прошло уже более двух лет.

Посмотрим внимательно на политическую систему России. В стране активно действуют многочисленные политические партии, выборы в Государственную Думу и законодательные собрания регионов проводятся по партийным спискам, работает правительство во главе с премьер-министром, на назначение которого во все большей степени влияет депутатский корпус. Ну и, конечно же, развивается институт президентства, который после избрания Дмитрия Медведева главой России получил очередной импульс к саморазвитию.

В послании Федеральному Собранию РФ президент России принципиально расставил точки над i. Теперь роль отдельной личности, гражданского общества, политических партий и независимых СМИ будет только возрастать. В первую очередь, это выразится в повышении влияния на исполнительную власть. Это отнюдь не означает ее ослабления, а скорее наоборот, усиление, т. к. в этом случае управленческие решения будут подкрепляться потенциалом основных институтов гражданского общества и независимых СМИ.

Что на этом фоне мы видим в Приднестровье? По-прежнему сохраняется отжившая свое мажоритарная избирательная система, роль и значение независимых СМИ крайне скромна, вопрос об учреждении правительства и назначении премьер-министра также до сих пор остается в подвешенном состоянии. Это при том, что и по поводу премьер-министра, и по поводу пропорциональной избирательной системы имели место неоднократные положительные высказывания, как президента Игоря Смирнова, так и спикера парламента Евгения Шевчука.

Это вполне понятно, так как первые лица государства осознают жизненную необходимость поступательного движения республики вперед. Тем более, что для этого существуют хорошие стартовые позиции: в ПМР зарегистрировано 10 политических партий, сотни общественных организаций и фондов, десятки религиозных конфессий. Но без масштабной, пакетной политической реформы - все это бесполезные активы. Более того, это те самые активы, которые в случае безразличного к ним отношения со стороны государства могут легко стать инструментом внешнего влияния. Как правило, в партиях, общественных организация и религиозных конфессиях концентрируются социально активные люди, которые - в отсутствие работы с ними со стороны государства - начинают действовать за пределами системы, создавая угрозу дестабилизации внутриполитической обстановки.

Так что же мешает Приднестровью, которое уже располагает добротной социальной базой, провести столь необходимые обществу политические реформы? Обратите внимание: есть воля первых лиц государства, есть глубинная общественная потребность в изменениях, есть результаты референдума и провозглашенный по его итогам курс на унификацию нашего законодательства с российским, но реформы как не было, так и нет. Если вы спросите любого непредвзятого эксперта, в чем проблема, он ответит вам - в сопротивлении бюрократического аппарата, а также отживших свое чиновников и псевдо-идеологов. Состояние застоя для них наиболее комфортно, и они будут сопротивляться изменениям всеми доступными средствами.

Цена чиновничьего эгоизма может быть очень высока - это нарастающие внутренние кризисные явления и выдавливание ПМР на задворки цивилизованного мира, за пределы современной истории. Если у лидеров приднестровского государства, равно как и у гражданского общества республики, имеется инстинкт самосохранения, то сопротивление коррумпированного чиновничества должно быть сломлено и реформа начата.

Оптимальным вариантом видится вариант пакетной реформы. Это когда изменения одновременно коснутся законодательной, исполнительной и судебной властей. В качестве основы этой реформы могут быть взяты идеи из послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию России. Естественно, речь идет о переработанных и адаптированных к приднестровской специфике предложениях.

Уже сегодня можно аккуратно, без фанатизма, но при этом настойчиво поставить вопрос о реформировании избирательного права в сторону выборов по партийным спискам. Избранный таким образом парламент должен получить право влиять на назначение министров и самое главное - премьер-министра страны. Но это будет возможно, если в Приднестровье появится правительство и, соответственно, должность премьер-министра. Всем зарегистрированным в республике политическим партиям на законодательном уровне должен быть гарантирован доступ к государственным средствам массовой информации. Параллельно с этим следует создать лучшие условия для развития независимых СМИ в качестве главного канала общения гражданского общества и власти.

Конечно, это всего лишь краткие наброски, которые могут стать предметом рассмотрения элиты и общества. В складывающейся ситуации политические партии, движения и общественные организации Приднестровья должны внести свои предложения по реформированию политической системы республики. Но при этом надо помнить о том, что все это будет возможным только при соблюдении самого важного условия: при сломе существующего сегодня антиреформаторского чиновничьего слоя. Это непростой процесс и битва будет принципиально жесткой.

В России об этом подумали и в качестве наиболее эффективного механизма воздействия на косную чиновничью среду применят борьбу с коррупцией. Реализация в Приднестровье антикоррупционной государственной политики, несомненно, пошла бы на пользу и обществу, и республике, и предлагаемым реформам. Делать это надо не завтра или послезавтра, а уже сегодня, так как на кону судьба народа и приднестровского государства.