В последнее время в различных СМИ Молдавии все чаще стали появляться материалы, призванные внушить гражданам нашей страны идею о том, что экс-премьер-министр Молдавии Василий Тарлев является мессией не только для нашего псевдогосударства и его народа, но и для всего народа, проживающего на постмолдавском пространстве. При этом делаются попытки обелить и снять с него ответственность за последствия той неуклюжей и невнятной политики, которую он, проводил вместе с президентом Ворониным в течение семи лет, будучи премьер-министром страны. За что он, естественно, должен будет, рано или поздно, понести ответственность и заслуженное наказание наряду с президентом страны и его ближайшим окружением.

Тот факт, что Василий Тарлев, освобожденный 19 апреля 2008 года от должности председателя правительства Молдавии и возглавивший 27 сентября 2008 года партию Центристский союз Молдавии, членом которой он до этого дня даже не являлся, никоим образом не означает, что Тарлев в одночасье изменил своим взглядам, принципам и убеждениям, которыми он ранее руководствовался, а также интересам семьи президента, которым он служил верой и правдой в течение последних семи лет.

Сейчас доверчивого молдавского избирателя пытаются в очередной раз ввести в заблуждение заявлениями о том, что большинство населения не только Молдавии, но и Приднестровья с радостью готово поддержать экс-премьера Тарлева с его молодой и динамичной командой. Кстати, сам состав этой "молодой и динамичной команды" держится в строжайшем секрете от граждан Молдавии, видимо, из-за боязни, что сглазят. Эта команда, во главе с Тарлевым, по их словам, намерена возродить и модернизировать экономику, реформировать социальную сферу, скорректировать внешнюю политику Молдавии таким образом, чтобы она в наибольшей степени соответствовала национальным интересам страны. При них якобы нельзя будет наживаться на "крышевании" импортеров и на валютных спекуляциях. Нельзя будет пускать на приватизацию за бесценок лакомые и доходные государственные предприятия и т.д. Мало того, массово тиражируется, что лично Тарлев и его "молодая и динамичная команда" считают, что центральным властям Молдавии необходимо с пониманием относиться к тем проблемам, которые волнуют сегодня общественность и власть Гагаузии, и они ищут мирные подходы к урегулированию конфликта с Приднестровьем, исключающие силовое давление на Тирасполь. Но что мешало г-ну Тарлеву, "молодому, но с громадным опытом государственной деятельности и широко известному гражданам страны", воплощать все эти ныне громогласно и часто декларируемые задачи и принципы в жизнь, в своей практической деятельности в течение 7-ми лет, когда он возглавлял правительство Республики Молдова? Что мешало Тарлеву с пониманием относиться к тем проблемам, которые волновали тогда и волнуют сегодня общественность и власть Гагаузии? Что мешало премьер-министру Тарлеву в 2002 году, когда в Гагаузии осуществляли государственный переворот и незаконно смещали с занимаемой должности всенародно и законно избранного башкана Гагаузии Дмитрия Кройтора, потребовать от своих подчиненных министров строго соблюдать законы и не нарушать Конституцию страны и прекратить издеваться над народом Гагаузии и его выбором. Тем более что Кройтор лично к нему неоднократно тогда обращался за помощью. Ответ однозначный: ничто не мешало. Просто действовала повседневная холуйско-рабская готовностьТарлева, не задумываясь о последствиях, выполнить любое указание и распоряжение президента.

А как искал г-н Тарлев, будучи премьер-министром Молдавии, мирные подходы к урегулированию последствий молдавско-приднестровского конфликта, "исключающие силовое давление на Тирасполь", можно судить по осуществляемым его правительством незаконным мероприятиям по экономической блокаде Приднестровья и их последствиям для приднестровцев. А они, по большому счету, свидетельствуют о геноциде этого народа. А, о его отношении к выбору и чаяниям народа Приднестровья свидетельствует тот факт, что он не только не признал результаты референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года, но фактически высмеивал волеизъявление приднестровского народа. Следует подчеркнуть и тот факт, что Тарлев, ни будучи главой правительства, ни после того, как возглавил Центристский союз, как и многие другие политики Молдавии, до сих пор не покаялся перед народом Приднестровья за военную агрессию и геноцид, которые официальный Кишинев осуществил в отношении народа Приднестровья в 1992 году. Кроме того, следует отметить, что мирный подход Тарлева к приднестровскому урегулированию, "исключающий силовое давление на Тирасполь", ничем не отличается от подхода его президента Владимира Воронина. И тот, и другой готовы на урегулирование только при условии, если Приднестровье согласится сдаться на милость Кишинева, добровольно ликвидировав свое государство и отказавшись от своего суверенитета и независимости на основе молдавского закона "Об особом правовом статусе Приднестровья" от 22 июля 2005 года, как в свое время отказалась от своей независимости Гагаузская Республика. Как известно, народ Приднестровья свой выбор уже сделал и однозначно не приемлет указанный закон.

Утверждение официального Кишинева, которое в качестве главы молдавского правительства озвучивал и Тарлев, о том, что в Приднестровье проживают молдавские граждане, мечтающие о скорейшем объединении с Молдавией, мягко говоря, не соответствует действительности. Да, в Приднестровье проживают и граждане Молдавии. Но, во-первых, большинство из них приняло молдавское гражданство вынужденно, из-за необходимости очень легко и почти бесплатно получить загранпаспорта для выезда за границу. И они, имеющие молдавские паспорта, отнюдь не считают себя молдавскими гражданами, а Республику Молдова своей Родиной и Отечеством. Во-вторых, прошедший в Приднестровье референдум 17 сентября 2006 года показал, что даже граждане Приднестровья, имеющие второе молдавское гражданство, проголосовали против вхождения Приднестровья в состав Молдавии. Поэтому, следует признать, что и в этом вопросе у господ Тарлева и Воронина, как и раньше, одна и та же согласованная позиция.

Исходя из этого, на мой взгляд, следует согласиться с мнением некоторых молдавских политологов и политиков о том, что это предвыборный проект лидера ПКРМ Воронина. Последующие события неоспоримо свидетельствуют о том, что фигуру Тарлева молдавские коммунисты намерены использовать в полной мере для ловли в свои сети голосов избирателей на предстоящих парламентских выборах в марте 2009 года. Об этом свидетельствует и фактически развернувшаяся ныне в различных СМИ, в том числе и контролируемых коммунистами, пиар-кампания Тарлева и возглавляемого им Центристского союза Молдавии. Все эти отказы в регистрации Тарлева в качестве председателя партии, когда сама партия проходит перерегистрацию, являются ни чем иным, как попыткой поднять его рейтинг. А избрание Тарлева председателем партии открытым голосованием, вместо прописанного в уставе тайного голосования, было сделано умышленно. Не полные же идиоты собрались на съезд этой партии, а "молодая и динамичная команда"! Мелкие уколы, легкая критика Тарлева и партии ЦСМ - все это делается для того, чтобы потом появилась возможность говорить электорату: вот, партия власти устраивает гонения наТарлева и ЦСМ, потому что боится его зарегистрировать, боится, что за ЦСМ проголосуют избиратели и т.д., что мы отчасти уже и наблюдаем. К тому же при таком раскладе, молдавским коммунистам, в случае нехватки голосов для удержания монополии на власть в своих руках, не надо будет и тратиться на покупку дополнительных голосов в будущем парламенте. Мандаты депутатов от Центристского союза Тарлева обеспечат им лишние голоса бесплатно. Лидер ПКРМ Воронин рассчитывает, что ручную партию Тарлева на выборах непременно поддержат те избиратели, которые ранее вообще не участвовали в выборах, так как не верили ни левым, ни правым партиям. А также избиратели Гагаузии, которые в большинстве своем уже разуверились в лживых обещаниях ПКРМ и не поддерживают их на выборах. Аналитики ПКРМ также рассчитывают, что за партию Тарлева проголосуют возвращающиеся на родину гастарбайтеры и проживающие в Приднестровье избиратели, которые пока ещё не определились, за кого они буду голосовать на предстоящих выборах.

Предстоящий в 2009 году уход лидера ПКРМ Владимира Воронина с поста президента Молдавии многие аналитики и политики ошибочно связывают с неминуемым нанесением сильного удара по властным амбициям и перспективам правящей Партии коммунистов. На наш взгляд, это ошибочная позиция. Воронин потому и не подготовил себе достойного преемника, потому что не собирается никому отдавать власть в Молдавии. Воронин уже неоднократно подчеркивал, что Молдавия, согласно Конституции, парламентская республика. А это означает, что Воронин после марта 2009 года собирается занять пост председателя парламента. В этом случае он снова остается фактическим главой молдавского государства. Так как будущий президент Молдавии, у которого в руках не будет безотказной машины для голосования в виде правящей партии ПКРМ в парламенте, вынужден будет довольствоваться, как и положено по Конституции, только представительскими функциями.

Даже если предположить, что в новом парламенте Молдавии образца 2009 года будет создана коалиция на основе договоренности о сотрудничестве между ПКРМ и Центристским союзом Молдавии (как мечтает вождь ПКРМ), то вероятнее всего, новым президентом может быть избран Владимир Цуркан или Мариан Лупу. Но это неважно, учитывая только представительскую роль будущего президента в жизни страны. Премьер-министром Молдавии может быть назначен Тарлев, как уже проверенный и испытанный человек Воронина. А председателем парламента, в действительно парламентской республике будет избран Воронин, который фактически закрепит за собой всю полноту реальной власти в Молдавии.

Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат)