Литовский интернет-портал DELFI опубликовал русский перевод статьи идейного лидера пришедших к власти на последних выборах литовских консерваторов Витаутаса Ландсбергиса в газете Lietuvos žinios - "Поляков - на Восток?". Витаутас Ландсбергис подвергает критике политику гуманитарной экспансии Польши на территорию Литвы и других государств бывшего СССР. Он, в частности, пишет:

"В Литве пропагандируется и раздается "карта поляка". Раздается гражданам Литвы, которые по своей воле или воле родителей выбрали это гражданство. В восстановленной независимой Литве всем был предложен выбор. Небольшое число русских, например, не приняли литовское гражданство, выбрав российское. Были и есть ли такие, кто не хотел литовский паспорт и выбрал польский - паспорт Республики Польши, не сообщается, поэтому, наверное, и нет.

Сегодня гражданам Литвы, которые того желают и представляют доказательства, выдается документ Польши о принадлежности лица к польскому народу. Граждане Польши не могут претендовать на "карту поляка" (говорится в законе Республики Польши). Поляки, проживающие во многих странах мира, больше в западной его части, тоже не получают "карту поляка", подтверждающую принадлежность к польскому народу.

Новый закон не объясняет то, что они не поляки, или только не относятся к польскому народу. Исключение - только для лиц, проживающих "на Востоке". Это политически точно очерченное пространство, 15 зарубежных стран от Эстонии (не Финляндии) до Киргизии (не Монголии). Наверное, оно включает и Калининград, который после 1945 года стал частью Востока. Согласно этому недействительному в Литве документу получается, что литовский поляк, проживающий, например, в Клайпеде, считается "поляком на Востоке". Поляк, гражданин Литвы, работающий где-то в Европе или Америке, если желает подчеркнуть свою иную идентичность, становится "восточным поляком". Он - особой категории и отличается от "просто поляка".

Так Варшава, неумно следуя примеру более хитрой Москвы, утверждает в головах нехорошее понятие постсоветского пространства, отдавая ей и временно захваченные бывшим СССР государства Балтии. С этой геополитикой Варшава не чувствует, что и сама идет на Восток. Конечно, поляки, которых касается это официальное предложение, сами выберут, хотят ли они быть "поляками на Востоке", какими-то восточными жителями, или просто европейцами в Евросоюзе".

Как уже сообщал ИА REGNUM, с марта 2008 года Польша выдает жителям Литвы, Белоруссии, Украины и России, считающими себя поляками или связанными с польской культурой "карту поляка", владение которой подразумевает ряд значительных льгот в Польше. Такая аудитория "карты поляка" объясняется тем, что, как подчёркивает нынешний президент Польши Лех Качиньски, эти люди "в результате послевоенного сдвига границ на запад - оказались за рубежами родины": "Часть моей семьи происходила с территории бывших восточных рубежей Польши (по-польски: "dawnych kresów Rzeczypospolitej"; белорусски: "даўніх польскіх Крэсаў"; украински: "колишніх східних окраїн Речі Посполитої"; литовски: "buvo Lenkijos pasienio" - здесь исторически общая для Литвы и Польши Речь Посполитая именуется только "Польшей"), - и поэтому судьба соотечественников на востоке - тех, кто никогда не отрекался от своей родины, но кто из-за изменения границ перестал быть ее гражданином, - мне особенно близка".

Польские "Кресы" ("kresy", "окраины", "na Kresach", "на Украине") - Kresy Wschodnie (восточные окраины) включали в себя литовские и славянские земли до Риги, Ржева, Гомеля и южнее - границы Дикого поля, выхода в Чёрное море между Днепром и Днестром; Kresy Zachodnie (окраины западные) - Гданьское Поморье, Горную Силезию и др. - сегодня входящие в состав Польши.

Как писал в ИА REGNUM исследователь политики "кресов": "На свои литовские, белорусские и украинские пределы Польша прямо смотрела и смотрит как на утраченные в вековой борьбе с Россией и СССР колонии, "имперские" территории, в которых господство польской метрополии имело этническое, политическое, классовое, культурное и экономическое измерение.... для Польши Литва и особенно её столичный Виленский край - это уже 70 лет как утраченное Косово, часть государственной ойкумены...

В видимом из России базисе современной польской идентичности лежат: 1. традиционный культурно-исторический мессианизм по отношению к "диким сарматам"; 2. государственная идеология, построенная на исторических претензиях к соседям ("историческая политика"); 3. философия мягкого империализма, твёрдо выраженного в имени "кресы", под которым польская традиция понимает Литву, Белоруссию и Украину (на востоке), воссоединённую часть немецкой Польши (на севере и западе). Само сравнение восточных и западных "кресов" однозначно говорит о том, что "восточные окраины" понимаются как "недовоссоединённые" земли Польши".