Россия и Китай подписали соглашение о строительстве трансграничного железнодорожного моста через Амур. Он соединит порты Нижнеленинск в Еврейской автономной области и Тунцзян в китайской провинции Хэйлунцзян. Об этом пишет центральная железнодорожная газета "Гудок".

Строительство моста через Амур Россия и Китай планировали начать ещё более десяти лет назад. Согласно предварительным договорённостям, достигнутым ещё в середине 1990-х годов, появиться он должен был в Благовещенске (Амурская область). Однако сейчас место строительства железнодорожного перехода пересмотрено в пользу Еврейской автономной области (ЕАО). "Власти Амурской области не смогли найти инвесторов, поэтому намерение возвести мост в Благовещенске пока таковым и остаётся, хотя от этой идеи регион не отказался. В ЕАО есть инвесторы, готовые выделить необходимое финансирование", - говорит заместитель председателя правительства ЕАО Валерий Гуревич.

Инвестором строительных работ здесь выступает ООО "Рубикон" (дочернее предприятие британской компании Peter Hambro Mining), владеющее лицензией на разработку месторождений Кимканское и Сутарское. На паритетных условиях с китайскими партнёрами эта компания готова оплатить возведение моста, протяжённость которого составит 2180 м. Общая стоимость работ оценивается в 10 млрд руб. Переход через Амур необходим "Рубикону" для поставки добываемой на разрабатываемых ею месторождениях руды в адрес металлургов КНР. Пуск строения в эксплуатацию намечен на 2010 год. Проектные работы будущего строительства уже завершены. "Мост, через который продукция с месторождений будет экспортироваться в Китай, увеличит эффективность работы металлургического комплекса Дальнего Востока и откроет ему кратчайший путь на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Прогнозируемый грузооборот по нему составит в 2010 - 2015 годах до 10 - 12 млн тонн в год, а в последующие годы - 25 - 30 млн тонн. Сейчас металлургические предприятия вынуждены поставлять свою продукцию китайским партнёрам через Хабаровский край и Дальний Восток. Куранакский ГОК, который был запущен в прошлом году, поставляет железорудный концентрат именно по такому маршруту. С появлением моста в Нижнеленинске время и расходы на доставку грузов сократятся. Два китайских металлургических завода в городах Ичунь и Шуан-Яшань располагаются в непосредственной близости от границы и будут получать грузы через несколько часов после их отправки из Нижнеленинска", - сообщил "Гудку" генеральный директор ООО "Рубикон" Сергей Лавриков.

"Мост открывает новые возможности и для социально-экономического развития региона - он даст импульс развитию транспортной инфраструктуры и промышленности Дальнего Востока. Так, благодаря его пуску через несколько лет в ЕАО будет построен горно-обогатительный комбинат, металлургический завод. Эти объекты дадут значительные налоговые поступления в областной бюджет", - сообщил Валерий Гуревич. А к 2020 году, когда в регионе планируется пустить завод по производству чугуна, в Китай по железной дороге пойдёт и этот металл.

Вместе с тем, кроме строительства моста, для вывоза таких объёмов металлопродукции необходимо также реконструировать малодеятельную 120-километровую железнодорожную линию Биробиджан - Ленинское. На развитие путевой инфраструктуры потребуется 12 млрд руб. Причём, говорят в ООО "Рубикон", в первые годы эксплуатации линии и моста перевозить грузы будут тепловозы, но уже к 2015 - 2017 годам линию планируется электрифицировать.