Выращенный США в качестве главы Афганистана, но и так и не ставший главой всей страны, Хамид Карзай торопит патрона: требует установить сроки вывода оккупационных войск, готовится к переговорам с талибами, наиболее вероятным итогом чего станет либо бегство Карзая обратно к семье в США, либо его грязная казнь в духе казни другого афганского лидера - Наджиба, брошенного на произвол судьбы СССР и преданного переговорщиками. Так всё сложно. Цейтнот.

И поэтому велика вероятность эскалации военного вмешательства США в Афганистане, которая, в погоне за "ненулевой суммой" всей предыдущей военной игры в регионе, начатой с Бен Ладена, приведёт к ускоренному уходу США из Ирака. Новая жатва демократии в Афганистане и уход США из Ирака будут иметь катастрофические последствия для континента. Континент к этим последствиям не готов.

Одно лишь вовлечение в сферу конфликта ядерного Пакистана станет, несомненно, страшнее недавних событий в индийском Мумбае. И только лишь окончательное разрушение афганской государственности и поражение евроатлантических сил призрачного "сдерживания" вызовет цепь новых партизанско-террористических угроз в Средней Азии, социальные последствия которых в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии будут прямо угрожать их государственности. Россия, не имеющая регулярной границы с Казахстаном, гарантирующей от инфильтрации этого конфликтного потенциала на свою территорию, к такому сценарию не готова и не может быть готова даже в теории.

Перед лицом новой активной афганской войны новые и старые энергетические проекты в регионе поблекнут, о железнодорожных, энергосетевых и газoпроводных проектах из Туркмении в Персидский залив придётся забыть - и вспомнить, разве что, о "спасительном" козыре ныне абстрактной и мёртвой идеи газопровода NABUCCO, тщащегося увести сказочный туркменский газ в Европу через Закавказье.

Но Закавказье уже не воспользуется этим раскладом, ибо главным результатом переноса центра военной активности США в регионе из Ирака в Афганистан станет раскол Ирака и окончательная суверенизация иракского Курдистана в качестве независимого государства. Не столь важно сейчас, сколь далеко идущие надежды связывают США с Курдистаном, - важно, что военно-экономически Курдистан состоялся как государство, независимо от того, справится ли он с ролью нового "непотопляемого авианосца" США против Сирии и Ирана, ролью безыскусного "сдерживателя" против исламистской Турции. Курдистан - состоятелен и тем радикальней будет "эффект домино" в регионе, тем суровей этот эффект отразится на Закавказье.

Ужас американского философствования о "глобальных Балканах от Косово до Синьцзяна" (уж не хочет ли товарищ Бжезинский повторения косовского сценария против китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района) состоит в том, что его часто оказывается достаточно для принятия прикладных военных решений. Проблема не во вмешательстве США в дела далёкого от них континента, а в его крайней неэффективности, порождающей хаос. И Курдистан - уже реальность, стыдливо укрываемая его невключением в ряд существующих де-факто, но пока не признанных государств. Его появление де-юре уже не уравновесить никаким антиисламским военным переворотом в Турции: логика региональной борьбы за доминирование на всё ещё горячих остовах Османской и Российской империй неизбежно приведёт к подчинению Грузии турецко-азербайджанскому контролю, внутригрузинской суверенизации Аджарии и азербайджанского Борчалы (Квемо Картли), подавлению армянского Джавахка (Джавахети), угрозе изоляции Армении, категорическому ослаблению Карабаха, форсированному присутствию турецких интересов - монопольных в Нахичевани, конкурирующих - в Абхазии, Крыму, Гагаузии.

Не то чтобы по единому конспирологическому плану, но с какой-то банальной предопределенностью достроится конфликтный паззл новых границ и расколов на Балканах: раздел Косово на албанскую и сербскую части, раздел Боснии и Герцеговины, раздел Македонии на албанскую и македонскую части - и тяготение растущих албанских квазигосударств к единому албанскому ядру - будут подозрительно срифмованы с ядром нового Курдистана посреди этнографических курдских земель.

В этом контексте отчленяемая от Сербии отчасти венгерская Воеводина и повышающая свой региональный статус в Румынии венгерская Трансильвания - не смогут не создавать прецедента для венгерских меньшинств в Словакии и украинском Закарпатье, не смогут не подталкивать Румынию к укреплению своих позиций на украинской Северной Буковине и к равновесному поглощению Молдавии. Молдавии, всё более жёстко конфликтующей с Гагаузией и Приднестровьем, предстоит стать лишь одной из костей этого бесконечного "эффекта домино". И за ней уже явственно и во весь рост встаёт перспектива кризисной и воинственной Украины, проамериканские (в любом своём обличии) власти которой намерены ответить на единственно спасительный для неё (перед лицом Косово и Курдистана) сценарий федерализации - кровью.