В сентябре 2008 года премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление правительства РФ об увеличении финансирования на 67 миллиардов рублей программы ГЛОНАСС, несколькими днями позже на орбиту были запущены дополнительные спутники. Согласно заявлению Сергея Иванова, до конца года в Государственную думу РФ будет внесен законопроект "О навигационной деятельности", который, возможно, ограничит использование системы GPS в государственном и муниципальном транспорте. В начале октября в Министерстве обороны РФ заявили, что навигационные приборы отечественной системы ГЛОНАСС для Вооруженных сил России готовы к использованию, отметив, что военные операции в Южной Осетии и Абхазии выявили ряд недостатков в системе навигации и связи и для глобализации отечественной системы навигации необходимо вывести на орбиту еще 18 спутников.

Однако "на люди", как всегда вынесли лишь "информационную пену", а практическая часть происходящего осталась за кадром.

Прежде всего, широкой публике стоило бы пояснить, зачем вообще нужна эта ГЛОНАСС, в которую "вливаются" такие немалые государственные инвестиции. В чем смысл системы, американский аналог которой - GPS используется уже в сотнях тысяч коммуникаторов и навигаторов по всей России (не говоря уже о десятках миллионов устройств по всему миру)? С точки зрения конечного потребителя (рядового и корпоративного) ГЛОНАСС не имеет никаких технологических преимуществ перед GPS. Те же спутники на орбите, похожая точность позиционирования. Заявляемые технические характеристики в чем-то лучше GPS, в чем-то хуже. "С точки зрения пользователя навигации практический смысл может быть от внедрения комбинированных приемников, работающих в двух системах ГЛОНАСС-GPS одновременно, - комментирует Андрей Свириденко, президент компании SPIRIT, одного из разработчиков ГЛОНАСС-приемников. - В ситуациях ограниченной видимости спутников одной системы (скажем, в каньонах) наличие спутников другой может повысить устойчивость получения сигнала навигационным потребительским оборудованием". Пожалуй, только в этом можно усмотреть потребительскую "вкусность" системы.

Но смысл ГЛОНАСС скорее геополитический. Американская система навигации GPS контролируется правительством США. Если же посмотреть глобально, то через десяток-другой лет навигационные технологии станут такой же неотъемлемой частью экономической и оборонной инфраструктуры государства, как и телефонная связь, сотовые сети, интернет и прочее. Навигация будет использоваться на транспорте, в геологоразведке и ресурсных отраслях, в сельском хозяйстве. Не говоря уже о ракетах и самолетах, ориентирующихся на местности по спутниковым координатам. Естественно, что в такой ситуации дальновидные люди в правительстве не могут делать ставку на GPS. В этом и есть истинная причина "реанимации" в начале 2000-х уже почти канувшей в лету собственной российской навигационной системы. "Страны Европы и Китай идут по тому же пути и сейчас планируют или уже создают свои навигационные системы, аналогичные ГЛОНАСС и GPS", - отмечает Андрей Свириденко. То есть все хотят быть с навигацией, но без контроля США.

Однако на фоне радужных и светлых перспектив ГЛОНАСС в России вырисовывается несколько весьма острых и щекотливых проблем, которые только "патриотическим" запалом сверху решить пока не получается. Прежде всего, это проблемы приемников. Российская микроэлектронная промышленность безнадежно отстала от Запада и Востока. В стране просто нет технологии производства чипов, позволяющих производить приемники спутникового сигнала ГЛОНАСС с хоть сколько-нибудь похожими тактико-техническими характеристиками на своих GPS-собратьев. Все, что сейчас производится - аппаратно-программные модули приема ГЛОНАСС-сигнала, которые также могут работать и с GPS. Такие комбинированные приемники собираются из отдельных компонентов на электронной плате. Производство хотя и промышленное, но объемы пока небольшие и расширение производства несет с собой ряд опять-таки системных проблем. "Технические характеристики ГЛОНАСС-GPS-приемников, в том числе наших разработок, постоянно совершенствуются, приемники становятся компактнее, уменьшается энергопотребление. Но до тех пор, пока в стране нет технологий производства ГЛОНАСС-чипов, характеристики навигационных устройств для ГЛОНАСС будут хуже, чем у GPS-аналогов", - отмечает Свириденко.

Одной из таких характеристик является цена устройства. Единственный, имеющийся в продаже потребительский навигатор с поддержкой ГЛОНАСС стоит больше 20000 рублей, имеет диагональ экрана 7 дюймов. При том, что многочисленные GPS-навигаторы стоят сейчас от 3000 рублей и выше и представлены в гораздо более широком ассортименте от больших до гораздо более компактных (3-4 дюйма). Неудивительно, что результаты продаж такого "изделия" не впечатляют: по данным аналитической группы Smartmarketing в первом полугодии это устройство заняло порядка 0,12% рынка навигационного оборудования, то есть продажи по сути штучные (да и те, есть мнение, в основном генерируются "спросом на экзотику", в том числе и среди чиновников и бизнесменов, вовлеченных в тему).

На этом фоне очень странно слышать заявления некоторых чиновников о планах на производство сотен тысяч ГЛОНАСС устройств в перспективе менее года. Непонятно, как и на чем все это будет производиться и, что самое главное, - кому это все будет продаваться? Создать же собственную индустрию производства чипов за столь короткое время даже с учетом миллиардных инвестиций также вряд ли возможно - в этой отрасли в России десятилетние технологические отставания.

Другой немаловажный аспект развертывания системы ГЛОНАСС - навигационная картография. Допустим, сигнал со спутника принят и расшифрован, дальше надо показать потребителю, где же он находится в данный момент, и рассчитать оптимальный путь к искомой точке. Крайне важная тема, напрямую связанная с ГЛОНАСС навигацией - производство ПО и навигационных карт местности. Проблема эта общая и для ГЛОНАСС, и для GPS. Основная проблема индустрии навигационного ПО - наличие актуальных, точных и обновляемых навигационных карт. Причем речь идет не просто о векторной карте, с нанесенными на неё объектами. На карте должен быть так называемый "дорожный граф" - совокупность данных о дорожном движении: развязки, светофоры, перекрестки, направление движения в случае разрешения только одностороннего, разметка. Наличие такого графа позволяет пользователю прокладывать оптимальный маршрут. "К сожалению, в нашей стране нет единой актуальной базы информации, по которой можно было бы строить, а самое главное - своевременно обновлять дорожный граф Дорожная ситуация меняется, строятся новые дома, новые дороги, меняется организация дорожного движения - всю эту информацию необходимо своевременно наносить на карту. Помимо качественного дорожного графа важно наличие в навигационном пакете актуального адресного плана, контуров домов, объектов инфраструктуры (точек интереса): заправок, банкоматов, крупных предприятий сервиса и торговли", - отмечает Александр Казаков, генеральный директор ЗАО "Центр Навигационных Технологий", производителя пакета навигационного ПО "Навител Навигатор".

Здесь нельзя не заметить, что отечественная навигационно-картографическая индустрия ушла вперед по отношению к зарубежным коллегам. Несмотря на присутствие на рынке последних и на тот факт, что на рынке навигационного ПО уже существует достаточно плотная конкуренция, а финансовая состоятельность этого рынка очевидна всем (GPS-устройства набирают популярность), рынок этот активно "подминают" под себя именно российские компании. Причина кроется во внимательном учете российскими компаниями наших реалий. Большинство зарубежных производителей ПО, в частности, не учитывают тот факт, что в России не сквозная нумерации домов (дом 1 - дом 3 - дом 5), как в Европе, а есть еще понятия "корпус", "дробь", "строение". К тому же при наличии также растущих рынков Европы и США, зарубежные компании не готовы инвестировать в расширение регионального покрытия России такие деньги, как отечественные компании.

И хотя ни один из производителей картографического ПО и карт не может обеспечить 100% точности своей продукции, а на навигационной карте России еще очень много белых пятен, ситуация именно с картографической частью ГЛОНАСС существенно лучше, нежели с ГЛОНАСС-"железками". "Навигационному ПО и карте все равно, откуда приходит сигнал о координатах объекта, от какой системы - нашей или американской. Мне кажется, что в этом плане перспективы ГЛОНАСС вполне хорошие. На данный момент рынок наводнен GPS-устройствами, рынок этот вполне зрелый, хоть и не до конца сложившийся - на лицо фаза активного роста (200-300% ежегодно). На руках у людей уже сотни тысяч навигаторов и телефонов с GPS-модулем. Только пользователей нашего ПО в России более 400.000 человек. Люди привыкают пользоваться навигацией ежедневно. Активно развивается производство навигационного ПО и навигационных карт. Если в какой-то момент ГЛОНАСС "полновесно" включится в работу, появятся потребительские устройства с поддержкой этой системы, потребитель этого даже не заметит. Та же программа, та же карта. Просто сигнал, вчера генерированный GPS, теперь пойдет от ГЛОНАССа", - комментирует Александр Казаков.

Однако, несмотря на все сложности, участники и эксперты рынка верят в перспективы ГЛОНАСС - его значимость для экономики страны очевидна. "Если финансовый кризис не затронет кардинальным образом финансирование программы, если государство и дальше будет уделять достаточно внимания этой отрасли, то уже в ближайшей перспективе в ГЛОНАСС активно пойдет коммерческий сектор. Все, что для этого необходимо - это, во-первых, реалистично оценивать состояние дел в той или иной отрасли, вовлеченной "в тему", а, во-вторых, создать четкие, прозрачные и равные для всех правила игры, планомерное регулирование деятельности участников рынка: производства и продажи электроники, производство ПО и карт. Но регулирование должно носить не только ограничивающий, но и мотивирующий характер", - замечает независимый аналитик рынка навигации Михаил Фадеев.