В Воронежском государственном университете 24-26 ноября состоялась международная научная конференция "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в общественном комитете "Воронежцы за трамвай".

В рамках конференции 25 ноября состоялся круглый стол, посвященный территориальному планированию и транспортной проблеме крупных городов на примере Воронежа. Круглый стол вели руководитель Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Леонид Яновский и заведующий кафедрой экономики труда и основ управления ВГУ Владимир Эйтингон. В обсуждении также участвовали заместитель руководителя Главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области Юрий Низовцев, руководитель управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж Анатолий Бородецкий, начальник управления транспорта администрации городского округа г. Воронеж Дмитрий Крутских, депутат Городской Думы Галина Кудрявцева.

Основной темой обсуждения стала презентация проекта строительства легкорельсового транспорта ("скоростного трамвая") в городе Воронеж. Основным докладчиком по данному вопросу выступит сопредседатель Межрегионального общественного движения "Город и транспорт", являющегося консультантом проектов легкорельсового транспорта в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, Антон Буслов. Доклад "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже" включает в себя экономическую оценку работы транспортного комплекса Воронежа, а так же презентацию первой очереди строительства легкорельсового транспорта в городе. В докладе было отмечено, что в настоящий момент городской пассажирский транспорт вносит 43%-й вклад в автотранспортный поток на магистралях города, однако при этом в городе остается 40% дефицит транспортного обслуживания. В городе практически нет электротранспорта (его в Воронеже 4% от общего числа перевозок, при том что для развитых стран характерен показатель не менее 45%). Кроме того, под угрозой срыва находятся трудовые перевозки, т.к. средний воронежец простаивает в пробках уже более 40 минут в сутки. Решением этой проблемы могло бы служить внедрение выделенных полос для общественного транспорта, причем следуя мировому и российскому опыту такие полосы необходимо устраивать по центральной оси улиц. Безрельсовый транспорт, как это было подчеркнуто в докладе, имеет много меньшую провозную способность, чем рельсовый (семь тысяч пассажиров в час, против 25 тысяч пассажиров в час), но при этом требует большую ширину полосы. Поэтому оптимальным решением для Воронежа может стать внедрение легкорельсового транспорта (ЛРТ) - скоростного трамвая. Вагон современного трамвая, производство которых уже налажено в нашей стране, вмещает до 300 пассажиров и развивает скорость до 90 км/час. Кроме того, государственная поддержка позволяет данному проекту рассчитывать на федеральное софинансирование. Интерес к проекту проявили и некоторые частные компании, в том числе завод-производитель вагонов, который готов рассмотреть различные схемы лизинговой поставки своей продукции в Воронеж.

В качестве первого шага внедрения системы ЛРТ предложена трасса от Перхоровича до вокзала, которая позволит максимально использовать землеотвод существующих трамвайных путей. На этом 10,5 км участке предполагается сделать 11 станций, каждая из которых будет защищена от дождя и ветра, и обустроена безопасно для пассажиров. На станциях, кроме того, должны быть установлены информационные табло, сообщающие о времени прибытия ближайшего трамвая. По оценкам авторов доклада, такая система обойдется городу в 1,5 миллиарда рублей, однако финансирование может идти из городской, региональной и федеральной казны, а так же от частных инвесторов.

Как было отмечено присутствующими на заседании круглого стола, понимание необходимости развития скоростного рельсового транспорта в Воронеже уже есть. В своем выступлении заместитель руководителя главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области Юрий Низовцев отметил деградацию транспортного комплекса города, которая произошла с развалом муниципальных транспортных предприятий. Особое внимание он уделил повышению аварийности на транспорте, произошедшему с развалом электротранспорта. Главный архитектор Воронежа Анатолий Бородецкий отметил, что трамвай занесен в Генеральный план города. Начальник управления организации городских пассажирских перевозок Дмитрий Крутских признал порочной существовавшую в прошлые годы практику демонтажа рельсов, и разрушения хозяйства электротранспорта. Было отмечено, что и на тех участках где ведется демонтаж трамвайного полотна в будущем возможно его строительство, но уже по новым технологиям. Городские власти готовы предоставить потенциальным инвесторам земельные участки для строительства депо и других объектов необходимых для развития трамвайной инфраструктуры.