На прошлой неделе "Система-галс" закрыла сделку по продаже контрольных пакетов (по 51%) в двух компаниях - "Организаторе" и ПСО "Система-галс", специализирующихся на инфраструктурном строительстве, рассказал источник в "Системе". Покупателями стали миноритарные совладельцы этих компаний - Валерий Абрамсон и Артур Минц ("Организатор") и Олег Никулин (ПСО "Система-галс"), пишут сегодня "Ведомости". Есть такая сделка; обе компании войдут в ЗАО "Инфраструктура", контролируемое Романом Абрамовичем, рассказал близкий к бизнесмену источник. По его словам, на базе "Инфраструктуры" создается холдинг по транспортному строительству. Сумму сделки никто не раскрывает. Абрамсон сейчас председатель совета директоров "Инфраструктуры", вчера он отказался комментировать сделку. С Минцем и Никулиным связаться не удалось. Представители "Системы", "Система-галс", "Организатора" отказались от официальных комментариев.

ООО "Организатор", созданное в 1995 году Геннадием и Владимиром Муравиными, - заказчик крупнейших транспортных строек Москвы: реконструкции Московской кольцевой автодороги (МКАД), участка Третьего транспортного кольца (ТТК) от ММДЦ "Москва-сити" до Автозаводского моста, Лефортовского тоннеля. Сейчас занимается строительством Звенигородского шоссе и эстакады рядом с Павелецким вокзалом.

ЗАО "ПСО "Система-галс" создано в марте 2004 года для оказания инжиниринговых услуг при строительстве Звенигородского шоссе, владеет блокпакетом ОАО "Сибмост". Сейчас компания участвует в строительстве Северо-Западного тоннеля (часть Звенигородского шоссе), проектировании Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье, пешеходного перехода от Нескучного сада до "Москва-сити".

Обе компании являются техническими заказчиками: организуют строительный процесс, начиная от подготовки к конкурсам по выбору подрядчиков и заканчивая сдачей готового объекта; занимаются подготовкой, согласованием и утверждением проектной документации; ведут технический надзор. Комиссионное вознаграждение технического заказчика составляет 2-4%, говорит гендиректор "Штрабага" Александр Ортенберг. На реконструкцию МКАД бюджет города потратил $3,5 млрд, на Лефортовский тоннель - $1,46 млрд, на ТТК - $5,95 млрд.

Источник в "Системе" объясняет продажу активов тем, что направление инфраструктурного строительства развивается не так активно, как хотелось бы. Выручка "Система-галс" от бизнес-направления "Управление проектами и строительством" (инфраструктура и подряд) в 2007 году составила $28,6 млн: почти на треть меньше, чем в 2006 году ($39,9 млн); а в первом полугодии 2008 года - $8,1 млн, почти вдвое меньше, чем в первом полугодии 2007 года ($14,6 млн).

Два близких к Абрамовичу источника рассказывают, что контрольный пакет (51%) ЗАО "Инфраструктура" принадлежит структурам бизнесмена, а 49% - Абрамсону. В марте этого года компания подписала контракт с немецкой Herrenknecht AG, которая построит для нее самый большой в мире горнопроходческий щит для прокладки тоннелей.

Щит диаметром 19 м способен за месяц строить 250-300 м тоннеля в два яруса, вмещающего четыре полосы автодороги и линию метро либо три полосы в каждую сторону; его стоимость эксперты оценивают в 100 млн евро.

Этот щит поможет "Инфраструктуре" стать крупнейшим подрядчиком в строительстве транспортной инфраструктуры, надеется Абрамсон. "Мы хотим создать компанию, которая будет заниматься самыми сложными инженерными проектами - от проектирования и управления до строительства", - сказал он вчера "Ведомостям". По словам Абрамсона, "Инфраструктура" планирует участвовать в строительстве Орловского тоннеля в Петербурге, ЦКАД и Четвертого транспортного кольца в Москве, в олимпийских стройках Сочи.

"Программа инвестиций в транспортное строительство России соизмерима с вложениями в этот сектор во всей Европе", - рассказывал ранее гендиректор "Трансстроя" Юрий Рейльян. Правительство приняло стратегию развития транспортной отрасли, согласно которой Россия до 2030 г. потратит на нее 170 трлн руб. Инвестиции сократятся как минимум на 30% из-за кризиса, тем не менее это огромные деньги, говорит Роман Громов, аналитик Unicredit Aton. По его словам, государство будет выделять средства на инфраструктурные проекты и в выигрыше будут те компании, которым удастся получить крупные господряды.