Все более набирающий силу глобальный экономический кризис вытеснил Абхазию, еще недавно занимавшую передовицы центральных газет и журналов, из медийного пространства. Но жизнь в стране, пусть и не бурно, но течет. И, что примечательно, в то время как весь мир озабочен тем, как преодолеть или хотя бы минимизировать разрушительную силу кризиса, в Абхазии никто о нем не упоминает ни единым словом.

Причин несколько. Во-первых, - разговоры о нем бессмысленны, поскольку в стране полностью отсутствуют какие бы то ни было механизмы и рычаги воздействия на него. При объявлении независимости желания самостоятельно поплавать в океане мировой экономики было хоть отбавляй, но, как выяснилось, одного лишь желания мало. Оказывается для этого нужно уметь управлять "кораблем" и знать законы "мореплавания". И в результате их полного незнания страна оказалась подобна щепке, вынесенной "рекой" большой политики в "океан" мировой экономики. И теперь одному лишь богу известно, когда и к какому берегу её прибьют течения и волны.

Казалось бы, получив политическое признание и экономическую поддержку мощного соседа, власти Абхазии должны были бы тут же приступить к реформированию социально-экономической системы. Но, несмотря на все изменения, произошедшие со времени распада СССР, форма и характер отношений, сложившиеся между Москвой и Сухумом во времена СССР, существенных изменений не претерпели. Как рассматривали власти Абхазии Москву в качестве центра распределения материальных ресурсов, а себя лоббистами по их "выбиванию", так и продолжают. Причем, просят денег не на реформы, жизненно необходимые стране, а на текущие расходы, т. е. содержание самих себя. Свидетельством же того, что ресурсы, выделяемые Москвой, до народа не доходят вообще, является хотя бы тот факт, что за все постсоветское время в стране не возникло ни одного нового реально функционирующего предприятия. Более половины населения безработны и, перебиваясь случайными заработками, влачат жалкое существование. Причина же лежит на поверхности.

Продекларировав государственность, власти ограничились лишь созданием атрибутов государства, а также больше декоративных, нежели функциональных политических институтов, которые абсолютно неспособны обеспечить развитие страны. Объявив об отказе от планового принципа хозяйствования и переходе на рыночные, власти не создали ни одного механизма и инструмента, необходимого для функционирования экономики в новых условиях. В результате социально-экономическая система страны оказалась подобна автомобилю, из которого старые детали вынули, а новые не вставили. Но, что еще хуже, никто и не собирается их вставлять, то есть - проводить реформы. О них даже речи не идет. Во власти нет абсолютно никого, кто способен не только подготовить программу (проект) реформ, но даже внятно сформулировать задачи. И в таком положении ей предстоит не только встретить неотвратимо надвигающийся, как цунами, кризис, но и выйти из него. Сможет ли? Если да, то, каким образом? А главное - какой она будет на выходе из него?

Не имея собственной валюты, все годы своего существования Абхазия буквально задыхается от дефицита ликвидности, и находится в перманентном состоянии, которое в любой нормальной стране классифицировалось бы как острый экономический кризис. Глубину его характеризует то, что в стране сегодня нет ни одной полноценно функционирующей системы жизнеобеспечения (обороны, энергетики, транспорта и транспортных коммуникаций, систем ЖКХ, здравоохранения, образования, пенсионной и т.д.). Все их предстоит создавать практически с нуля. Стоимость же их создания, по предварительным подсчетам, колеблется от 7 до 10 миллиардов долларов (в зависимости от желаемого качества). Доходная же часть бюджета (без внешних вливаний), заявленная еще до кризиса, составляет чуть более 40 млн. долларов, которые все идут на потребление: мизерные зарплаты и пенсии, сами требующие многократного увеличения. Следовательно, при нынешнем принципе хозяйствования и темпах развития все перечисленные системы в принципе не могут быть созданы даже в исторической перспективе.

Кризис ударит по Абхазии гораздо сильней, чем по соседним странам. Они, в отличии от неё, обладая эмиссионными центрами, могут поддерживать свои экономики деньгами даже в режиме гиперинфляции. Абхазия же, не имеющая национальной валюты, зато имеющая шестикратное отрицательное внешнеторговое сальдо, при дефиците финансов и их удорожания, очень быстро окажется в условиях жесточайшего денежного голода и экономического коллапса. При сегодняшнем отношении народа к власти, это вполне может спровоцировать неконтролируемые социальные процессы. Чтоб не допустить их, нужно дать народу хотя бы надежду, - приступить к конкретным полномасштабным реформам по построению полноценной рыночной системы, что для народа будет подобно свету в конце туннеля. Но проблема в том, что власть, костяк которой составляет бывшая советская партноменклатура, ни морально, ни интеллектуально не готова к ним. Сложившееся положение, когда дотации Москвы позволяют содержать себя безбедно, а возможность пользоваться государством лишь в своих интересах позволяет чувствовать себя комфортно, её вполне устраивает, тогда как перемены могут изменить его.

Народу же отказано буквально во всем, в том числе и в защите, что привело к расцвету насилия, клановости, преступности и стало препятствием для нормального развития общества. Особое же беспокойство и возмущение народа вызывает распродажа страны, осуществляемая властью в полускрытой, слегка легализованной под видом приватизации форме, и что вырученные с этого деньги исчезают, словно вода сквозь песок. Но все понимают, откуда взялись десятки "лексусов", "хаммеров" и "порше", которые вопреки всякой логике вдруг появились на дорогах абсолютно экономически не развивающейся Абхазии. Прекрасно понимая, к чему в конечном счете приведет продолжение такой "экономической политики", народ, желая спасти родину, с нетерпением ждет следующих президентских выборов. Свою главную задачу он видит в необходимости оздоровления власти, в том, чтоб привести к ней людей, способных вывести страну на путь развития.